Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 11. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение.

Тема № 10. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

«Организм не может существовать без окружающей среды, дающей ему энергию».И.М. Сеченов.

1. Рассмотрите шуточный рисунок, определите, какое из важнейших свойств живых организмов отражается в этом рисунке?

_____________________________________

_____________________________________.

2. Что обеспечивает эта способность? ____

_________________________________________________

_________________________________________________.

3. Сколько сторонданного процесса можно выделить, и каковы они? ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

1. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните следующие задания:

1.1. Дайте определение:

Обмен веществ (метаболизм) - ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

1.2. Заполните схему классификации обмена веществ в клетке, в зависимости от протекающих в ней процессов:

 


2. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс диссимиляции веществ, ответив на следующие вопросы:

2.1. Дайте определение:

Диссимиляция (катаболизм) - __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.2. Укажите, на какие простые вещества (конечные продукты обмена) распадаются сложные биополимеры в организме человека:

Белки __________________ _____________________

Полисахариды ________________________ _____________________

Липиды ____________________________ _____________________

 

2.3. Какая система организма человека обеспечивает процессы расщепления сложных органических веществ до более простых? _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.4. Рассмотрите рисунок, что обозначают цифры под изображением продуктов питания?_

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.5. Что выделяется при расщеплении сложных органических веществ и разрыве химических связей? _________________________________

 

2.5. В виде какого вещества запасается энергия в клетках живых организмов? ___________

_____________________________________________________________________________.

 

2.6. Вспомните, при расщеплении каких органических веществ выделяется больше всего энергии? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.

 

2.6. Какое еще название можно дать процессу диссимиляции или катаболизма? _________

_____________________________________________________________________________.

 

3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс ассимиляции веществ, ответив на следующие вопросы:

2.1. Дайте определение:

Ассимиляция (анаболизм) - ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.2 Какие процессы, протекающие в живых организмах, можно привести в качестве примеров ассимиляции (анаболизма)?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

2.3. Дайте определение:

Фотосинтез - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.4. Пользуясьрисунком опытов Дж. Пристли, объясните какие вещества и условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза: __________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.5. Напишите суммарное уравнение реакции фотосинтеза:

_____________________________________________________________________________.

 

2.6. Укажите органоиды клетки, в которых протекает фотосинтез и особенности данного процесса: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.7. Дайте определение:

Биосинтез белка - _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.8. Вспомните, как называется процесс удвоения молекулы ДНК? ___________________.

 

2.9. На каком принципе основан этот процесс? ____________________________________.

 

2.10. Укажите комплиментарные основания молекулы ДНК:

_____________________________________________________________________________.

 

2.11. Начальный этап биосинтеза белка называется? ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.12. Завершающий этап биосинтеза белка называется? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.13. Составьте краткую схему биосинтеза белка, обобщив, все вышеперечисленное:

 

 


Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

 

1. Выберите верный вариант ответа:

 

1.1. Совокупностью реакций синтеза органических веществ клетки, участвующих в её построении и обновлении состава, определяется:

А) пластический обмен

Б) гликолиз

В) энергетический обмен

Г) катаболизм.

 

1.2. Универсальным источником энергии в клетке является:

А) полипептид

Б) АТФ

В) полисахарид

Г) липид.

Задание для домашней работы: Выучить тему «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

Тема № 11. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение.

«Размножение – это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».К.Г. Паустовский.

1. Может ли живой организм существовать на Земле бесконечно долго?____

_________________________________________________________________

2. Быт.1:28 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесьи размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». О каком свойстве живых организмов идет речь в Библии? __________________

1. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните следующие задания:

1.1. Дайте определение:

Размножение - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

1.2. Заполните схему классификации видов размножения:

 

 


1.3. Какой вид размножения возник первым и является более древним? ________________

_____________________________________________________________________________.

2. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс бесполого размножения, ответив на следующие вопросы:

2.1. Дайте определение:

Бесполое размножение - _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.2 Рассмотрите рисунки представителей различных царств живой природы, дайте им названия.Используя текст учебника и объяснения преподавателя, определите вид бесполого размножения характерного для этих живых организмов:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

2.3. Рассмотрите рисунок представителя царства животных, определите организм. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, определите вид бесполого размножения характерного для этого организма.

Животное: ______________________________________.

Тип бесполого размножения: ______________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________.

Количество особей, изображенных на рисунке: ______

_____________________________________________________________________________.

 

2.4. Рассмотрите рисунок представителей различных царства, определите их и дайте им названия. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, определите вид бесполого размножения характерного для данных организмов.

