Тема № 5. Химический состав клетки. Органические вещества клетки.
Тема № 4. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
1. Вспомните, на какие две большие группы по происхождению делятся все химические вещества? Напишите эти группы.__________________________ _________________________________________________________________. 2. Из какого химического вещества человек состоит на 75%?_____________. 3. Сколькохимических элементов известно на сегодняшний день? _______. 4. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, заполните схему классификации неорганических веществ клетки:
5. Ответьте на вопросы: 5.1. Сколько химических элементов из таблицы Д.И. Менделеева входят в состав клеток живых организмов? ____________________________________________________________ 5.2. Химические элементы входят в состав клетки в одинаковых количествах?__________ 6. Заполните схему классификации химических элементов, входящих в состав клетки, в зависимости от их количества:
7. Кратко охарактеризуйте биогенные макроэлементы, используя текст учебника: Кислород () ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Водород () __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Углерод () __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Азот () _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
8. Кратко охарактеризуйте важнейшие макроэлементы, используя текст учебника: Железо () __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Калий (), натрий () и хлор ()______________________________________________ _____________________________________________________________________________. Кальций () _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Фосфор () __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 9. Кратко охарактеризуйте важнейшие микроэлементы, используя текст учебника: Цинк () ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Йод ___________________________ ______________________________________________ _____________________________________________________________________________. Фтор () ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
10. Кратко охарактеризуйте ультрамикроэлементы, используя текст учебника: ________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
11. Самое распространённое вещество на Земле - вода. Её содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов вода составляет по массе около 10%, а в клетках развивающегося зародыша – более 90%. В состав человеческого тела входит около 65% воды. Это значит, что во взрослом человеке, который в среднем весит 70 кг, примерно 46 кг приходится на воду. Вода входит в состав всех органов и тканей человека; даже такая плотная ткань, как кость, содержит около 20% воды, в печени, мышцах, мозге – 70–80%, в крови – около 80%. Вода - обязательный компонент живых клеток. Биологическое значение воды основано на её химических и физических свойствах.
12. Рассмотрите рисунок, отметьте особенности строения молекулы воды, запишите их: ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
13. Заполните таблицу, отражающую физические свойства воды и связанные с этими свойствами биологические функции:
14. Сделайте вывод о том, почему вода является одним из важнейших химических веществ: _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 15. Заполните схему классификации химических веществ по их способности растворяться в воде. К каждой группе приведите примеры.
Задания для самопроверки: Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Выберите верный вариант ответа: 1.1. Вещества, плохо растворимые в воде, называются? А) гидрофильные Б) гидрофобные В) амфифильные Г) термофильные.
1.2. Какой химический элемент входит в состав гормонов щитовидной железы? А) марганец Б) фтор В) йод Г) молибден.
1.3. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?
А) S, Na, Ca, K Б) As, Hg, Co, Pb В) Ni, Cu, I, Br Г) Ag, Au, W, Ca.
2. Рассмотрите строение молекулы гемоглобина, определите и напишите какой химический элемент входит в состав данной молекулы. ___________________________________ Какое количество атомов данного элемента входит в состав молекулы? __________________________________________ Задание для домашней работы: Выучить тему «Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки». Тема № 5. Химический состав клетки. Органические вещества клетки.
1. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? ______ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 2. Больная жалуется на нервозность, раздражительность, потерю аппетита и повышение веса. Врач – эндокринолог после проведения всех анализов ставит диагноз «Базедова болезнь». Какие продукты питания Вы можете порекомендовать данной больной помимо лекарственных препаратов? _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________. 1. С помощью преподавателя найдите в тексте учебника какие вещества относятся к органическим. Заполните схему классификации.
Ответьте на вопросы, пользуясь текстом учебника и помощью преподавателя: 2.1. Просмотрите видео-опыт. Возьмите пшеничную муку, заверните ее в марлю и опустите в воду. Через некоторое время оцените, какой стала мука в марле. О чем это говорит?_________________________ _____________________________________________________________________________. 2.2. Дайте определение: Белки – это ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.3. Рассмотрите общую формулу строения аминокислот, отметьте обязательные функциональные группы, назовите их:
_________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ 2.4. Заполните схему классификации аминокислот по заменимости для организма:
2.5. Рассмотрите реакцию соединения аминокислот между собой. Подпишите в реакции аминокислоты, укажите связь, с помощью которой они соединяются друг с другом: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.6. Рассмотрите предложенный рисунок. Используя текст учебника и помощь преподавателя, охарактеризуйте особенности строения и функционирования различных уровней организации белковой молекулы. Первичный уровень_ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ___________________. Вторичный уровень _ ____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Третичный уровень ___________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Четвертичный уровень _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.7. Просмотрите видео-опыт. В пробирку с яичным белком добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Опишите наблюдаемые явления: _________________________________________ _____________________________________________________________________________.
Дайте определение: Денатурация – это ___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Перечислите факторы, вызывающие денатурацию: __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Заполните схему классификации видов денатурации:
2.8. Рассмотрите предложенный рисунок и охарактеризуйте функции белков, используя учебник и помощь преподавателя:
Строительная - ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Двигательная - ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Транспортная - ______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Защитная - __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Каталитическая - ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Энергетическая - ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.9. Рассмотрите предложенный рисунок, напишите названия продуктов питания, богатых белками, расположив их в порядке уменьшения количества белка в пересчете на 100 граммов продукта: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ ____________________________________.
