Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнегреческая. Милейтцы. Пифагор.




Мировозрение.структура.Осн типы.

М ировоззрениеэто система обобщенных взглядов на мир,на место в нем человека и его отношение к этому миру,а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы,определяющие жизненную позицию человека,принципы его поведения и ценностные ориентации.Взгляды — это определенная совокупность (система) знаний,выраженных в представлениях и понятиях; они составляют ос­нову мировоззрения.Ком­понентами мировоз они становятся тогда,когда превраща­ются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний.Мировоз включает настроения,чувства,пережива­ния, составляющие его эмоционально-психологическую сторону.Важным компонентом мировоз являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине,добру, красоте, справедливости.Идеал служит духовным ориен­тиром.Следует различать мировоз человека и мировоз социальной группы,общественного класса и общества в целом.Мировозз каждой эпохи имеет свою специфику,опре­деляемую уровнем развития производства,науки,культуры и другими факторами.Вместе с тем в качестве основных выделя­ются следующие типы мировоззрения: мифологическое,религи­озное,обыденное и философское. Исторически первый тип— мифологическое —формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить проис­хождение и устройство мира,появление на земле людей и жи­вотных,причины стихийных явлений природы,определить свое место в окружающем мире.Сотворение мира изображалось обыч­но как превращение хаоса в космос,который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана.В резуль­тате появляются три мира:небесный,земной и подземный.Весь этот процес Сопровождается борьбой богов и героев против де­монических сил.Миф- фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.Порожденные фантазией первобытно­го человека мифические существа—боги,духи,герои—наде­лены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки.В мифах выражались слитность, нераздельность человека и приро­ды. Религиозное- сформировалось на сравни­тельно высокой стадии развития древнего общества.Являясь,как и мифология,фантастическим отражением действительности,религиозное мировоз отличается от мифологии верой в су­ществование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.Вера в сверхъестественное—ос­новаэтого типа.Позднее формируется образ единого Бога—творца всего существующего,блюстителя обычая,тра­диций,нравственности,уховных ценностей.Возникают религии—иудаизм,христианство,ислам,буддизм.Новым типом является философское. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира.Наиболее общие представле­ния о природе,обществе,чел становятся предметом этой теории.Философское ми­ровоз унаследовало от мифологии и религии их мировоз характер,всю совокупность вопросов о происхожде­нии мира,его строении,месте человека в мире и т.д.,но в отличие от них, которые характеризуются чув­ственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы,этот тип мировоз,представляет собой логически упорядоченную систему знаний,характеризуется стремлением теоретически обосновать свои по­ложения и принципы.В его содержание также входят обобщенные экономические, поли­тические, правовые и естественнонаучные представления, нрав­ственные, эстетические, религиозные принципы.Ядром этого типа мировоззрения является философия,вокруг которой группируются все другие его эле­менты и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль.Особый тип следует выделить эмпиричес­кое, являющееся первоисточником всех других его типов.Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях,обыденное мировоз служит ориентиром в повсе­дневной деятельности,однако нередко испытывает затруднения,сталкиваясь со сложными проблемами,решение которых требует основательных знаний,культуры мышления и чувств.В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоз, нередко представляя собой их сложное сочетание.Сохраняются также элементы мифологичес­кого мировоз.

Предмет.Функции.

