Тема № 11. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение.
Тема № 10. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
1. Рассмотрите шуточный рисунок, определите, какое из важнейших свойств живых организмов отражается в этом рисунке? _____________________________________ _____________________________________. 2. Что обеспечивает эта способность? ____ _________________________________________________ _________________________________________________. 3. Сколько сторонданного процесса можно выделить, и каковы они? ______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 1. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните следующие задания: 1.1. Дайте определение: Обмен веществ (метаболизм) - ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
1.2. Заполните схему классификации обмена веществ в клетке, в зависимости от протекающих в ней процессов:
2. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс диссимиляции веществ, ответив на следующие вопросы: 2.1. Дайте определение: Диссимиляция (катаболизм) - __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.2. Укажите, на какие простые вещества (конечные продукты обмена) распадаются сложные биополимеры в организме человека: Белки __________________ _____________________ Полисахариды ________________________ _____________________ Липиды ____________________________ _____________________
2.3. Какая система организма человека обеспечивает процессы расщепления сложных органических веществ до более простых? _________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.4. Рассмотрите рисунок, что обозначают цифры под изображением продуктов питания?_ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.5. Что выделяется при расщеплении сложных органических веществ и разрыве химических связей? _________________________________
2.5. В виде какого вещества запасается энергия в клетках живых организмов? ___________ _____________________________________________________________________________.
2.6. Вспомните, при расщеплении каких органических веществ выделяется больше всего энергии? _____________________________________________________________________
2.6. Какое еще название можно дать процессу диссимиляции или катаболизма? _________ _____________________________________________________________________________.
3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс ассимиляции веществ, ответив на следующие вопросы: 2.1. Дайте определение: Ассимиляция (анаболизм) - ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.2 Какие процессы, протекающие в живых организмах, можно привести в качестве примеров ассимиляции (анаболизма)? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
2.3. Дайте определение: Фотосинтез - _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.4. Пользуясьрисунком опытов Дж. Пристли, объясните какие вещества и условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза: __________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.5. Напишите суммарное уравнение реакции фотосинтеза: _____________________________________________________________________________.
2.6. Укажите органоиды клетки, в которых протекает фотосинтез и особенности данного процесса: _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.7. Дайте определение: Биосинтез белка - _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.8. Вспомните, как называется процесс удвоения молекулы ДНК? ___________________.
2.9. На каком принципе основан этот процесс? ____________________________________.
2.10. Укажите комплиментарные основания молекулы ДНК: _____________________________________________________________________________.
2.11. Начальный этап биосинтеза белка называется? ________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.12. Завершающий этап биосинтеза белка называется? _____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2.13. Составьте краткую схему биосинтеза белка, обобщив, все вышеперечисленное:
Задания для самопроверки: Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Выберите верный вариант ответа:
1.1. Совокупностью реакций синтеза органических веществ клетки, участвующих в её построении и обновлении состава, определяется: А) пластический обмен Б) гликолиз В) энергетический обмен Г) катаболизм.
1.2. Универсальным источником энергии в клетке является: А) полипептид Б) АТФ В) полисахарид Г) липид. Задание для домашней работы: Выучить тему «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Тема № 11. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение.
1. Может ли живой организм существовать на Земле бесконечно долго?____ _________________________________________________________________ 2. Быт.1:28 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесьи размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». О каком свойстве живых организмов идет речь в Библии? __________________ 1. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните следующие задания: 1.1. Дайте определение: Размножение - ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
1.2. Заполните схему классификации видов размножения:
1.3. Какой вид размножения возник первым и является более древним? ________________ _____________________________________________________________________________. 2. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс бесполого размножения, ответив на следующие вопросы: 2.1. Дайте определение: Бесполое размножение - _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.2 Рассмотрите рисунки представителей различных царств живой природы, дайте им названия.Используя текст учебника и объяснения преподавателя, определите вид бесполого размножения характерного для этих живых организмов:
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.
2.3. Рассмотрите рисунок представителя царства животных, определите организм. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, определите вид бесполого размножения характерного для этого организма. Животное: ______________________________________. Тип бесполого размножения: ______________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________
_________________________________________________. Количество особей, изображенных на рисунке: ______ _____________________________________________________________________________.
