Вопрос 4. Особенности осуществления предупредительной деятельности в мегаполисе
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Мегаполис уже объективно располагает собственным негативным комплексом. Сама социальная среда мегаполиса, дифференцированная в сфере социальных взглядов, противоположная единообразной сельской среде, ведет к социальной индивидуализации рабочего (и не только рабочего), к выходу за пределы тех норм, которые налагались традиционной сельской общностью. Противоправные способы решения жизненных проблем, которые применяются отдельными людьми, также имеют социальную значимость. Всякое проявление жизни индивида - даже если оно не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни. Эти утверждения относятся как к личностным характеристикам уличных правонарушителей, так и к способам и результатам их противоправных действий. Современный уровень организации производства и жизни в целом такой, что человек в рамках этой организации объективно включается в сложную структуру множества разнообразных связей и с трудом может контролировать их состояние. Обратная сторона этого процесса заключается в том, что в отношении каждого человека резко сокращается степень социального контроля. В криминологическом понимании вопроса социальный контроль - это система средств воздействия общества и социальных групп на личность и малые группы с целью регуляции их поведения в соответствии с социальными нормами. Контроль существует на уровне государственных структур, общественных формирований и на личностном уровне. По времени действия контроль бывает постоянный, периодический и эпизодический. Служба полиции общественной безопасности относится к виду государственного контроля и, в свою очередь, осуществляет контроль непосредственно и опосредованно. Непосредственно - путем личного наблюдения за оперативной обстановкой на улице. Опосредованно - через различные источники информации.
Социальный контроль и общесоциальная профилактика начинается с семьи. В настоящее время в условиях современного мегаполиса традиционная трехзвенная семья, при которой старшее поколение не только присматривало за внуками, но и передавало им свой жизненный опыт, почти полностью распалась. Родители значительную часть времени заняты производственной деятельностью, причем нередко территориально весьма отдаленной от места жительства семьи и детей. Дети во внешкольное время предоставлены сами себе, обычно улице, влияние которой по оценке большинства специалистов в области криминологии отрицательно. В крупных городах большое количество неблагополучных и неполных семей, где социальный контроль или усечен или отсутствует. В подростковой уличной компании очень многое зависит от направленности личности лидера. Дети без достаточного родительского влияния часто инстинктивно тянутся к лидеру своей группы. В большинстве случаев это более старший подросток. Такие явления усиливаются некоторыми чисто городским факторами. Высотные многоквартирные дома, проходные дворы огромной площади и в результате – «ничьи» дети в больших городах. В большом городе существуют довольно острые проблемы, обусловленные концентрацией населения, порождающие конфликтные ситуации на улицах. В то же время регуляцию своего поведения в большинстве случаев осуществляет сам индивид, а более эффективные формы социального контроля и общесоциальной профилактики преступлений, присущие сельской жизни, отсутствуют. Разнонаправленные, неоднородные процессы, происходящие в городской социальной среде составляют определенный фон городской жизни, побуждают одних и тех же людей в различных ситуациях действовать в соответствии с индивидуальными ориентациями или же выработанным стереотипом поведения для данной ситуации. Объективные условия уличной городской среды требуют для определенных ситуаций некоторых навыков поведения.
В массиве уличной преступности согласно имеющимся данным приезжие совершают около 30% регистрируемых уличных преступлений. Этот факт говорит о том, что при правильной организации общесоциальной профилактики в условиях мегаполиса есть значительный резерв сокращения преступности в мегаполисах. Как за счет профилактической работы в отношении приезжих, так и местного населения. Наиболее перспективные возможности заложены в социапьных условиях, точнее в социальных регуляторах поведения людей в сфере улицы. Такие регуляторы должны стимулировать позитивное поведение людей. Например, рецидив преступного поведения, среди ранее судимых, которым было разрешено вернуться к семье, и получить регистрацию по месту жительства в мегаполисах составляет 4%, от всех рецидивных проявлений, что намного меньше любого другого вида проявлений рецидивной преступности. Здесь есть несколько факторов. У человека появилась определенность: семья, жилплощадь, работа и пропадает желание все это променять на «зону». Возвращение к семье, в большинстве случаев, является мощным антикриминогенным фактором. Взаимосвязь злоупотребления алкоголем с преступностью установлена однозначно. Но в условиях сниженного социального контроля, характерного для уличной среды, труднее применять современные меры по предотвращению преступлений со стороны пьяных или в отношении них. Предупреждение преступности представляет собой комплекс социально-экономических, организационных, тактических и других мероприятий, направленных на нейтрализацию криминогенных факторов. Система профилактики состоит из субъектов, осуществляющих эту работу, объектов на которые направлены предупредительные меры и самих мер профилактического воздействия. В теории и на практике выделяют три основных уровня профилактики: - общесоциальный, включающий в себя деятельность государственных институтов, для которых эта функция не является профессиональной. Успех в этом направлении определяется социально-экономической политикой, проводимой государством;
