Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Миграция как форма девиантного поведения




План лекции

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1.МИГРАЦИЯ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 6

2. ПРЕСТУПНОСТЬ МИГРАНТОВ (ПРИЕЗЖИХ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) 14

3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32

 

Литература

Основная:

1. Федеральный Закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ.

2. Федеральный закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без граждан­ства в Российской Федерации»  № 109-ФЗ от 18 июля 2006 г.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

4. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 (в ред. от 30.12.2011 г. № 1340).

5. Распоряжение от 22 апреля 2013 года № 646-р о плане реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

6. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».

7. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.

8. Криминология: учебное пособие. / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд. – М.: Проспект, 2012.

9. Криминология: учебник для вузов /ред. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.

10. Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013.

11. Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012.

12. Криминология: учебник / сост. Г.А. Аванесов.6-е изд. М. ЮНИТИ. 2013.

Дополнительная:

1. Апт Л.Ф. Проблемы правового регулирования миграции в модельном законодательстве для государств - участников СНГ и международном праве // Миграционное право. 2014. N 1. С. 34.

2. Бабаев М.М. Оценка криминальной ситуации в сфере торговли людьми на территории    Российской Федерации: научно-практическое пособие / М.М. Бабаев, В.И. Коваленко; ВНИИ МВД России. М. 2012.

3. Бабаев М.М. Теоретические и прикладные проблемы предупреждения сексуальной эксплуатации женщин и детей: монография / М.М. Бабаев, В.И. Коваленко; ВНИИ МВД России. М. 2012.

4. Бакин А.А. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. 2011. N 2. С. 26 - 28.

5. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России... С. 44 - 49.

6. Громова О.А. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств-участников СНГ: автореферат дис.... канд. юрид. наук 12.00.08/ О. О. Громова; ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. М., 2010.

7. Кобец П.Н. Характеристика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в федеральных округах России (2002 - 2006 гг.) // Миграционное право. 2012. N 5. С. 37.

8. Костыря Е.А. Криминальная миграция и торговля людьми: уголовно-правовой и криминологический анализ. Лекция. СПб.: СПбУ МВД России, 2008.

9. Костыря Е.А. Миграционные процессы и их влияние на преступность в России конца XX начала XXI века. Монография. 2009.

10. Корсикова Н.А. Криминологические особенности деятельности органов внутренних дел России по противодействию торговле людьми. Дисс… к.ю.н. Спб.2009.

11. Моргунова Г.А. Проблемы правового регулирования грузоперевозочных отношений на железнодорожном транспорте России // Право и государство: теория и практика. 2013. N 1. С. 55.

12. Овчинский С.С. Преступное насилие. Преступность в городах. М.: ИНФРА-М, 2013.

13. Репецкая А.Л. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток 2001.

14. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5. Стадии миграционного процесса. М., 2011. С. 19.

15. Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2014. N 9. С. 97 - 100.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     «Миграционная преступность» - это совокупность преступлений обусловленных негативными последствиями миграционных процессов, политического, социального, экономического, демографического и идеологического характера.

Миграция сегодня развивается крайне про­тиворечиво и иррационально. В условиях нового порядка механизмы национального государства начинают не справляться с контрольными функциями, в связи, с чем перемещени­я капитала, товаров, информации, людей зачастую становятся объектом интереса криминальных структур.

Миграционную преступность обуславливает ряд факторов, отсутствие миграционной политики в государстве, либо слабый, неэффективный миграционный контроль, чрезмерное скопление мигрантов в привлекательных в экономическом плане регионах, что приводит к чрезмерной нагрузке на инфраструктуру данных областей, слабый процесс ассимиляции мигрантов, эпидемиологическая нагрузка на регион, диаспоральные процессы и ряд других.  

 

ВОПРОС 1.МИГРАЦИЯ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В соответствии с п.33 ст.12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции[1].

Система миграционной преступности состоит из нескольких элементов:

1. Нелегальная миграция – т.е. нарушение законодательство России о въезде, выезде, пребывании и деятельности иностранного гражданина, лица без гражданства на территории государства. Является основой для всех элементов миграционной преступности.