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира—Индии,Китае,Египте.Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции.Первым человеком, назвавшим себя философом,был древнегреч мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глу­бокие вопросы о природе, обществе, человеке.Следствием ограничения круга проблем и углубления их раз­работки явилось.уточнение предмета философии, формирование ее функций.Определенный круг проблем философии связан с ее функция­ми,главными из которых являются:1) мировоззренческая,2) гносеологическая,3) методологическая.1.Центральная мировоззренческая проблема—отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или—в зависимости от характера того или иного философского учения—сознания к материи,духа к при­роде,психического к физическому, идеального к материальному.Через отношение человека,его мышления,сознания,всей его духовной,психической деятельности к окружающему миру осоз­нается место человека в мире,его предназначение,смысл его существования.2.Отношение человека к миру многообразно.Это и отноше­ния,в которые вступает человек в своей предметной,практичес­кой деятельности,осваивая и преобразуя природную и социаль­ную действительность,и нравственное отношение к природе,об­ществу, другим людям;эстетические,аксиологические (оценоч­ные) и другие отношения.Отношение «мир — человек».3.Философское осмысление мира предполагает решение во­проса:находится ли окружающий человека мир,его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется,развивается, переходит из одного состояния в другое.Философия,разрабатывая всеобщие,обосно­вывая частные и общенаучные методы познания,выполняет методологическую функцию.Есть и другие функции,в том числе— интегрирующая- Диференциация научных знаний,вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук,привела к их обособлению.Вместе с тем необходимость иссле­довать сложные системы—социальные и природные объекты,где возможности частных наук оказались ограниченными,по­родила противоположную тенденцию—стремление к интегра­ции. ак­сиологическая- выражается в ее ори­ентации на определенные ценности.Формулирует систему ценнос­тей, идеал. критическая.- Утверждая определенные ценности и идеалы,та или иная философская система подвергает критической оценке все то,что ей не соответствует. Выяснение основных проблем и функций философии позво­ляет уточнить ее предмет.Этим предметом является всеоб­щее— свойства,связи,отношения,присущие как объективной действительности,так и субъективному миру человека.Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительностьприро­ды, общества,чел, отношения объективной действи­тельности и суб мира, материального и идеально­го,бытия и мышления. Предмет фило­софии существует объективно, независимо от философии.

Эпикур

Эпикурейство. В теории познания явл сенсуалистом, полагая. что только ощущ истины являются основой познания. Этическое учение: в основе понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия, удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения, для равновесия его духа. В результате этого душа должна стать спокойной и безмятежной. Предлагал избавиться от зла, так как оно приносит разнообразные страдания. Страдания-это страх. Только достигая удовольствия, мы избавляемся от неприятных переживаний. Душа смертна, как и тело, со смертью души прекрат-ся страдания®чел-к не переживает смерть. А счастье достигается посредством длительного обучения (невозмутимость духа).

 

 

Индия.

