Древнегреческая. Милейтцы. Пифагор.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Мировозрение.структура.Осн типы. М ировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир,на место в нем человека и его отношение к этому миру,а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы,определяющие жизненную позицию человека,принципы его поведения и ценностные ориентации.Взгляды — это определенная совокупность (система) знаний,выраженных в представлениях и понятиях; они составляют основу мировоззрения.Компонентами мировоз они становятся тогда,когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний.Мировоз включает настроения,чувства,переживания, составляющие его эмоционально-психологическую сторону.Важным компонентом мировоз являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине,добру, красоте, справедливости.Идеал служит духовным ориентиром.Следует различать мировоз человека и мировоз социальной группы,общественного класса и общества в целом.Мировозз каждой эпохи имеет свою специфику,определяемую уровнем развития производства,науки,культуры и другими факторами.Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое,религиозное,обыденное и философское. Исторически первый тип— мифологическое —формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира,появление на земле людей и животных,причины стихийных явлений природы,определить свое место в окружающем мире.Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос,который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана.В результате появляются три мира:небесный,земной и подземный.Весь этот процес Сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.Миф- фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа—боги,духи,герои—наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки.В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы. Религиозное- сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества.Являясь,как и мифология,фантастическим отражением действительности,религиозное мировоз отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.Вера в сверхъестественное—основаэтого типа.Позднее формируется образ единого Бога—творца всего существующего,блюстителя обычая,традиций,нравственности,уховных ценностей.Возникают религии—иудаизм,христианство,ислам,буддизм.Новым типом является философское. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира.Наиболее общие представления о природе,обществе,чел становятся предметом этой теории.Философское мировоз унаследовало от мифологии и религии их мировоз характер,всю совокупность вопросов о происхождении мира,его строении,месте человека в мире и т.д.,но в отличие от них, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы,этот тип мировоз,представляет собой логически упорядоченную систему знаний,характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.В его содержание также входят обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные принципы.Ядром этого типа мировоззрения является философия,вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль.Особый тип следует выделить эмпирическое, являющееся первоисточником всех других его типов.Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях,обыденное мировоз служит ориентиром в повседневной деятельности,однако нередко испытывает затруднения,сталкиваясь со сложными проблемами,решение которых требует основательных знаний,культуры мышления и чувств.В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоз, нередко представляя собой их сложное сочетание.Сохраняются также элементы мифологического мировоз.
Предмет.Функции. Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира—Индии,Китае,Египте.Своей классической формы она достигла в Древней Греции.Первым человеком, назвавшим себя философом,был древнегреч мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.Следствием ограничения круга проблем и углубления их разработки явилось.уточнение предмета философии, формирование ее функций.Определенный круг проблем философии связан с ее функциями,главными из которых являются:1) мировоззренческая,2) гносеологическая,3) методологическая.1.Центральная мировоззренческая проблема—отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или—в зависимости от характера того или иного философского учения—сознания к материи,духа к природе,психического к физическому, идеального к материальному.Через отношение человека,его мышления,сознания,всей его духовной,психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире,его предназначение,смысл его существования.2.Отношение человека к миру многообразно.Это и отношения,в которые вступает человек в своей предметной,практической деятельности,осваивая и преобразуя природную и социальную действительность,и нравственное отношение к природе,обществу, другим людям;эстетические,аксиологические (оценочные) и другие отношения.Отношение «мир — человек».3.Философское осмысление мира предполагает решение вопроса:находится ли окружающий человека мир,его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется,развивается, переходит из одного состояния в другое.Философия,разрабатывая всеобщие,обосновывая частные и общенаучные методы познания,выполняет методологическую функцию.Есть и другие функции,в том числе— интегрирующая- Диференциация научных знаний,вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук,привела к их обособлению.Вместе с тем необходимость исследовать сложные системы—социальные и природные объекты,где возможности частных наук оказались ограниченными,породила противоположную тенденцию—стремление к интеграции. аксиологическая- выражается в ее ориентации на определенные ценности.Формулирует систему ценностей, идеал. критическая.- Утверждая определенные ценности и идеалы,та или иная философская система подвергает критической оценке все то,что ей не соответствует. Выяснение основных проблем и функций философии позволяет уточнить ее предмет.Этим предметом является всеобщее— свойства,связи,отношения,присущие как объективной действительности,так и субъективному миру человека.Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительность — природы, общества,чел, отношения объективной действительности и суб мира, материального и идеального,бытия и мышления. Предмет философии существует объективно, независимо от философии.