2.4. Рассмотрите рисунок представителей различных царства, определите их и дайте им названия. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, определите вид бесполого размножения характерного для данных организмов. 1 2 3 4 Названия организмов: 1. ______________________________________________________ 2. ______________________________________________________ 3. ______________________________________________________ 4. ______________________________________________________ Тип бесполого размножения: ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.5. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте тип бесполого размножения – вегетативное размножение: Вегетативное размножение - ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.6. Используя рисунки различных способов вегетативного размножения и текст учебника, заполните таблицу:
1 2
4 5 6 7
2.8. Составьте обобщенную схему бесполого размножения, сделайте общий вывод, обобщив изученный материал: Схема: Вывод: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс полового размножения, ответив на следующие вопросы: 3.1. Дайте определение: Половое размножение - ________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Гаметы - _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. 3.2. Рассмотрите рисунки строения мужских и женских гамет, заполните таблицу сравнительной характеристики: Сперматозоид - _______________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________. Яйцеклетка - _________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________.
3.3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы: В результате какого процесса образуются специализированные половые клетки-гаметы? _ _____________________________________________________________________________.
Мейоз - ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Изобразите упрощенную схему мейоза: Сколько последовательных делений включает в себя мейоз: _________________________________________. Конъюгация - __________________________________ _______________________________________________ ______________________________________________ _. Кроссинговер - _________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________. Значение кроссинговера: ________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _____________________________________________________________________________. Количество половых клеток, образующихся в результате мейоза: _____________________. Набор хромосом в половых клетках: _____________________________________________.
3.4. Используя рисунок, текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс оплодотворения, ответив на следующие вопросы: Оплодотворение - ____________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________. Какой набор хромосом несет каждая половая клетка? _______________________. Какой набор хромосом образуется при слиянии ядер половых клеток: ___________. Заполните схему видов оплодотворения:
Рассмотрите рисунки различных животных, определите какие у них типы оплодотворения, подпишите под каждым изображением:
Обобщите изученный материал и сделайте вывод о преимуществах и недостатках полового и бесполого размножения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задания для самопроверки: Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Выберите только верные утверждения: А) Размножение – характерное свойство для всех живых организмов Б) При бесполом размножении образуются специализированные клетки - гаметы В) Почкование – способ полового размножения Г) При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи Д) Спорами размножаются только грибы и мхи Е) При половом размножении клетки образуются в результате мейоза Ж) Для рыб характерно внутреннее оплодотворение. _________________________
2. Выберите верный вариант ответа:
2.1. Половое размножение более прогрессивно, потому что оно: А) обеспечивает большую численность потомства Б) сохраняет генетическую стабильность вида В) обеспечивает большее генетическое разнообразие потомства Г) сдерживает чрезмерную плодовитость вида. 2.2. У овса в половых клетках содержится 21 хромосома, а в соматических клетках: А) 22 хромосомы Б) 42 хромосомы В) 64 хромосомы Г) 84 хромосомы. 2.3. Бесполое размножение осуществляется у: А) цветковых растений семенами Б) птиц откладыванием яиц В) гидр почкованием Г) хвойных растений семенами.
2.4. Диплоидный набор хромосом имеет: А) соматическая клетка Б) сперматозоид В) яйцеклетка Г) гаметы. 2.5. Какая часть отсутствует у сперматозоида: А) головка Б) плечики В) шейка Г) жгутик. 2.6. При бесполом размножении потомки: А) сходны только по внешним признакам Б) сходны только по внутреннему строению В) непохожи между собой Г) идентичны материнской особи.
2.7. Обмен участками гомологичных хромосом называется: А) конъюгация Б) аллопеция В) кроссинговер Г) партеногенез.
3. Дайте названия изображенным растениям иопределите для каждого вид вегетативного размножения: 1 2 3 4
1. ___________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ 4. ___________________________________________________ Задание для домашней работы: Выучить тему «Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение». Выполнить задание самостоятельной работы № 6 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы: Подготовить сообщение на тему «Методы изучения клетки». Объем работы не должен превышать 5 письменных страниц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|