Возникновение философии в древней Индии относится к се­редине I тыс до н.э.,когда на ее территории фор­мируются рабовладельческие гос с характерной для них кастовой организацией общества.Власть главы государ­ства—раджи опиралась на касту военной аристократи —кшатриев и касту жрецов—брахманов.Древнейшим литературным памятником были «Веды»\ соче­тавшие мифологическое мировоззрение с описанием религиозных ритуалов и некоторыми философскими представлениями.Со вре­менем Веды обрастают комментариями,подразделяемыми на жанры:брахманы,араньяки,упанишады.Брахманы—ритуальная часть,в ней даются настав­ления,относящиеся к религиозной жизни людей. Араньяки— описание образа жизни лесных мудрецов—отшельников. Упанишады— философские комментарии к Ведам. Шрути (священное откровение),свод рели­гиозно-философского сознания,сходный с Библией.Воплощаясь в человека, Брахман получает имя Атман.Брахмана— творца и прародителя видимого мира.Брахман управляет миром не прямо,а через посредников.Брах­ман и атман—это первоначала,первоосновы бытия,имеющие два облика—материальный и духовный.Под материальным понимались элементы мира—огонь,воздух,ветер,пространст­во,которые обладают вещественным субстратом.Под духовным обликом пони­мался смысл телесного бытия,т.е. невидимая,неслышимая суб­станция.Главная цель познания—проникновение в мир магического ритуала,так как там скрыта истина.Основным средством познания являлись «турий» —мистичес­кие интуиции.Для школ Древней Индии характерен ведический идеализм. Известны такие щк как ВЕДАНТА-осн-ль Шанкара.В основе учения понятие Брахмана.Вселеная берет в нем начало и находит свой конец.Люди и все предметы его Эл-ты.Вселеная это иллюзорный мир(майя).Брахман высший дух проявляется в человеке как Атман,они едины.познать его значит раствориться в нем.ЛОКАЯТА-осн-ль Брихаспати.Боролись за восстановление приоритета земной жизни,отрицали сверхестественое.Мир состоит из 4х первоэл-ов:огня,воды,земли,воздуха,они составляющие всего живого.Бог это миф,а мир произвольная комбинация интересов.Чел состоит из материи,чел должен руководствоваться 4мя принцыпами:наслаждение и польза.Это его высшая цель.,получать какможно больше удовольствий и избегать страданий.Познание это то что чувствуетсяБУДИЗМ-осн-ль Буда.В этой религии отсутсвует бог и бесметрие души.Мир это постоянно изменяющийся поток частиц(дхарм). Дхармы это стихийные носители жизненной энергии,из кот все проявления чел:любовь,ненависть и др.Мир это их совокупность,они виртуальны.Душа бесметрна т.к не яв целостной субстанцией,это поток последоват состояний сознания.В основе этой религии проповедь Буды о 4х истинах.1)бытие есть страдание кот пронизывает чел.2)2 причины страданий:постоянное перерождение,влияноие прошлого на настоящее в виде кармы,стремление чел к удовлетворению страстей.3)освобождение от страданий путем устранения причин4)это путь ведущий к освобождению от страданий т.е путь к нирване.Цель-стремление к внутрен. Свободе.

КИТАЙ

Формирование философии основывалось на эпической лите­ратуре,состоящей из трех главных книг: книги истории;книги перемен («Ицзин»); книги песен.Основным идейным источни­ком древнекитайской философии,ее своеобразной парадигмой явилась книга перемен,в которой нашли свое выражение поиски первооснов бытия.В книге перемен выделяются элементы бытия—«десять небесных стволов»:ян,инь,небо,земля,че­ловек,огонь,вода,металл,дерево,почва.Критерий выделе­ния—человек и его деятельность.Основные мировоззренческие элементы:небо,земля и человек.Отношения между небесным и земным,человеком и небом находились в центре внимания.Собственно философия Китая начинается с натуралистичес­кой школы Ян инь цзя. Эта школа счи­тала,что первоначально был хаос,«тьма вещей» («10 тысяч вещей»),не имеющих единства.Из хаоса впоследствии родились два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом,а инь (женское начало) — землей.Эти два божества породили все мироздание.Универсальный дуализм мужского и женского начал,а также циклическое взаимодействие «пяти стихий»—воды,огня,металла,дерева и почвы—были положены в основу всей традиционной духовной культуры Китая.Всего насчитывалось около 10 шк,главнейшими яв: даосизм, конфуцианство и моизм.ДАОСИЗМ осн-ем яв Лао-Цзы.В центре даосизма находится учение о дао как бытийной сущности мира.Дао—первоначало и принцип сущестования всего сущего.Лао-цзы выделяет в дао две стороны:«То, что не имеет имени—начало неба и земли;то,что имеет имя —мать всех вещей».Дао—это единый,нерасчлененный гармоничный закон свободного су­ществования всего сущего,космическая пустота.Он находится в основе всех явлений мира и поэтому первично по отношению ко всем оформленным вещам,оно вездесуще,так как пронизывает все сущее.Смысл жизни человека состоит в «слиянии» с дао уже в земной жизни,при безразличном отно­шении к ней.Приобщение к дао как к источнику жизни достигается при помощи ритуала(рели­гиозного созерцания,дыхательной и физической гимнастики,ме­дитации).КОНФУЦИАНСТВО осн-ль Конфуций. Он проповедовал устно.Исходил из признания религиозно-мифологическо­го учения о Дао.В отличие от даосизма,делавшего упор на природное начало,он придал своему учению морально-полити­ческий,социальный характер.Дао,по его мнению,воплощается в образе «святых—совершенномудрых».Конфуций развивал принципы государственного управле­ния.Его учение—идеология прочного китайского государства.Конфуций говорил:«Из рожденных Небом и Землей человек является самым ценным».Государство рассматривалось как одна семья.Власть в государстве принадлежит императору.Император же обязан сочетать в себе черты чиновника и философа.Государь наследует и продолжает замыс­лы Неба и его предназначение—завершить становление приро­ды народа.Природа человека в сущности своей едина.«По природе люди близки друг к другу,а по привычке—далеки».Человек по своей внутренней сути обладает добродетельными импульсами.Таким образом, смысл земного порядка состоит в исправлении имен. Все должно быть названо своим именем.МОИЗМ осн-ль Мо ди (Мо-цзы). Он создал своеобразную философскую школу,во многом противостоящую конфуцианству.Суть концепции Мо ди—в органичном сочетании «всеобщей и взаимной любви и выгоды».Моизм в отличие от конфуцианства пытался связать в единый узел справедливость и пользу.«Справедливость—это то,что полезно»,Понимание пользы,выгоды в моизме ограни­чено нравственной оценкой поступка с позиций интересов наро­да. Критерием истины в моизме выступает фактическое исполь­зование знания для реализации интересов народа в соответствии с принципом «всеобщей и взаимной любви и выгоды».