1 2 3 4

Названия организмов:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

Тип бесполого размножения: ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.5. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте тип бесполого размножения – вегетативное размножение:

Вегетативное размножение - ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.6. Используя рисунки различных способов вегетативного размножения и текст учебника, заполните таблицу:

Способ вегетативного размножения Примеры растений
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

1 2

 

 
 

4 5

6 7

 

2.8. Составьте обобщенную схему бесполого размножения, сделайте общий вывод, обобщив изученный материал:

Схема:

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс полового размножения, ответив на следующие вопросы:

3.1. Дайте определение:

Половое размножение - ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Гаметы - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

3.2. Рассмотрите рисунки строения мужских и женских гамет, заполните таблицу сравнительной характеристики:

Сперматозоид - _______________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________.

Яйцеклетка - _________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________.

 

Критерии сравнения Яйцеклетка Сперматозоид
1.Размеры    
2.Подвижность    
3.Запас питательных веществ    
4.Особенности формы и строения    
5.Функция    

 

3.3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы:

В результате какого процесса образуются специализированные половые клетки-гаметы? _

_____________________________________________________________________________.

 

Мейоз - ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Изобразите упрощенную схему мейоза:

Сколько последовательных делений включает в себя мейоз: _________________________________________.

Конъюгация - __________________________________

_______________________________________________

______________________________________________ _.

Кроссинговер - _________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________.

Значение кроссинговера: ________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Количество половых клеток, образующихся в результате мейоза: _____________________.

Набор хромосом в половых клетках: _____________________________________________.

 

3.4. Используя рисунок, текст учебника и объяснения преподавателя, охарактеризуйте процесс оплодотворения, ответив на следующие вопросы:

Оплодотворение - ____________________

______________________________________

______________________________________

_____________________________________.

Какой набор хромосом несет каждая половая клетка? _______________________.

Какой набор хромосом образуется при слиянии ядер половых клеток: ___________.

Заполните схему видов оплодотворения:

 
 

 

 


Рассмотрите рисунки различных животных, определите какие у них типы оплодотворения, подпишите под каждым изображением:

Обобщите изученный материал и сделайте вывод о преимуществах и недостатках полового и бесполого размножения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

 

1. Выберите только верные утверждения:

А) Размножение – характерное свойство для всех живых организмов

Б) При бесполом размножении образуются специализированные клетки - гаметы

В) Почкование – способ полового размножения

Г) При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи

Д) Спорами размножаются только грибы и мхи

Е) При половом размножении клетки образуются в результате мейоза

Ж) Для рыб характерно внутреннее оплодотворение.

_________________________

 

2. Выберите верный вариант ответа:

 

2.1. Половое размножение более прогрессивно, потому что оно:

А) обеспечивает большую численность потомства

Б) сохраняет генетическую стабильность вида

В) обеспечивает большее генетическое разнообразие потомства

Г) сдерживает чрезмерную плодовитость вида.

2.2. У овса в половых клетках содержится 21 хромосома, а в соматических клетках:

А) 22 хромосомы

Б) 42 хромосомы

В) 64 хромосомы

Г) 84 хромосомы.

2.3. Бесполое размножение осуществляется у:

А) цветковых растений семенами

Б) птиц откладыванием яиц

В) гидр почкованием

Г) хвойных растений семенами.

 

2.4. Диплоидный набор хромосом имеет:

А) соматическая клетка

Б) сперматозоид

В) яйцеклетка

Г) гаметы.

2.5. Какая часть отсутствует у сперматозоида:

А) головка

Б) плечики

В) шейка

Г) жгутик.

2.6. При бесполом размножении потомки:

А) сходны только по внешним признакам

Б) сходны только по внутреннему строению

В) непохожи между собой

Г) идентичны материнской особи.

 

2.7. Обмен участками гомологичных хромосом называется:

А) конъюгация

Б) аллопеция

В) кроссинговер

Г) партеногенез.

 

3. Дайте названия изображенным растениям иопределите для каждого вид вегетативного размножения:

1 2 3 4

 

1. ___________________________________________________

2. ___________________________________________________

3. ___________________________________________________

4. ___________________________________________________

Задание для домашней работы: Выучить тему «Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение». Выполнить задание самостоятельной работы № 6 по методическим рекомендациям для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы: Подготовить сообщение на тему «Методы изучения клетки». Объем работы не должен превышать 5 письменных страниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...