Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучив ст. 24 НК РФ, дайте легальное определение понятию «налоговый агент». Сравните обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.




Содержание

 

Задание 1. 3

Задание 2. 5

Задание 3. 8

Задание 4. 12

Задание 5. 14

Задание 6. 15

Задание 7. 18

Задание 8. 19

Задание 9. 21

Задание 10. 22

Список литературы.. 23

 

Задание 1

Обратившись к ст. 3 НК РФ, раскройте содержание принципа недискриминации в области налогов и сборов.

Анализ правил п. 2 ст. 3 НК позволяет сделать следующие выводы:

а) запрещают дискриминационный характер налогов и сборов, т.е. их различное применение исходя из социальных, расовых и национальных, религиозных и любых иных различий (например, по полу, возрасту, идеологии и политическим убеждениям) между плательщиками;

б) запрещают установление дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от:

формы собственности. Такие различия противоречат не только НК РФ, но и Конституции РФ. Частные коммерческие организации, (например, ООО, АО, товарищества и т.д.), государственные унитарные предприятия, муниципальные предприятия, кооперативы и т.д., а также все индивидуальные предприниматели должны (по общему правилу) платить налоги и сборы по одинаковым ставкам;

гражданства физических лиц. Иначе говоря, ставки по уплате налогов и сборов должны быть одинаковыми для граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, налоговых резидентов. Однако если в нормах части второй НК, а также международным договором РФ по вопросам налогообложения предусмотрены дифференцированные ставки налогов и сборов, то подлежат применению эти ставки.

места происхождения капитала. Ставки налогов и сборов должны быть одинаковыми, например, и для коммерческих организаций, созданных российскими участниками, и для организаций, учрежденных в РФ иностранными участниками, и для иностранных юридических лиц;

в) до 01.01.05 они допускали установление:

особых видов пошлин в зависимости от страны происхождения товаров (например, антидемпинговые пошлины, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом от 08.12.03 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»);

дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Примером могут служить более низкие ставки ввозных пошлин (таможенные, тарифные преференции), установленные в соответствии со ст. 34, 36, 37 Закона РФ «О таможенном тарифе».

 

Задание 2

Изучив ст. 24 НК РФ, дайте легальное определение понятию «налоговый агент». Сравните обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности:

Обязанности налогоплательщика Обязанности налоговых агентов
- уплачивать законно установленные налоги; - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; - представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; - в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; - нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.   - исчислять налоги. При этом они исчисляют сумму налога (вместо налогоплательщика), подлежащую уплате за определенный налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику; - удерживают у налогоплательщика суммы налога. Чаще всего эту обязанность на практике выполняют налоговые агенты-работодатели; - перечисляют сумму удержанных налогов в бюджетную систему. При этом они уплачиваются (по общему правилу) путем разового перечисления в бюджет. Однако п. 3 ст. 58 НК допускает и наличную форму уплаты; - налоговые агенты перечисляют суммы удержанных налогов не только в соответствующий бюджет, но и во внебюджетные фонды. В п. 3 ст. 24 НК предусмотрено, что налоговые агенты обязаны: а) правильно (т.е. в полном соответствии с нормами НК, других нормативных правовых актов законодательства о налогах) и своевременно исчислять и удерживать налоги, а также перечислять их в бюджет и на счета Федерального казначейства. При этом следует учесть, что: своевременным считается исполнение налоговым агентом в сроки, которые устанавливаются применительно к каждому налогу (п. 1 ст. 57 НК); удержание производится за счет средств, выплачиваемых налогоплательщику; б) в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета: о невозможности удержать налог. При этом причина не имеет значения; о сумме задолженности налогоплательщика. Налоговые органы в этом случае сами должны принимать меры по взысканию образовавшейся задолженности. Месячный срок отсчитывается со дня следующего за днем, когда налоговому агенту стало известно об указанных выше обстоятельствах; в) вести: начисленных и выплаченных доходов налогоплательщику; удержанных (из денежных или иных средств, выплачиваемых налогоплательщику) и перечисленных (либо внесенных в наличной форме) в бюджетную систему налогов; г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Такими документами могут служить налоговые расчеты, налоговые декларации (ст. 80, 81 НК), всякого рода ведомости, акты, кассовые документы, платежные поручения или квитанции к кассовым ордерам, свидетельствующие об уплате сумм налогов, и т.д. - налоговый агент обязан в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.  

 

Задание 3

Что понимается под представительством в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах? Какие виды представительства установлены НК РФ? На каких основаниях действуют представители? Для ответа на вопросы изучите ст. 26–29 НК РФ.

Налоговому представительству и оформлению полномочий представителя посвящена глава 4 НК РФ «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», однако НК РФ не раскрывает само понятие налогового представительства.

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ). Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод о том, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же, как замечает А.А. Ялбуганова, количество уполномоченных представителей законом не ограничивается[1].