Гераклит

Он происходил из аристократического рода,ли­шенного власти демократией, и провел жизнь,сторонясь свет­ских дел,а к концу ее и вовсе стал отшельником.Его основной труд «О природе».Гераклит считал основой,первоначалом всего мира огонь. Кос­мос,по его мнению,един, а все сущее,никем не сотворенное,всегда было,есть и будет вечно живым огнем,то загорающимся,то потухающим.Огонь как основа мироздания вечен,в то время как космос не вечен.Огонь претерпевает ряд превращений,прежде чем возникает космос.Он становится водой, вода есть семя мироздания.Вода,в свою оче­редь,трансформируется в землю и воздух. анный процесс цик-личен и осуществляется как вверх,так и вниз.Он считаться основополож­ником гносеологии (учение о познании).Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая,что истина пости­гается умом..Душа человека приравнивалась Гераклитом к огненному ды­ханию—основанию жизни.Разум души может возрастать,но границ он не имеет.Познание начинается с чувств,однако они формируют лишь мнения людей,основанные на внешнем восприятии.Поэтому чувственные данные должны быть соответствующим образом об­работаны разумом человека.(война) закономерна и необходима, так как она является источ­ником создания мира.С именем Гераклита связано и развитие диалектических взглядов в Древней Греции.Так,широкую известность получили его высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».Он считал что народ должен сражаться за законы,что преступление есть самая большая беда чем чтото.Гераклит говорил,что в мире существует единство,и оно есть результат сочетания противопо­ложностей.«Все едино и все состоит из противоположностей».Логос есть воплощение единства противоположностей.

 

 

Древнегреческая. Милейтцы. Пифагор.

