Тема № 1. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого.
Стр 1 из 2Следующая ⇒
1. Вспомните и дайте определение термина «Биология». _________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 2. Назовите предмет изучения биологии ______________________________ _____________________________________________________________________________. 3. Внимательно рассмотрите изображенные предметы, подумайте по какому признаку их можно разбить на две группы? Сгруппируйте данные предметы в расположенную ниже схему, вписав их названия. Дополните схему своими примерами.
4. С помощью учебника и преподавателя запишите основные признаки, по которым объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы. Дайте их краткую характеристику. Обмен веществ и энергии ________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Самовоспроизведение ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Наследственность ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Изменчивость __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Рост и развитие _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Раздражимость _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Целостность ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 5. На основании перечисленных признаков живых организмов, с помощью учебника и преподавателя сформулируйте современное определение понятия «жизнь». Жизнь – это ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 6. Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого. Используя предложенные на рисунках подсказки, с помощью учебника и преподавателя, запишите уровни организации живой материи, начиная от низшего и продвигаясь к высшему уровню.
Уровни организации живой материи: А) Молекулярный -_________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________.
Б) Клеточный - __________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________. В) Тканевый - ___________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________
________________________________________________________. Г) Органный - ______________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________.
Д) Организменный - _______________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Е) Популяционно-видовой - ________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________. Ж) Биогеоценотический (экосистемный) -_____________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________. З) Биосферный - ____________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________.
Задания для самопроверки: Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Заполните правую колонку таблицы:
2. Выберите верный ответ:
Уровень организации живой материи, на котором осуществляется круговорот веществ и энергии в планетарном масштабе? А) молекулярный Б) организменный В) популяционно-видовой Г) биосферный. 3. Отгадайте кроссворд, впишите верные ответы
1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. 2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания. 3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию. 4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов. 5. Уровень организации одноклеточных животных и растений.
6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое. 7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов. 8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации. 9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.
Домашнее задание и самостоятельная работа: Задание для домашней работы: Выучить тему «Уровни организации живой материи. Основные свойства живого». Выполнить задания самостоятельной работы № 1 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы: составить словарь терминов по теме, выписать и дать определение. Термины: «молекула», «клетка», «ткань», «организм», «вид», «популяция», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера».
Тема № 2. История представлений о происхождении жизни на планете Земля
1. Дайте определения понятиям: Гипотеза ________________________________________________________ ________________________________________________________________. Теория __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. 2. Ответьте на вопрос: Чем гипотеза отличается от теории или закона? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас? 1. Заполните схему, по мере изучения нового материала:
2. Рассмотрите предложенный рисунок. Подумайте, какую гипотезу происхождения жизни на Земле он отражает?
Гипотеза креационизма (метафизическая) - ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ _______________________________________________. Почему данная гипотеза относится к разряду гипотез?_______________________________ 3. Рассмотрите предложенный рисунок. Предположите, какую гипотезу происхождения жизни на Земле он отражает? Кто авторы данной гипотезы? Гипотеза панспермии - __________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _____________________________________________________________________________. Почему и эта гипотеза относится к разряду гипотез?_________________________________ _____________________________________________________________________________.
4. А) Прочтите внимательно рецепт, предложенный в середине 15 века голландским врачом Яном Баптистом ван Гельмонтом, для получения из неживой материи. «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Что случится? Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки». Какое из утверждений с помощью данного «рецепта» пытался доказать Гельмонт? «Всё живое происходит из неживого»; «Всё живое происходит из живого». Выскажите свое мнение, возможно ли провести данный опыт? _______________________ Б) Рассмотрите рисунок опыта, который провел итальянский врач и естествоиспытатель Франческо Реди в 1668 г.
Предположите, в каких сосудах в мясе появились черви и чем это можно объяснить? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Продолжите высказывание Франческо Реди, сделанное им после проведения опыта, вставив пропущенные слова,: «Мухи ___ родятся из гниющего мяса. Черви ___ заводятся сами собой в гниющем __________. Они выводятся из ___________, отложенных туда __________». В) Рассмотрите рисунок опыта, который провел французский врач и естествоиспытатель Луи Пастер.
Опишите суть, проделанного Пастером опыта. _____________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Какое из утверждений было окончательно и бесповоротно доказано с помощью опытов Франческо Реди и Луи Пастера? «Всё живое происходит из неживого»; «Всё живое происходит из живого». Имеет ли право на существование гипотеза «самозарождения»? ______________________
_____________________________________________________________________________.
5. Гипотеза стационарного состояния - __________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Задания для самопроверки: Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Выберите верный ответ:
1.1. Жизнь на Земле создана Творцом – это положение гипотезы? А) панспермии Б) креационизма В) стационарного состояния Г) самозарождения. 1.2. Земля никогда не возникала, а всегда существовала и была способна поддерживать жизнь – это положение гипотезы? А) панспермии Б) креационизма В) стационарного состояния Г) самозарождения. 1.3. Сторонники гипотезы самозарождения - это? А) А.И. Опарин, Дж. Холдейн Б) Т. Парацельс, Ван Гельмонт В) Ф. Реди, Л. Пастер Г) Г. Рихтер, Г. Гельмгольц
1.4. Жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими телами или космическими пришельцами - это положение гипотезы: А) панспермии Б) креационизма В) стационарного состояния Г) самозарождения.
1.5. Доказал невозможность происхождения живых существ из неживой материи: А) Л. Спаллацини Б) Л. Пастер В) Г. Гельмгольц Г) Т. Парацельс.
2. Внимательно прочтите предложенный текст, определите, какую гипотезу возникновения жизни он отражает: Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, - на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха. Домашнее задание и самостоятельная работа: Задание для домашней работы: Выучить тему «История представлений о происхождении жизни на планете Земля». Выполнить задания самостоятельной работы № 2 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы: Начатьсоставлять таблицу: «Теории происхождения жизни на Земле» по следующему образцу:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|