- специально-криминологический - это предметное воздействие на отдельные виды или группы преступлений (например, экономическую, насильственную, уличную и т.д.) Существенное снижение уровня воздействия или нейтрализация комплекса специфических причин и условий осуществляется специальными субъектами на профессиональном уровне; индивидуальный уровень - это деятельность в отношении отдельных лиц, совершивших или могущих совершить преступления. Индивидуальная профилактика включает в себя до семи этапов. Специально-криминологическая профилактика осуществляется на основе межведомственных и ведомственных программ (например, Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 2008 - 2010 гг.), при этом успех профилактической работы зависит от планов экономического и социального развития государства, их соотнесения с программами борьбы с преступностью. Специально-криминологические функции относятся к ведению, прежде всего правоохранительных органов. Максимально возможное влияние на сдерживание уличной преступности в этом плане оказывают органы МВД в лице службы полиции общественной безопасности, состоящей в свою очередь из целого ряда подразделений и структур. На настоящий момент отсутствует самостоятельная законодательная база в области профилактики правонарушений, что в большей степени отражается на функциях общесоциальной и специально-криминологической профилактики. Основные положения, касающиеся профилактической деятельности органов внутренних дел, содержатся в Конституции РФ (глава 2) Законе о полиции и ряде ведомственных приказов, наставлений и инструкций (например, приказ 19 от 17.01.2006г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»). Вышеуказанные документы последовательно уточняют объекты предупредительной деятельности органов внутренних дел. В частности к ним относятся:
1) причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение; 1) причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение; 2) юридические лица и граждане, в отношении которых полицией принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных законом ограничений, правил, нормативов; 3) ряд физических лиц с устойчивым противоправным поведением, попавших в поле зрения полиции и т.д. По объему профилактических задач возложенных на ОВД можно разделить на три группы подразделений: Службы и подразделения, для которых профилактика является основным видом деятельности (подразделения профилактики правонарушений несовершеннолетних); Службы и подразделения, совмещающие профилактическую работу с основным профилем работы (ГИБДД, вневедомственная охрана); Координирующие, вспомогательные и обеспечивающие подразделения (штабы, информационно-аналитические подразделения, комплектующие службы). Если стратегические направления работы заложены в нормативных актах высших инстанций, то тактика деятельности разрабатывается конкретными подразделениями самостоятельно. В частности к элементам организационно-тактического обеспечения профилактики уличной преступности относится работа по планированию (текущему и перспективному) профилактических мероприятий. Разработка планов по профилактике уличных правонарушений состоит из трех взаимосвязанных этапов: 1) определение задач на конкретный период времени для 2) разработка и координация программ мероприятий в целях более эффективной нейтрализации причин и условий способствующих совершению уличных преступлений; 3) расчет и распределение сил и средств по выполнению конкретных программ или отдельных мероприятий на определенной территории в установленные сроки. На первом этапе на основе анализа оперативной обстановки и прогноза уличной преступности определяются вопросы подлежащие уточнению, источники информации, идет оценка основных тенденций, оценка эффективности ранее проводимых мероприятий, определение тактических задач и разработка тактики действий. После формулирования задач, на втором этапе составляется программа мероприятий по каждому из разделов плана с учетом сроков и актуальности, имеющихся сил, средств и других возможностей. Желательно задействовать по возможности весь комплекс экономических, организационных, правовых, технических и других средств борьбы с уличной преступностью.
Третий этап - составление схемы распределения сил и средств, установление времени выполнения отдельных мероприятий, уточнение запасных вариантов действий, подстраховочных элементов. На этом этапе определяются конкретные исполнители и ответственные. После проведения этой плановой работы выясняются изменения, происшедшие в параметрах уличной преступности, причины и условия правонарушений, которые не удалось упредить, методы действий подразделений работающих наиболее эффективно. Это не только форма штабного контроля, но и задел для составления намечающихся планов профилактики уличной преступности. Самостоятельным элементом является ресурсное обеспечение профилактических мероприятий. В первую очередь - это кадры. От неподготовленных людей трудно ожидать эффективной работы. Собственно профилактическая работа практически не финансируется, да и организация ее в большинстве случаев ведется только в рамках раскрытия уже происшедших и зарегистрированных преступлений. Для рассмотрения вопроса, эффективности работы органов внутренних дел в единой системе правоохранительных органов по обеспечению охраны общественного порядка в городах важное значение имеют структурный и функциональный аспекты, отражающие специфику службы. Другими словами, возложение на один и тот же орган не соответствующих его структуре или конкурирующих функций (например, регистрация и раскрытие преступлений) дестабилизирует его деятельность, порождает возможность манипуляции итоговыми цифрами. Дублирование функций различными структурными образованиями также снижает эффективность общих усилий. Сказанное не отрицает оказания взаимопомощи в вопросах профилактики уличной преступности. Профилактика преступности, в частности уличной, как комплексная деятельность строится на сложной правовой основе, включающей в себя нормы государственного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно - исполнительного, гражданского, семейного и других отраслей права. Большую роль в профилактике уличной преступности играют законодательные акты, Указы Президента Российской Федерации, нормативные акты местных органов власти. Исполнение любых обязанностей невозможно без анализа необходимой предварительной информации. Требования к информации, на основе которой принимаются управленческие решения по борьбе с преступностью, достаточно жесткие. Взаимодействие различных служб ОВД в процессе осуществления профилактики в городах-мегаполисах на основе имеющейся информации практически происходит в следующих формах: совместные инструктажи; взаимный обмен информацией, в т.