Философия Древней Греции формировалась в условиях,когда свободный гражданин полиса,являлся основной фигурой общества.Поэтому греки (особенно на ранних этапах),отражая универсальные интересы,занимались прежде всего проблемами космического и логико-гносеологического ха­рактера.МИЛЕТСКАЯ шк. Зародилась она в VI в. до н.э. в г. Милете,в Ионии. Милетцы стали родоначальниками на­туралистической фазы развития античной философии.Милетцы были гилозоистами от греч вещество и жизнь,поэтому любое матер тело обладает душой.Также были пантеистами что от греч все и бог.где бог отождествлялся с природой.В чел они предусматривали прежде всего физическую природу выводя его из воды,воздуха и апейрона.Их философия возникла на основе эмпирического и теркратического знания.Наиболее ярким представителем этой школы является Фалес. Который считал,что все сущее про­исходит из воды. Океан—кольцевая река,окружающая Землю,а сама Земля подобно дереву плавает в воде.По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное.Фалес был монистом.т.е принимал за основу всего сущего одно начало. Его основное тре­бование в познании заключалось в том, что все знание надо сводить к одной-единственной основе—чувственной видимости.Хотя Фалес и отличал душу от тела,он считал ее материаль­ной.Душа—движущее начало всех явлений природы.Все об­ладает душой,например,магнит обладает душой,так как он притягивает железо.Мир населен богами,т.е. душами,которые являются источниками движения вещей,дей­ствующими силами мира.Фалес был первым греческим математиком.а)углы при ос­новании равнобедренного треугольника равныб) круг делится пополам диаметром. Анаксимандр. Он расширил понятие начала всего су­щего до понятия первоначала—единая, первичная, вневременная, то есть беспредельная и бессмертная субстанция-это неопределенная материя (апейрон) —вещественное начало,лишенное границ.Анаксимандр полагал, что природа,мир существуют объек­тивно,а не созданы кем-то.Он превращается в различные зем­ные стихии (земля,вода,воздух,огонь)а те переходят друг в друга. полагал, что природа, мир существуют объек­тивно, а не созданы кем-то.В процессе выпаривания солнцем влаги возникли живые существа.Живое зародилось из ила под воздействием солнечных лучей и пребывает в постоянной эволю­ции. Человек,как и животные,произошел от рыб.ОН ввел в греческую жизненную практику солнеч­ные часы.создал также географическую карту Земли,в ко­торой изображены Европа и Азия. Анакси­мен. началом всего сущего считал воз­дух. Огонь—это разряженный воздух.Сгущаясь,воздух ста­новится первоначально водой,затем,при дальнейшем сгущении,землей и,наконец, камнем.Душа также состоит из воздуха.Воздух обладает свойст­вом бесконечности.Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отно­шению к богам.ПИФАГОР.пифагорейская шк возникла следом за милетской.пифагор впервые назвавший филос этим словом,уделил большое значение числу.Он яв основателем математики как научной дисциплины.Он говорил что всё есть число,все вещи есть числа.Числа вечны,они некая реальность стоящие выше реальности вещей.Это все делает Пифагора основателем рационалистической религии согласно кот существует вечный мир.Он был первым кто отобразил космос со всему входящими в него вещами,как порядок кот устанавливается числом.Познание мира есть познание управляющих им чисел.Единица-есть основа всего ряда чисел.Душа гармония телесных Эл-ов,исчесляема числом.

8.Элеаты Элейская шк получила свое название от города Элей—гре­ческой колонии в Южной Италии,откуда происходили ос­новные ее представители: Ксенофан,Парменид,Зенон.Ксенофан—основатель школы элеатов,был поэтом и фило­софом и свой главный труд «О природе» написал в виде поэмы,используя в основном поэтические образы и метафоры.Первоначалом мира он считал землю,полагая,что «все рождается из земли и все в землю уходит».Ксенофан отвергал антропоморфизм в отношении к богам,говоря, что люди,к сожалению,создают богов по своему образу. Отсюда,по его мнению,«каков человек,таков и его Бог».На самом же деле,Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос,полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой).«Единое—вот что такое Бог».Он—шаровидное телесное,неподвижное,неизменное су­щество и,в то же время,не конкретно-чувственный образ,а понятийная конструкция.Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, Бог—то атрибут мира.В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма,так как он по сути отрицал значение чувственного познания,считая, что чувственная данность—это мир явлений,который есть видимость.Познать же сущность мира возможно только мыслью.Более четкая философская позиция элеатов представлена в творчестве Парменида. В противоположность Гераклиту,кото­рый утверждал,что все меняется,Парменид говорил,что ничто не меняется.Характеризуя свойства бытия,он отмечает, что:а)бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу;б)бытие единственно и целостно,т.е. не имеет частей;в)бытие совершенно (закончено) и неподвижно.Бытие,считал Парменид,есть то, что охватывается мыслью.Гносеология Парменида строится на том,что истина доступна только размышлению.Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины.Различаются также понятия «истина» и «мнение».Мнение—это внутренне противоречивая чувственная видимость.Истина—мыслимый мир, мир единого и вечного бытия. Зенон. Являясь представителем субъективной диа­лектики, считал,что существует лишь то,что можно логически доказать.Он сформулировал сорок апорий (неразре­шимых затруднений),многие из которых получили широкую из­вестность.Так, например,его апория «Пшеничное зерно» на­правлена против чувственного восприятия.Когда падает одно зерно, говорит Зенон,мы не слышим звука.А если высыпаем зерна из мешка, то слышен шум.Таким образом, возникает во­прос: производит ли шум одно зерно или нам кажется, что шумит высыпаемый мешок зерна?Чувственное восприятие в данном случае ведет к противоречию.Разум же это противоречие разрешает.Рассуждения Зенона,построенные на доказательстве,сыграли большую роль в развитии теоретического мышления.Заслуга элеатов состоит и в том,что они первыми стали серьезно анализировать мир человеческой мысли.

