Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 1. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого.




«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» М.В. Волькештейн.

1. Вспомните и дайте определение термина «Биология».

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

2. Назовите предмет изучения биологии ______________________________

_____________________________________________________________________________.

3. Внимательно рассмотрите изображенные предметы, подумайте по какому признаку их можно разбить на две группы? Сгруппируйте данные предметы в расположенную ниже схему, вписав их названия. Дополните схему своими примерами.

 

 

Природа
 
 

 

 


 

1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ 4. ______________________________ 5. ______________________________ 6. ______________________________
1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________ 4. _______________________________ 5. _______________________________ 6. _______________________________  

 

 


4. С помощью учебника и преподавателя запишите основные признаки, по которым объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы. Дайте их краткую характеристику.

Обмен веществ и энергии ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Самовоспроизведение ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Наследственность ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Изменчивость __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Рост и развитие _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Раздражимость _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Целостность ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. На основании перечисленных признаков живых организмов, с помощью учебника и преподавателя сформулируйте современное определение понятия «жизнь».

Жизнь – это ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого. Используя предложенные на рисунках подсказки, с помощью учебника и преподавателя, запишите уровни организации живой материи, начиная от низшего и продвигаясь к высшему уровню.

 

Уровни организации живой материи:

А) Молекулярный -_________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________.

 

Б) Клеточный - __________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________.

В) Тканевый - ___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

________________________________________________________.

Г) Органный - ______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________.

 

Д) Организменный - _______________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Е) Популяционно-видовой - ________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________.

Ж) Биогеоценотический (экосистемный) -_____________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________.

З) Биосферный - ____________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

___________________________________________________.

 

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

1. Заполните правую колонку таблицы:

Биологический объект Уровень организации
Молекула хлорофилла  
Зеленая клетка листа  
Береза белая  
Березовая роща, с обитающими в ней животными  
Стая оленей в лесу  
Клевер обыкновенный  
Сердце человека  
Мышечная ткань человека  
Пруд вместе с его обитателями  
Инфузория - туфелька  

 

2. Выберите верный ответ:

 

Уровень организации живой материи, на котором осуществляется круговорот веществ и энергии в планетарном масштабе?

А) молекулярный

Б) организменный

В) популяционно-видовой

Г) биосферный.

3. Отгадайте кроссворд, впишите верные ответы

 

 

1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты.

2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания.

3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию.

4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов.

5. Уровень организации одноклеточных животных и растений.

6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое.

7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.

8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.

9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.

 

Домашнее задание и самостоятельная работа:

Задание для домашней работы: Выучить тему «Уровни организации живой материи. Основные свойства живого». Выполнить задания самостоятельной работы № 1 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы: составить словарь терминов по теме, выписать и дать определение. Термины: «молекула», «клетка», «ткань», «организм», «вид», «популяция», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера».

 

Тема № 2. История представлений о происхождении жизни на планете Земля

«Пусть лучше мой разум будет открыт сомнению, чем ограничен убежденностью» Д. Спенс

1. Дайте определения понятиям:

Гипотеза ________________________________________________________

________________________________________________________________.

Теория __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2. Ответьте на вопрос:

Чем гипотеза отличается от теории или закона? ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас?

1. Заполните схему, по мере изучения нового материала:

Гипотезы происхождения жизни
 
 
 
 
 

 


2. Рассмотрите предложенный рисунок. Подумайте, какую гипотезу происхождения жизни на Земле он отражает?

Гипотеза креационизма (метафизическая) -

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_______________________________________________.

Почему данная гипотеза относится к разряду гипотез?_______________________________

3. Рассмотрите предложенный рисунок. Предположите, какую гипотезу происхождения жизни на Земле он отражает? Кто авторы данной гипотезы?

Гипотеза панспермии - __________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Почему и эта гипотеза относится к разряду гипотез?_________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

4. А) Прочтите внимательно рецепт, предложенный в середине 15 века голландским врачом Яном Баптистом ван Гельмонтом, для получения из неживой материи.

«Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Что случится? Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки».

Какое из утверждений с помощью данного «рецепта» пытался доказать Гельмонт?

«Всё живое происходит из неживого»;

«Всё живое происходит из живого».

Выскажите свое мнение, возможно ли провести данный опыт? _______________________

Б) Рассмотрите рисунок опыта, который провел итальянский врач и естествоиспытатель Франческо Реди в 1668 г.

 

 

Предположите, в каких сосудах в мясе появились черви и чем это можно объяснить? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Продолжите высказывание Франческо Реди, сделанное им после проведения опыта, вставив пропущенные слова,:

«Мухи ___ родятся из гниющего мяса. Черви ___ заводятся сами собой в гниющем __________. Они выводятся из ___________, отложенных туда __________».

В) Рассмотрите рисунок опыта, который провел французский врач и естествоиспытатель Луи Пастер.

 

Опишите суть, проделанного Пастером опыта. _____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Какое из утверждений было окончательно и бесповоротно доказано с помощью опытов Франческо Реди и Луи Пастера?

«Всё живое происходит из неживого»;

«Всё живое происходит из живого».

Имеет ли право на существование гипотеза «самозарождения»? ______________________

_____________________________________________________________________________.

 

5. Гипотеза стационарного состояния - __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

 

1. Выберите верный ответ:

 

1.1. Жизнь на Земле создана Творцом – это положение гипотезы?

А) панспермии

Б) креационизма

В) стационарного состояния

Г) самозарождения.

1.2. Земля никогда не возникала, а всегда существовала и была способна поддерживать жизнь – это положение гипотезы?

А) панспермии

Б) креационизма

В) стационарного состояния

Г) самозарождения.

1.3. Сторонники гипотезы самозарождения - это?

А) А.И. Опарин, Дж. Холдейн

Б) Т. Парацельс, Ван Гельмонт

В) Ф. Реди, Л. Пастер

Г) Г. Рихтер, Г. Гельмгольц

 

1.4. Жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими телами или космическими пришельцами - это положение гипотезы:

А) панспермии

Б) креационизма

В) стационарного состояния

Г) самозарождения.

 

1.5. Доказал невозможность происхождения живых существ из неживой материи:

А) Л. Спаллацини

Б) Л. Пастер

В) Г. Гельмгольц

Г) Т. Парацельс.

 

2. Внимательно прочтите предложенный текст, определите, какую гипотезу возникновения жизни он отражает:

Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, - на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха.

Домашнее задание и самостоятельная работа:

Задание для домашней работы: Выучить тему «История представлений о происхождении жизни на планете Земля». Выполнить задания самостоятельной работы № 2 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы: Начатьсоставлять таблицу: «Теории происхождения жизни на Земле» по следующему образцу:

Название гипотезы Автор Суть гипотезы Доказательства
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...