Эпикур Эпикурейство. В теории познания явл сенсуалистом, полагая. что только ощущ истины являются основой познания. Этическое учение: в основе понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия, удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения, для равновесия его духа. В результате этого душа должна стать спокойной и безмятежной. Предлагал избавиться от зла, так как оно приносит разнообразные страдания. Страдания-это страх. Только достигая удовольствия, мы избавляемся от неприятных переживаний. Душа смертна, как и тело, со смертью души прекрат-ся страдания®чел-к не переживает смерть. А счастье достигается посредством длительного обучения (невозмутимость духа).
Индия. Возникновение философии в древней Индии относится к середине I тыс до н.э.,когда на ее территории формируются рабовладельческие гос с характерной для них кастовой организацией общества.Власть главы государства—раджи опиралась на касту военной аристократи —кшатриев и касту жрецов—брахманов.Древнейшим литературным памятником были «Веды»\ сочетавшие мифологическое мировоззрение с описанием религиозных ритуалов и некоторыми философскими представлениями.Со временем Веды обрастают комментариями,подразделяемыми на жанры:брахманы,араньяки,упанишады.Брахманы—ритуальная часть,в ней даются наставления,относящиеся к религиозной жизни людей. Араньяки— описание образа жизни лесных мудрецов—отшельников. Упанишады— философские комментарии к Ведам. Шрути (священное откровение),свод религиозно-философского сознания,сходный с Библией.Воплощаясь в человека, Брахман получает имя Атман.Брахмана— творца и прародителя видимого мира.Брахман управляет миром не прямо,а через посредников.Брахман и атман—это первоначала,первоосновы бытия,имеющие два облика—материальный и духовный.Под материальным понимались элементы мира—огонь,воздух,ветер,пространство,которые обладают вещественным субстратом.Под духовным обликом понимался смысл телесного бытия,т.е. невидимая,неслышимая субстанция.Главная цель познания—проникновение в мир магического ритуала,так как там скрыта истина.Основным средством познания являлись «турий» —мистические интуиции.Для школ Древней Индии характерен ведический идеализм. Известны такие щк как ВЕДАНТА-осн-ль Шанкара.В основе учения понятие Брахмана.Вселеная берет в нем начало и находит свой конец.Люди и все предметы его Эл-ты.Вселеная это иллюзорный мир(майя).Брахман высший дух проявляется в человеке как Атман,они едины.познать его значит раствориться в нем.ЛОКАЯТА-осн-ль Брихаспати.Боролись за восстановление приоритета земной жизни,отрицали сверхестественое.Мир состоит из 4х первоэл-ов:огня,воды,земли,воздуха,они составляющие всего живого.Бог это миф,а мир произвольная комбинация интересов.Чел состоит из материи,чел должен руководствоваться 4мя принцыпами:наслаждение и польза.Это его высшая цель.,получать какможно больше удовольствий и избегать страданий.Познание это то что чувствуетсяБУДИЗМ-осн-ль Буда.В этой религии отсутсвует бог и бесметрие души.Мир это постоянно изменяющийся поток частиц(дхарм). Дхармы это стихийные носители жизненной энергии,из кот все проявления чел:любовь,ненависть и др.Мир это их совокупность,они виртуальны.Душа бесметрна т.к не яв целостной субстанцией,это поток последоват состояний сознания.В основе этой религии проповедь Буды о 4х истинах.1)бытие есть страдание кот пронизывает чел.2)2 причины страданий:постоянное перерождение,влияноие прошлого на настоящее в виде кармы,стремление чел к удовлетворению страстей.3)освобождение от страданий путем устранения причин4)это путь ведущий к освобождению от страданий т.е путь к нирване.Цель-стремление к внутрен. Свободе.
