Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу теоретического анализа стрессоустойчивости личности в спорте

Польшакова Ирина Николаевна, доцент,

Богдасарова Александра Михайловна, магистрант,

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

[email protected]

В статье проведён теоретический обзор работ посвящённых стрессу у спортсменов, в условиях соревновательной деятельности.

Ключевые слова: стресс; стрессоустойчивость; аутогенная тренировка; ауторегуляция дыхания; гипноз; интроспекция; рефлексия; саморегуляция.

 

На сегодняшний день вопросы стресса, механизмов его возникновения, влияния на профессиональные успехи спортсмена по-прежнему остаются актуальными в научной среде.

В психологической литературе показана взаимосвязь спортивных достижений с личностными особенностями индивидуума: предрасположенность к депрессии (М. Франкенхойзер, 1970), избыточной мотивации (Т. Стокфельт, 1970), завышению уровня притязаний личности (Я. Рейковский, 1966) и т. д. [1, с. 280].

Изучением проблемы связанной с повышением стрессоустойчивости и управлением стрессом в условиях соревновательной деятельности занимались такие исследователи, как: Л.Д. Гиссен («Время стрессов», 1990), П.А. Рудик («Психология», 1976), Ю. Л. Ханин (Учебник по психологии физического воспитания, 1987).

По данным исследования П.А. Рудик [2, c. 170], резко выраженные эмоциональные состояния не должны протекать стихийно, подчиняя себе и зачастую искажая поведение человека, а строго подконтрольно сознанию. Состояние готовности к участию в соревновании связано с волевой мобилизацией физических и духовных сил, что подразумевает максимум волевого усилия, недопущение развития неблагоприятных эмоциональных переживаний, фиксацию сознания не на осмысливании уровня налагаемой ответственности и важности проводимого соревнования, а на контроле собственных действий и действий соперника.

Спортсмен должен приспособиться к стресогенным факторам так же, как он адаптируется к нагрузкам в рамках тренеровочного процесса. В связи с последним утверждением, некоторые авторы предложили рассматривать психическую напряженность в циклах тренировочного процесса, чтобы реакция на стресс была включена в стереотип закреплённых, выученных действий [3, c. 81].

Согласно исследованию Рудакова А. Л [4,с.190], повысить устойчивость организма спортсмена к стрессовому воздействию позволяют две группы активных способов:

1. Способы физического воздействия (закаливание организма, бег трусцой, регулярные физические нагрузки в условиях тренировки и т.д.);

2. Аутогенная тренировка (гипноз, психотерапевтическое воздействие и т.д.);

Немаловажным способом, противоборствующим стрессу, по мнению автора, является активизация позитивного настроя: чувство юмора, смех, снижение напряжения в мышечной ткани, ауторегуляция дыхания, а также максимальная релаксация [5, с. 163].

В свою очередь Б.А. Вяткин [2, с. 170] считает, что решение проблемы управления стрессом в процессе соревнования заключается в системном подходе. Согласно мнению автора, повышенная стрессоустойчивость спортсменов к соревновательному стрессу объясняется различиями в свойствах нервной системы и особенностями темперамента отдельно взятой личности. Таким образом, у двух спортсменов с разными темпераментами и индивидуальным устройством нервной системы, приемы психической регуляции деятельности будут отличаться (поведение на старте, контроль эмоционального состояния, негативно или позитивно окрашенные мысли и т. д).

Так как одни спортсмены демонстрируют лучшие результаты при относительно невысоком воздействии стресса, а другие – при среднем и высоком, перед стартом для первых недопустим повышенный уровень психического напряжения, а для вторых он может оказаться не только полезен, но даже необходим. Б. А. Вяткин, предлагает для одних спортсменов применение приемов регуляции, которые бы значительно повышали возбуждение, а для других, наоборот – понижающих [2, с. 170].

Спортсмену целесообразно развивать процессы мышления, подавлять эмоции при столкновении с экстремальной ситуацией (А.Т. Филатов) [6, с. 128].