2. Криминальная миграция – т.е. использование преступником (криминальной группой) территориального перемещения как способа сокрытия преступления, т.н. преступники гастролеры. Говоря о данной составляющей миграционной преступности отметим, что на сегодня в связи с открытыми границами стран СНГ, высоким уровнем мобильности населения, а также недостатками миграционной политики криминальная миграция являясь по сути общеуголовной использует последствия миграционных процессов, паразитируя на них. Так многие криминальные «авторитеты» скрываясь от российского правосудия, продолжают руководить преступными группировками, находясь за рубежом[2].

3. Преступность иностранных граждан на территории России.

4. Преступность против иностранных граждан на территории России.

5. Транснациональная организованная преступность – наркобизнес, контрабанда оружия, антиквариата и одна из ее составляющих организованная преступность, связанная с трудовой экономической миграцией населения, торговля людьми, использование рабского труда.

Нелегальная миграция – одно из глобальных явлений современной жизни. Практически все регионы и государства мира вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран транзитного проезда, либо стран с ярко выраженными смешанными потоками.

Нелегальная миграция – закономерное, хотя и нежелательное социальное явление. Основной, базовой причиной ее существования является неравенство экономического развития государств. Страны с высоким уровнем жизни населения привлекательны для мигрантов из менее развитых стран, именно этот, экономический по своему характеру, фактор является причиной значительной части мировых миграций. Подтверждается всеобщая закономерность – нелегальная миграция, как правило, имеет трудовой временный характер, поскольку далеко не все мигранты в чужой стране могут найти себе работу легально[3].

Под миграцией населения понимается - движение населения через административно-террито-риальные границы, связанное с переменой места проживания, независимо от правового статуса. Классификация миграционного движения может быть различной. Основаниями для такого деления могут быть:

- территориальное перемещение – внутренняя миграция, без пересечения границ государства; внешняя миграция, выезд за пределы государства – эмиграция, въезд в страну – иммиграция;

- по временной характеристике – безвозвратная, въезд-выезд на постоянное место жительства; возвратная: сезонные, маятниковые, эпизодические.

- по мотивационному признаку: добровольные, вынужденные, добровольно-вынужденные.

- по правовому признаку: легальные и нелегальные.

Россия впервые столкнулась с потоками нелегальных мигрантов в начале 90-х гг. прошлого столетия. Поэтому резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения из бывших союзных республик и ряда государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, пытающихся использовать Россию как перевалочную базу для проезда в Западную Европу, Канаду, США, а также для незаконного пребывания в стране, стало для нашей страны новым социально-экономическим явлением.

В результате сложилась ситуация, когда, не имея должного опыта работы с массовым въездом в страну мигрантов, при слабости и неразвитости необходимой законодательной базы, не разработанности механизмов и процедур контроля за их въездом, пребыванием и выбытием, Россия подверглась обвальному, нерегулируемому и практически неуменьшающемуся потоку миграции, в связи, с чем, потребовалось принятие экстренных мер, в том числе и законодательного характера.

Л.Л. Рыбаковский, анализируя миграцию в узком смысле слова, подчеркивает необходимость ее понимания как законченного вида территориального перемещения, завершающегося сменой постоянного места жительства[4]. В.М. Баранов выделяет в качестве целей миграции поиск лучших условий жизни и необходимость констатации системы правоотношений, контролируемых государством[5]. В известной мере юридически достаточным для понимания миграции может стать выделенная М.Л. Тюркиным определенная совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих за собой приобретение ими в последующем нового правового статуса[6].

Сложность рассматриваемой проблемы связана с несколькими моментами:

 Во-первых, с трудностями, имеющими место при определении количественных параметров нелегальной миграции, и с возникающей в данном случае необходимостью опираться на косвенные показатели, которые в большей мере дают качественную характеристику ее проявлений.

Во-вторых, с неоднозначностью вызываемых последствий этого явления применительно к различным аспектам национальной безопасности страны.

В-третьих, с концептуальной не проработанностью проблемы нелегальной миграции в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики. И, наконец, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением, что связано с нестабильностью социально-политической и экономической ситуации в странах оттока, порождающей все новые потоки мигрантов.

Нелегальная миграция представляет собой одну из форм территориального перемещения населения, специфика которой заключается в том, что в процессе такого перемещения или пребывания мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) в принимающем государстве нарушаются нормы международного права и (или) внутригосударственного права соответствующих стран. В частности, нарушенными могут быть нормы, устанавливающие порядок, во-первых, въезда и выезда из соответствующей страны или группы стран, в том числе визовый режим; во-вторых, пребывания на территории иностранного государства; в-третьих, порядок занятия трудовой, предпринимательской деятельностью и другие нормы.