КИТАЙ Формирование философии основывалось на эпической литературе,состоящей из трех главных книг: книги истории;книги перемен («Ицзин»); книги песен.Основным идейным источником древнекитайской философии,ее своеобразной парадигмой явилась книга перемен,в которой нашли свое выражение поиски первооснов бытия.В книге перемен выделяются элементы бытия—«десять небесных стволов»:ян,инь,небо,земля,человек,огонь,вода,металл,дерево,почва.Критерий выделения—человек и его деятельность.Основные мировоззренческие элементы:небо,земля и человек.Отношения между небесным и земным,человеком и небом находились в центре внимания.Собственно философия Китая начинается с натуралистической школы Ян инь цзя. Эта школа считала,что первоначально был хаос,«тьма вещей» («10 тысяч вещей»),не имеющих единства.Из хаоса впоследствии родились два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом,а инь (женское начало) — землей.Эти два божества породили все мироздание.Универсальный дуализм мужского и женского начал,а также циклическое взаимодействие «пяти стихий»—воды,огня,металла,дерева и почвы—были положены в основу всей традиционной духовной культуры Китая.Всего насчитывалось около 10 шк,главнейшими яв: даосизм, конфуцианство и моизм.ДАОСИЗМ осн-ем яв Лао-Цзы.В центре даосизма находится учение о дао как бытийной сущности мира.Дао—первоначало и принцип сущестования всего сущего.Лао-цзы выделяет в дао две стороны:«То, что не имеет имени—начало неба и земли;то,что имеет имя —мать всех вещей».Дао—это единый,нерасчлененный гармоничный закон свободного существования всего сущего,космическая пустота.Он находится в основе всех явлений мира и поэтому первично по отношению ко всем оформленным вещам,оно вездесуще,так как пронизывает все сущее.Смысл жизни человека состоит в «слиянии» с дао уже в земной жизни,при безразличном отношении к ней.Приобщение к дао как к источнику жизни достигается при помощи ритуала(религиозного созерцания,дыхательной и физической гимнастики,медитации).КОНФУЦИАНСТВО осн-ль Конфуций. Он проповедовал устно.Исходил из признания религиозно-мифологического учения о Дао.В отличие от даосизма,делавшего упор на природное начало,он придал своему учению морально-политический,социальный характер.Дао,по его мнению,воплощается в образе «святых—совершенномудрых».Конфуций развивал принципы государственного управления.Его учение—идеология прочного китайского государства.Конфуций говорил:«Из рожденных Небом и Землей человек является самым ценным».Государство рассматривалось как одна семья.Власть в государстве принадлежит императору.Император же обязан сочетать в себе черты чиновника и философа.Государь наследует и продолжает замыслы Неба и его предназначение—завершить становление природы народа.Природа человека в сущности своей едина.«По природе люди близки друг к другу,а по привычке—далеки».Человек по своей внутренней сути обладает добродетельными импульсами.Таким образом, смысл земного порядка состоит в исправлении имен. Все должно быть названо своим именем.МОИЗМ осн-ль Мо ди (Мо-цзы). Он создал своеобразную философскую школу,во многом противостоящую конфуцианству.Суть концепции Мо ди—в органичном сочетании «всеобщей и взаимной любви и выгоды».Моизм в отличие от конфуцианства пытался связать в единый узел справедливость и пользу.«Справедливость—это то,что полезно»,Понимание пользы,выгоды в моизме ограничено нравственной оценкой поступка с позиций интересов народа. Критерием истины в моизме выступает фактическое использование знания для реализации интересов народа в соответствии с принципом «всеобщей и взаимной любви и выгоды». Гераклит Он происходил из аристократического рода,лишенного власти демократией, и провел жизнь,сторонясь светских дел,а к концу ее и вовсе стал отшельником.Его основной труд «О природе».Гераклит считал основой,первоначалом всего мира огонь. Космос,по его мнению,един, а все сущее,никем не сотворенное,всегда было,есть и будет вечно живым огнем,то загорающимся,то потухающим.Огонь как основа мироздания вечен,в то время как космос не вечен.Огонь претерпевает ряд превращений,прежде чем возникает космос.Он становится водой, вода есть семя мироздания.Вода,в свою очередь,трансформируется в землю и воздух. анный процесс цик-личен и осуществляется как вверх,так и вниз.Он считаться основоположником гносеологии (учение о познании).Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая,что истина постигается умом..Душа человека приравнивалась Гераклитом к огненному дыханию—основанию жизни.Разум души может возрастать,но границ он не имеет.Познание начинается с чувств,однако они формируют лишь мнения людей,основанные на внешнем восприятии.Поэтому чувственные данные должны быть соответствующим образом обработаны разумом человека.(война) закономерна и необходима, так как она является источником создания мира.С именем Гераклита связано и развитие диалектических взглядов в Древней Греции.Так,широкую известность получили его высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».Он считал что народ должен сражаться за законы,что преступление есть самая большая беда чем чтото.Гераклит говорил,что в мире существует единство,и оно есть результат сочетания противоположностей.«Все едино и все состоит из противоположностей».Логос есть воплощение единства противоположностей.