Для решения поставленной задачи предлагается аутогенная тренировка. Причем А.Т. Филатов замечает, что регуляция эмоций берёт начало с отслеживания их проявлений. Так же преодоление стресс-факторов возможно с помощью сюжетных представлений, внушения уверенности в воображаемом соперничестве с сильным конкурентом, или в ситуации необъективного судейства и т. д.

Возможность повышения стрессоустойчивости посредствам самовнушения была доказана профессором Аболиным Л.М. в 1974 году в результате проведённого исследования. [6, с. 128].

Предложенная Л. М. Аболиным, программа развития эмоциональной устойчивости среди спортсменов профессиональных видов спорта, предусматривает несколько основополагающих этапов:

1) накопление, систематизация и развитие знаний о структурных особенностях процессов саморегуляции;

2) развитие навыков анализа – интроспекции и рефлексии;

3) создание условий для перевода в действенный план знаний и переживаний – развитие эффективных навыков.

У Г.Д. Горбунова центральным аспектом управления стрессовым напряжением является заблаговременное воздействие на самого спортсмена.

«Следует в равной степени обучить как самого спортсмена, так и тренера и всех окружающих их людей тем методам и приёмам которые бы способствовали спортсмену справиться с самим собой» (цит. по [2, с. 170]).

Согласно классификации Г.Д. Горбунова, существует несколько способов саморегуляции: первый – направленность сознания спортсмена на окружающий его мир (чувственное восприятие), второй – направленность спортсмена на самого себя (на выявление требований к нему социальной среды), третий – отражение человеком своей собственной личности, своего «Я» (различные приемы, связанные с регуляцией соматических и вегетативных эмоциональных проявлений) и четвертый – направленность сознания на духовное «Я» спортсмена (применяются законы рефлексии и приемы, связанные с отвлечением, варьированием поставленных перед ним задач).

Исследователь предлагает деятельность тренера по воспитанию спортсмена рассматривать не как процесс обучения, а как помощь в обучении и воспитании самого себя [7, с. 59].

Таким образом, анализ проблемы управления стрессом показал, что на сегодняшний день для её решения используется преимущественно симптоматический подход. Данный подход проявляется, прежде всего, в стремлении воздействовать на отдельные симптомы, вызванные стрессовым напряжением, например, если у спортсмена наблюдается боязнь поражения ему вселяют уверенность в его профессиональной состоятельности; если наблюдается нарушение сна – обеспечивают покой и т. д. [2, с. 170].

Представленные подходы к изучаемой проблеме подтверждают необходимость развития стрессоустойчивости в среде профессиональных спортсменов по принципу опережающего обучения в сфере регуляции поведения и эмоциональных состояний. Основываясь на данных исследования Г.Д.Горбунова, возможно предположить, что регуляция стрессоустойчивости через развитие рефлексии является наиболее эффективным методом в решении проблемы противостояния стрессовому напряжению в условиях соревновательной спортивной деятельности.

 

 

Литература:

1. Гаврилюк, В.К. К вопросу о психологических барьерах в соревнованиях у спортсменов / В.К.Гаврилюк // Проблемы психологии спорта /Под ред. П.А. Рудика и А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1998. – 280 c.

2. Русалова, М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека / М.Н.Русалова. - М.: Наука, 1999. - 170 с.

3. Психология спорта высших достижений: Учебное пособие / Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 2008. - 81 с.

4. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А.Л.Рудаков. - Красноярск, 2011. - 190 с.

5. Павлюченкова, Н.В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности: дис… канд. психол. наук. - М., 2001. - 163 с.

6. Аутогенная тренировка. 2-е изд., перераб. и доп./ Филатов А.Т. Киев: Здоров’я, 2000. - 128 с.

7. Митина, Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивоcти учителя. (Учебное пособие для практических психологов) / Л.М.Митина. - М., 1992. - 59 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...