Миграция – это сложное и многогранное явление, затрагивающее многие сферы жизнедеятельности общества. Поэтому ее последствия проявляются в различных сферах общественной жизни. И хотя они имеют как позитивный, так и негативный характер, тем не менее, в большинстве своем общий вектор последствий нелегальной миграции – асоциальны. В частности, в политической сфере такая форма миграции выступает непосредственной угрозой целостности и геополитическим интересам страны; в экономической – способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе и вывоз их за рубеж, наплыву «грязных» денежных средств, обострению ситуации на рынках труда и вытеснению с него российских фирм и работников, криминализация экономики и др.; в социальной – приводит к усилению социальной напряженности и враждебности, обострению национальных отношений, формированию противоборствующих национальных кланов и мафий, ухудшению криминогенной обстановки и т.д.

Как уже было упомянуто ранее, количественная оценка масштабов незаконной миграции весьма затруднительна. Точными данными о нелегальной миграции в России не располагает ни Госкомстат России, ни МВД, ни МИД, ни другие государственные структуры. При этом более или менее реальные цифры и официальные статданные расходятся в несколько раз. По экспертным оценкам, число лиц, незаконно находящихся на территории РФ, составляет от 1,5 до 15 млн. человек и в ближайшем будущем превысит 20 млн. человек.

Системный характер миграционной преступности включает в себя два достаточно самостоятельных элемента:

1) преступления мигрантов;

2)  преступления, совершаемые против мигрантов[7].

В результате следует выделить виктимологический аспект, сопряженный с криминальным компонентом в миграционной среде. Причинами преступлений, совершаемых против мигрантов, могут стать слабое знание (или незнание) ими реальной ситуации и криминальной среды, отсутствие средств к существованию и т.д. При этом определенный потенциал жертвенности формируется у мигрантов на различных уровнях, в том числе и психологическом, и задолго до приезда в Россию.

На практике сложилась следующая классификация различных по своему статусу категорий лиц.

1. Субъекты внешней миграции:

а) эмигранты (граждане России, по различным причинам постоянно или временно проживающие за рубежом; лица, прибывшие на территорию России и получившие статус беженца, выезжающие на постоянное жительство в другие государства; граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России, не получившие ее гражданства и выезжающие с ее территории);

б) эмигранты транзитные (граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в республиках бывшего СССР и прибывшие в Россию по транзиту);

в) иммигранты (иностранцы и граждане России, постоянно проживающие за рубежом и переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство; иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца);

г) иммигранты транзитные (иностранцы, прибывшие в Россию с целью дальнейшего передвижения в третьи страны).

2. Субъекты вынужденной миграции, т.е. лица, ищущие убежища на территории России, в том числе:

а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданство другого государства, входящего в состав бывшего СССР, в том числе и граждане России;

б) граждане государств - республик бывшего СССР, в том числе и граждане России;

в) граждане других государств;

г) лица без гражданства (апатриды);

д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

3. Субъекты внутренней миграции, т.е. граждане России, осуществляющие перемещение по ее территории (например, цыгане).

4. Субъекты незаконной миграции:

а) эмигранты неконтролируемые (граждане России, выезжающие с территории государств бывшего СССР в другие иностранные государства);

б) эмигранты нелегальные (граждане России, нелегальным способом выезжающие за рубеж);

в) иммигранты незаконные (иностранцы, у которых объявленная цель выезда не соответствует их намерениям; иностранцы, выезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывшие в Россию нелегально).

Нелегальные иммигранты, в России это в основном выходцы, из бедных стран Азии и Африки. Основными странами ближнего зарубежья являются Украина, Таджикистан, Грузия, Молдова, Азербайджан.

Подавляющая часть незаконных иммигрантов (до 90%) въезжает в страну через практически не охраняемую российско-казахстанскую границу, каналы нелегальной переправки людей также действуют в закавказском и западном направлении.

К незаконным иммигрантам как субъектам незаконной миграции указанная программа относит:

- иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;

- иностранных граждан или лиц без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их действиям или намерениям;

- иностранных граждан или лиц без гражданства, при­бывающих в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР[8].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...