Сократ.

Первый афинский мыслитель.Философия Сократа касалась прежде всего человека, которо­го он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая персона.Сущность че­ловека сосредоточена в его душе,так как она есть «то, чему служит тело».Ценность души состоит в познании.Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель ко­торого состоит в том,чтобы установить истину.Истину он по­нимал как объективное,независимое от мнения людей знание,получаемое в процессе диалога,когда происходит уточнение со­держания понятий.Беседовать, считал он,—значит сдавать мо­ральный «экзамен души».По отношению к материальному миру он был агностиком,полагая,что познать его невозможно;зато доступна пониманию душа человека,в познании которой и состоит суть,предмет фи­лософия.Познать самого себя—это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества.Душа возвышается над «животностью» человека, и этим она обретает свободу,благодаря которой человек знает, как управ­лять своими страстями. Человек, управляющий страстями,при­обретает счастье,ибо его душа становится добродетельной и гар­моничной.Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии.Прежде чем, познавать весь мир,надо открыть тайну самого себя(свои достоинства и недостатки).Путь мудрости-это путь бесконечного поиска истины.Т.е чем больше раздвигаются границы человеческого знания,тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.Сократ в своем диалектическом методе опирается на: иронию, маевтику, индукцию. Ирония-насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью.Гл ирония его это я(знаю, что я ничего не знаю").Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности. индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения.Диалектическим, т.к. он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).

 

Демокрит.

В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта,на основании которого делал вывод,что существуют и тела,и пространство(пустота).Пустота отделяет одно тело от другого.Это означает,что бытие множественно,а не едино,как утверж­дают элеаты..Космос является единением тел и пустоты.Бытие делимо до тех пор,пока не исчерпана пустота.Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей,поэтому она присутствует как внутри сложных вещей,отделяя составные элементы(атомы)друг от друга,так и вне вещей,будучи их вместилищем.Пустота позво­ляет вещам и их элементам двигаться, перемещаться. Атом, по Демокриту,неделим как физическое тело,однако он делим как математическая величина.Количество этих атомов бесконечно,как бесконечна и пустота, являющаяся пространст­вом,«вместилищем» для атомов.Атомы можно сравнивать, так как они различаются по величине.Атом неделим.Он выделил три формы движения:1)хаотичное2)вихревой поток атомов3)испарение предметов космоса.Демокрит полагал,что все происходящее в мире имеет свою причину,поэтому любое явление происходит с необходимостью.Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей. емокрит одним из первых в античной философии дал раз­вернутое представление о процессе познания, выделив в нем чув­ственную и рассудочную сторону и определив их соотношение.Познание идет от чувств к разуму.Чувственое познание есть результат воздействия атомов.Различие чувствен­ных образов обусловлено различием форм,строением атомов.Например,зрительный образ появляется в процессе «отлетания» от вещей их микроскопических копий,образов.Последние попа­дают в глаз и в нем появляется зрительный образ.Рациональное познание есть,по Демокриту, продолжение чув­ственного.Разум—это более тонкий зрительный орган,т.е. это своеобразное «логическое зрение».Демокрит не делает различия между материальным и идеальным.Душа человека есть соеди­нение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, ко­торые являются божественными.В этике Демокрит придерживается принципа:«душа—леж­бище судьбы» и назначение ее—развить свой потенциал в счас­тливом или несчастливом направлении.Жизнь человека есть прежде всего удовлетворение телесных потребностей.Атомистическая концепция Демокрита была поло­жена в основу естественнонаучной картины мира. Он был сторонником демократии,считал лучше быть беднымв демократическом гос чем богатым при монархии.Закон необходим,чтобы помочь счастливой жизи людей,необходимо ему повиноваться.