3.1. Просмотрите видео-опыт. Возьмите пшеничную муку, заверните ее в марлю и опустите в воду. Через некоторое время к водному раствору прилейте несколько капель йода. Как изменился цвет раствора? О чем это говорит?_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. 3.2. Дайте определение: Углеводы – это _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3.3. Заполните схему классификации углеводов, в зависимости от их строения:
3.4. Рассмотрите рисунок строения молекулы глюкозы. Почему глюкозу относят к простым углеводам? Какие еще углеводы относят к простым или моносахаридам?___________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
3.5. Рассмотрите рисунок строения молекулы сахарозы. Почему сахарозу относят к двойным углеводам? Какие еще углеводы относят к двойным сахарам? _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
3.6. Рассмотрите рисунок строения молекулы крахмала. Почему крахмал относят к сложным углеводам или полисахаридам? Какие еще углеводы относят к полисахаридам? ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
3.7. Рассмотрите предложенный рисунок и охарактеризуйте функции белков, используя учебник и помощь преподавателя:
Строительная - ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Энергетическая - ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Запасающая - ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3.8. Рассмотрите предложенный рисунок, напишите названия продуктов питания, богатых углеводами, расположив их в порядке уменьшения количества углеводов в пересчете на 100 граммов продукта: _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ 4.1. Просмотрите видео-опыт. Возьмите семя подсолнечника, положите на лист белой бумаги и раздавите. Что появится на листе белой бумаги? О чем это свидетельствует? _________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. 3.2. Дайте определение: Липиды – это _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3.3. Заполните схему классификации жиров, в зависимости от их происхождения:
3.4. Рассмотрите строение молекулы липида, отметьте функциональные части: _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________. 3.5. Рассмотрите предложенный рисунок и охарактеризуйте функции жиров, используя учебник и помощь преподавателя:
Строительная - ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Энергетическая - ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Метаболическая - ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Защитная - __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3.6. Рассмотрите предложенный рисунок, напишите названия продуктов питания, богатых жирами, расположив их в порядке уменьшения количества жиров в пересчете на 100 граммов продукта: ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________. Задания для самопроверки: Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Выберите верный вариант ответа: 1.1. Обширная группа жироподобных веществ нерастворимых в воде называется? А) белки Б) липиды В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты.
1.2. Какое вещество относится к дисахаридам? А) целлюлоза Б) хитин В) фруктоза Г) сахароза.
1.3. Какое вещество образуются в зеленых растениях в процессе фотосинтеза? А) хитин Б) альбумин В) глюкоза Г) лактоза.
1.4. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении? А) 10 грамм белка Б) 10 грамм углеводов В) 10 грамм нуклеиновой кислоты Г) 10 грамм жира.
2. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы: Какой процесс изображен по стрелке при переходе от рисунка 1 к рисунку 2? _____________________________________________ Как называется этот процесс по стрелке при переходе от рисунка 2 к рисунку 3? _____________________________________________ Как называется этот процесс по стрелке при переходе от рисунка 2 к рисунку 4? ____________________________________________.
3. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопрос: Белками богаты: _______________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________. Углеводами богаты: ____________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________. Жирами богаты: _______________________ ______________________________________ _____________________________________.
4. Ответьте на вопрос: Почему медведь не впадает в спячку, если не нагуляет достаточного количества жира? ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ___________________________________________. 5. Разгадайте кроссворд: Начало формы
Конец формы По горизонтали: 1. Органические вещества имеющие формулу Сn(Н2О)m. 2. Органические соединения, преобладающие в животной клетке. 3. Нуклеиновая кислота, отвечающая за способностью к воспроизведению. 4. Полимеры, построенные из огромного числа мономерных единиц. 5. Углевод, содержащий резерв пищи и энергии у растений. 6. Углевод, образующий стенки растительных клеток. 7. Главный структурный компонент наружного скелета членистоногих. 8. Соединения, содержащие два моносахаридных остатка. 9. Простые сахара имеют. 10. Углевод, являющийся резервом пищи и энергии у животных. 11. Функция белков, заключающаяся в присоединении химических элементов или гормонов в переносе их к различным тканям и органам тела. 12. Функция белковой молекулы, при которой химические реакции, протекающие в клетке, ускоряются в сотни и тысячи раз. 13. Функция белков, при которой при расщеплении 1 грамма белка выделяется 17,6 кДж. 14. Функция подкожной клетчатки у животных.
По вертикали: 15. Сложные углеводы, образованные остатками многих моносахаридов. 16. Тип нуклеиновой кислоты, имеющая одноцепочное строение и выполняющая несколько функций в клетке. 17. Органические соединения, преобладающие в растительных клетках. 18. Функция сократительных белков в клетке. 19. Функция белка, в результате которой связываются и обезвреживаются чужеродные белки или микроорганизмы. 20. Одна из важнейших функций белка. 21. Нерастворимые в воде вещества в клетке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|