Древнегреческая. Милейтцы. Пифагор. Философия Древней Греции формировалась в условиях,когда свободный гражданин полиса,являлся основной фигурой общества.Поэтому греки (особенно на ранних этапах),отражая универсальные интересы,занимались прежде всего проблемами космического и логико-гносеологического характера.МИЛЕТСКАЯ шк. Зародилась она в VI в. до н.э. в г. Милете,в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.Милетцы были гилозоистами от греч вещество и жизнь,поэтому любое матер тело обладает душой.Также были пантеистами что от греч все и бог.где бог отождествлялся с природой.В чел они предусматривали прежде всего физическую природу выводя его из воды,воздуха и апейрона.Их философия возникла на основе эмпирического и теркратического знания.Наиболее ярким представителем этой школы является Фалес. Который считал,что все сущее происходит из воды. Океан—кольцевая река,окружающая Землю,а сама Земля подобно дереву плавает в воде.По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное.Фалес был монистом.т.е принимал за основу всего сущего одно начало. Его основное требование в познании заключалось в том, что все знание надо сводить к одной-единственной основе—чувственной видимости.Хотя Фалес и отличал душу от тела,он считал ее материальной.Душа—движущее начало всех явлений природы.Все обладает душой,например,магнит обладает душой,так как он притягивает железо.Мир населен богами,т.е. душами,которые являются источниками движения вещей,действующими силами мира.Фалес был первым греческим математиком.а)углы при основании равнобедренного треугольника равныб) круг делится пополам диаметром. Анаксимандр. Он расширил понятие начала всего сущего до понятия первоначала—единая, первичная, вневременная, то есть беспредельная и бессмертная субстанция-это неопределенная материя (апейрон) —вещественное начало,лишенное границ.Анаксимандр полагал, что природа,мир существуют объективно,а не созданы кем-то.Он превращается в различные земные стихии (земля,вода,воздух,огонь)а те переходят друг в друга. полагал, что природа, мир существуют объективно, а не созданы кем-то.В процессе выпаривания солнцем влаги возникли живые существа.Живое зародилось из ила под воздействием солнечных лучей и пребывает в постоянной эволюции. Человек,как и животные,произошел от рыб.ОН ввел в греческую жизненную практику солнечные часы.создал также географическую карту Земли,в которой изображены Европа и Азия. Анаксимен. началом всего сущего считал воздух. Огонь—это разряженный воздух.Сгущаясь,воздух становится первоначально водой,затем,при дальнейшем сгущении,землей и,наконец, камнем.Душа также состоит из воздуха.Воздух обладает свойством бесконечности.Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам.ПИФАГОР.пифагорейская шк возникла следом за милетской.пифагор впервые назвавший филос этим словом,уделил большое значение числу.Он яв основателем математики как научной дисциплины.Он говорил что всё есть число,все вещи есть числа.Числа вечны,они некая реальность стоящие выше реальности вещей.Это все делает Пифагора основателем рационалистической религии согласно кот существует вечный мир.Он был первым кто отобразил космос со всему входящими в него вещами,как порядок кот устанавливается числом.Познание мира есть познание управляющих им чисел.Единица-есть основа всего ряда чисел.Душа гармония телесных Эл-ов,исчесляема числом. 8.Элеаты Элейская шк получила свое название от города Элей—греческой колонии в Южной Италии,откуда происходили основные ее представители: Ксенофан,Парменид,Зенон.Ксенофан—основатель школы элеатов,был поэтом и философом и свой главный труд «О природе» написал в виде поэмы,используя в основном поэтические образы и метафоры.Первоначалом мира он считал землю,полагая,что «все рождается из земли и все в землю уходит».Ксенофан отвергал антропоморфизм в отношении к богам,говоря, что люди,к сожалению,создают богов по своему образу. Отсюда,по его мнению,«каков человек,таков и его Бог».