ч. оперативной, о причинах и условиях совершения преступлений, о лицах с антиобщественными установками; совместное осуществление мероприятий по выявлению причин и условий совершения уличных преступлений и нейтрализации этих причин и условий; совместное несение службы; различные формы обмена опытом. Располагая значительным объемом криминологической информации штабные подразделения органов внутренних дел по просьбе органов местного самоуправления разрабатывают общие рекомендации по предупреждению преступлений в районах и направляют их в различные инстанции для использования в профилактической работе. На специально-криминологическом уровне профилактическая роль права состоит в том, что своими средствами право оказывает влияние на отдельные социальные институты, виды и типы преступного поведения, группы правонарушителей и другие взаимосвязанные направления, обеспечивая согласованность и антикриминогенную направленность правового воздействия. При конкретизации общесоциальных и специально-криминологических мер до индивидуального уровня роль нормативной обеспеченности выражается в действии конкретных норм права, которые затрагивают интересы личности, возлагают обязанности на конкретных субъектов профилактики и, при этом обеспечивают законность и обоснованность применяемых мер воздействия. Регулирующая функция права оказывает воздействие на декомфликтизацию явлений и процессов в сфере конфликтных межличностных отношений, на стимулирование законопослушного поведения. Традиционной задачей остается использование силы законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, с тем, чтобы люди в любом городе чувствовали заботу органов власти об их спокойствии и безопасности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от справедливого наказания. Стратегической линией государства в этом плане является основанная на поддержке населения деятельность государственных и общественных органов, направления на профилактику любых видов преступности, устранение порождающих ее причин. Профилактическая направленность борьбы с преступностью должна быть существенной частью работы всех правоохранительных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной России сверхкрупные города (мегаполисы), на сегодняшний день представляют собой самостоятельные социально-экономические образования с развитыми системами обеспечения жизнедеятельности людей, производственной и социальной структурой, складывающимся определенным образом, укладом жизни городского населения. Несмотря на положительное в целом влияние урбанизации, совершенствование развития социальных структур населения, медленное повышение уровня жизни и благосостояния городского населения, сохраняется ряд объективных и субъективных факторов, способствующих существованию высокого уровня преступности в сфере улицы крупных городов. Эти факторы не автономны, зависят от социально-экономических условий, эффективности работы городских служб и, соответственно, могут изменяться. Общественная активность местного населения в отношении противодействия уличным преступным проявлениям в городах крайне низкая. Основная масса населения в этих случаях занимает позицию «невмешательства», несмотря на то, что около 90% потерпевших являются постоянными жителями города. Согласно результатам современных исследований на сегодняшний день основными тенденциями в изменении преступности в мегаполисах являются: общий рост уличной преступности, происходящий в основном за счет увеличения числа уличных преступлений корыстной и корыстно-насильственной направленности; рост молодежной преступности, в т.ч. преступности несовершеннолетних. В связи с чем, в целях общей профилактики, наиболее актуальным было бы практическое решение вопроса о возможности предоставления рабочих мест для трудовой деятельности подростков в свободное от учебных занятий время, а также организации доступного досуга подростков и молодежи. Уровень уличной преступности в современном мегаполисе также зависит от степени эффективности социального контроля в городе. По ряду объективных причин некоторые виды социального контроля в условиях улицы крупного города оказываются не эффективны. Необходимо дальнейшее развитие и совершенствование специализированных видов социального контроля, таких как служба полиции общественной безопасности, подготовленные формирования общественности, широкое применение средств технического контроля за территорией. Наиболее действенными формами участия общественности в профилактике уличной преступности являются организованные формы в виде дружин и специализированных отрядов. При этом наибольший эффект достигается при активизации сил общественности непосредственно по месту жительства с созданием соответствующих управляющих штабов на базе опорных пунктов охраны правопорядка микрорайона. В условиях возрастания общественной активности граждан усиливается нетерпимость к негативным проявлениям, любым нарушениям порядка. Проблемы обеспечения общественной безопасности в условиях мегаполисов, эффективность и качество работы по охране общественного порядка, прав и законных интересов граждан постоянно находится в центре внимания населения городов, широкой общественности. Пока еще не все граждане понимают, что эффективность борьбы с преступностью зависит не только от тех факторов, на которые могут влиять органы внутренних дел, в частности служба полиции общественной безопасности, но и от других: экономических, социальных, правовых, а также активности самих граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|