Платон

Платон стал первым греческим философом, создавшим це­лостную концепцию объективного идеализма, суть которого со­стоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т.е. не порож­ден) и неизменен (т.е. не разложим). Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиур­гом).Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует матери­альный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Идея — это чистая форма. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу. Космос формируется как живое существо. Первоначально со­здается космос без живых существ. Затем Демиург творит чело­века, причем сначала мужчину, а потом женщину. Далее появ­ляются животные: от птиц до четвероногих.Космос представлялся Платону в виде шара, в центре кото­рого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бес­смертной, сотворенной Богом душой наделен и человек, у кото­рого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Стимулом к знанию является любовь к прекрасному. Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом выс­ших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осоз­нает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон,а основным средством воспоминания яв­ляется метод диалектики, беседа.Знание есть результат рассуждения. Значительное место в философии Платона уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все непри­ятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой — тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение. Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Третий тип души — стремится к материаль­ным, чувственным наслаждениям. крестьяне, торговцы, ремесленники.

Аристотель

Аристотель (384-322) идея гармонии, веры и разума.Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь). Природа – первичная реальность, которая неизменна. Вещи это реальная действительность. Критикует Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнен, идеи представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир.Значительное место в филе занимает человек и проблемы общ жизни. Чел – это политич животное, которому присуща устремленность к совместному сожительству.

 

 

Этика стоиков.

Возникла в 3 веке д/э. Ранняя, средняя, поздняя. Основатель – Зенон, Сенека, Марк Аврелий. Они подразделяли филю на этику, физику. логику, этика – ядро фили. Стоики полагали, что вся природа живая. Наряду с бытием существует и бестелесное, к которому относится время, место, бесконечное. Бытие обладает направляемой разумом закономерностью. Так как природа разумна, то и человеческий образ должен быть рационально обоснованным. Т.е. человек будет добродетельным и счастливым, если он ограничивается малым и живет на основе разумности. Выделяли 4 вида добродетели: благоразумие. умеренность, мужество и справедливость. Зло – то. что препятствует данному образу жизни. Также развивали идею долга человека. Чел должен жить в соответствии с предопределенностью. Средняя стоя: 2-1 века д/э, Понеций. Характерно, они выделяли три положительные страсти: радость, воля, осторожность и четыре отрицательные: вожделение, наслаждение, страх, скорбь(от них нужно избавляться с помощью выработки состояния апатии: отсутсвия переживаний, страстей и страданий). Поздняя стоя: 1-4века н/э. Перове место- проблемы свободы чела. Под свободой Сенека понимал то, чтобы освободиться от судьбы. чел должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма и цепи, сковывающие душу. Сенека допускает даже самоубийство. Утверждал, что основной целью фили – утешение чела во всех его несчастьях. а для этого нужно философствовать, чтобы выработать невозмутимость духа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...