На самом же деле,Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос,полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой).«Единое—вот что такое Бог».Он—шаровидное телесное,неподвижное,неизменное существо и,в то же время,не конкретно-чувственный образ,а понятийная конструкция.Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, Бог—то атрибут мира.В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма,так как он по сути отрицал значение чувственного познания,считая, что чувственная данность—это мир явлений,который есть видимость.Познать же сущность мира возможно только мыслью.Более четкая философская позиция элеатов представлена в творчестве Парменида. В противоположность Гераклиту,который утверждал,что все меняется,Парменид говорил,что ничто не меняется.Характеризуя свойства бытия,он отмечает, что:а)бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу;б)бытие единственно и целостно,т.е. не имеет частей;в)бытие совершенно (закончено) и неподвижно.Бытие,считал Парменид,есть то, что охватывается мыслью.Гносеология Парменида строится на том,что истина доступна только размышлению.Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины.Различаются также понятия «истина» и «мнение».Мнение—это внутренне противоречивая чувственная видимость.Истина—мыслимый мир, мир единого и вечного бытия. Зенон. Являясь представителем субъективной диалектики, считал,что существует лишь то,что можно логически доказать.Он сформулировал сорок апорий (неразрешимых затруднений),многие из которых получили широкую известность.Так, например,его апория «Пшеничное зерно» направлена против чувственного восприятия.Когда падает одно зерно, говорит Зенон,мы не слышим звука.А если высыпаем зерна из мешка, то слышен шум.Таким образом, возникает вопрос: производит ли шум одно зерно или нам кажется, что шумит высыпаемый мешок зерна?Чувственное восприятие в данном случае ведет к противоречию.Разум же это противоречие разрешает.Рассуждения Зенона,построенные на доказательстве,сыграли большую роль в развитии теоретического мышления.Заслуга элеатов состоит и в том,что они первыми стали серьезно анализировать мир человеческой мысли. Сократ. Первый афинский мыслитель.Философия Сократа касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая персона.Сущность человека сосредоточена в его душе,так как она есть «то, чему служит тело».Ценность души состоит в познании.Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том,чтобы установить истину.Истину он понимал как объективное,независимое от мнения людей знание,получаемое в процессе диалога,когда происходит уточнение содержания понятий.Беседовать, считал он,—значит сдавать моральный «экзамен души».По отношению к материальному миру он был агностиком,полагая,что познать его невозможно;зато доступна пониманию душа человека,в познании которой и состоит суть,предмет философия.Познать самого себя—это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества.Душа возвышается над «животностью» человека, и этим она обретает свободу,благодаря которой человек знает, как управлять своими страстями. Человек, управляющий страстями,приобретает счастье,ибо его душа становится добродетельной и гармоничной.Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии.Прежде чем, познавать весь мир,надо открыть тайну самого себя(свои достоинства и недостатки).Путь мудрости-это путь бесконечного поиска истины.Т.е чем больше раздвигаются границы человеческого знания,тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.Сократ в своем диалектическом методе опирается на: иронию, маевтику, индукцию. Ирония-насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью.Гл ирония его это я(знаю, что я ничего не знаю").Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности. индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения.Диалектическим, т.к. он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).
Демокрит. В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта,на основании которого делал вывод,что существуют и тела,и пространство(пустота).Пустота отделяет одно тело от другого.Это означает,что бытие множественно,а не едино,как утверждают элеаты..Космос является единением тел и пустоты.Бытие делимо до тех пор,пока не исчерпана пустота.Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей,поэтому она присутствует как внутри сложных вещей,отделяя составные элементы(атомы)друг от друга,так и вне вещей,будучи их вместилищем.Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться. Атом, по Демокриту,неделим как физическое тело,однако он делим как математическая величина.Количество этих атомов бесконечно,как бесконечна и пустота, являющаяся пространством,«вместилищем» для атомов.Атомы можно сравнивать, так как они различаются по величине.Атом неделим.Он выделил три формы движения:1)хаотичное2)вихревой поток атомов3)испарение предметов космоса.Демокрит полагал,что все происходящее в мире имеет свою причину,поэтому любое явление происходит с необходимостью.Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей. емокрит одним из первых в античной философии дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение.Познание идет от чувств к разуму.Чувственое познание есть результат воздействия атомов.Различие чувственных образов обусловлено различием форм,строением атомов.Например,зрительный образ появляется в процессе «отлетания» от вещей их микроскопических копий,образов.Последние попадают в глаз и в нем появляется зрительный образ.Рациональное познание есть,по Демокриту, продолжение чувственного.Разум—это более тонкий зрительный орган,т.е. это своеобразное «логическое зрение».Демокрит не делает различия между материальным и идеальным.Душа человека есть соединение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, которые являются божественными.В этике Демокрит придерживается принципа:«душа—лежбище судьбы» и назначение ее—развить свой потенциал в счастливом или несчастливом направлении.Жизнь человека есть прежде всего удовлетворение телесных потребностей.Атомистическая концепция Демокрита была положена в основу естественнонаучной картины мира. Он был сторонником демократии,считал лучше быть беднымв демократическом гос чем богатым при монархии.Закон необходим,чтобы помочь счастливой жизи людей,необходимо ему повиноваться. Платон Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т.е. не порожден) и неизменен (т.е. не разложим). Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиургом).Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Идея — это чистая форма. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу. Космос формируется как живое существо. Первоначально создается космос без живых существ. Затем Демиург творит человека, причем сначала мужчину, а потом женщину. Далее появляются животные: от птиц до четвероногих.Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмертной, сотворенной Богом душой наделен и человек, у которого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Стимулом к знанию является любовь к прекрасному. Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон,а основным средством воспоминания является метод диалектики, беседа.Знание есть результат рассуждения. Значительное место в философии Платона уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой — тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение. Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Третий тип души — стремится к материальным, чувственным наслаждениям. крестьяне, торговцы, ремесленники. Аристотель Аристотель (384-322) идея гармонии, веры и разума.Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь). Природа – первичная реальность, которая неизменна. Вещи это реальная действительность. Критикует Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнен, идеи представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир.Значительное место в филе занимает человек и проблемы общ жизни. Чел – это политич животное, которому присуща устремленность к совместному сожительству.
Этика стоиков. Возникла в 3 веке д/э. Ранняя, средняя, поздняя. Основатель – Зенон, Сенека, Марк Аврелий. Они подразделяли филю на этику, физику. логику, этика – ядро фили. Стоики полагали, что вся природа живая. Наряду с бытием существует и бестелесное, к которому относится время, место, бесконечное. Бытие обладает направляемой разумом закономерностью. Так как природа разумна, то и человеческий образ должен быть рационально обоснованным. Т.е. человек будет добродетельным и счастливым, если он ограничивается малым и живет на основе разумности. Выделяли 4 вида добродетели: благоразумие. умеренность, мужество и справедливость. Зло – то. что препятствует данному образу жизни. Также развивали идею долга человека. Чел должен жить в соответствии с предопределенностью. Средняя стоя: 2-1 века д/э, Понеций. Характерно, они выделяли три положительные страсти: радость, воля, осторожность и четыре отрицательные: вожделение, наслаждение, страх, скорбь(от них нужно избавляться с помощью выработки состояния апатии: отсутсвия переживаний, страстей и страданий). Поздняя стоя: 1-4века н/э. Перове место- проблемы свободы чела. Под свободой Сенека понимал то, чтобы освободиться от судьбы. чел должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма и цепи, сковывающие душу. Сенека допускает даже самоубийство. Утверждал, что основной целью фили – утешение чела во всех его несчастьях. а для этого нужно философствовать, чтобы выработать невозмутимость духа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|