Как указал Конституционный Суд РФ, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица[2].

В соответствии с НК РФ предусматривается два вида налоговых представителей:

1) законные - представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации;

2) уполномоченные - представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Таким образом, в законе выделяется два вида налогового представительства: законное представительство и уполномоченное представительство (т. е. добровольное).

Как видим, если законное представительство возникает непосредственно из нормы закона либо корпоративных правовых актов, то уполномоченное - из гражданско-правовой сделки, оформленной доверенностью. Главное различие между двумя видами представительства вытекает из реализации свободы воли налогоплательщиком. По мнению А.В. Демина, в то время как наличие и выбор уполномоченного представителя, а также объем его полномочий полностью зависят от усмотрения (волеизъявления) налогоплательщика, участие в налоговых правоотношениях законного представителя носит императивный характер, поскольку воля представляемого здесь в расчет не принимается или же существенно ограничивается[3].

В соответствии со ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации могут быть признаны лица, которые уполномочены представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

На основании ст.26, 28, 29, 32, 33 ГК РФ законными представителями налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента - физического лица являются родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона (т.е. без доверенности) осуществляют представительство интересов несовершеннолетних, лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

В соответствии с п.1 ст.29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, уполномоченными представителями могут быть как граждане, так и юридические лица. Гражданин, выступающий в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, обязан обладать полной дееспособностью (ст.21, 27 ГК РФ). Возможность осуществления представительских функций юридическими лицами зависит от содержания их правоспособности. Коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), обладающие общей правоспособностью, могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе и по осуществлению представительства в налоговых правоотношениях. Некоммерческие юридические лица и унитарные предприятия, имеющие специальную правоспособность, могут осуществлять представительские функции только в случаях, если это соответствует целям их деятельности, закрепленным в учредительных документах.

Кроме того, п.2 ст.29 НК РФ устанавливает специальный исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Так, уполномоченными представителями налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента не могут быть должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит.

Задание 4

Дайте легальное определение понятию «налог», укажите его основные признаки (ст. 8 НК РФ). Что представляет собой индивидуальная безвозмездность налога? Приведите пример федерального, регионального и местного налога.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В п. 1 ст. 8 дается легальное определение налога. Анализ этого определения указывает на следующие признаки налога:

налог - это прежде всего обязательный платеж, при взимании которого возникают публичные отношения. В данном случае имущественные отношения между плательщиком и получателем основаны на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям (по общему правилу) не применимы нормы гражданского законодательства (т.е. частного права), ибо они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, а предполагают, что одна сторона - плательщик властно обязывается государством уплатить налог;

налог представляет собой индивидуальный платеж. Иначе говоря, налогоплательщик не вправе переложить это бремя на других лиц. На этом основан запрет налоговой оговорки (т.е. возложение налогоплательщиком бремени по уплате налога на других лиц). Лишь в случаях, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах, допускается, что налогоплательщик несамостоятельно исполняет эту обязанность. С другой стороны, правила п. 1 ст. 8 не запрещают плательщику участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. Кроме того, в ряде случаев обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов НК возлагает на других лиц (например, на налоговых агентов, сборщиков налогов);

налог - безвозмездный платеж. Этим имущественные налоговые отношения отличаются от имущественных отношений, регулируемых гражданским правом: по общему правилу последние предполагаются именно возмездными (ст. 423 ГК);

налог взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику либо на праве собственности (например, АО, ООО, товариществу), либо на праве оперативного управления (например, финансируемому собственником учреждению, ст. 120 ГК), либо на праве хозяйственного ведения (например, государственному или муниципальному унитарному предприятию, ст. 113-115, 294-300 ГК). При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 46, 47 НК.

Индивидуальная безвозмездность налога означает, что налогоплательщик при уплате налога не получает какой-либо выгоды.

Федеральные налоги: НДС, Налог на прибыль организаций, Налог на доходы физических лиц, Единый социальный налог и др.

Региональные налоги: Налог на имущество организаций, Транспортный налог и др.

Местные налоги: Земельный налог, Налог на рекламу, Налог на имущество физических лиц.

 

Задание 5

Изучив ст. 55 НК РФ, определите, что представляет собой налоговый период. В чем отличие между налоговым и отчетным периодом? Обратитесь к части II НК РФ. Каков налоговый период: а) по налогу на добавленную стоимость; б) по налогу на прибыль организаций; в) по налогу на доходы физических лиц?

Согласно п. 1 ст. 55 Кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Таким образом, можно выделить следующие различия между отчетным и налоговым периодами:

по итогам отчетного периода исчисляется сумма авансовых платежей, а по итогам налогового периода - сумма налога;

отчетные периоды входят в состав налогового периода, а не наоборот.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц установлен статьей 216 НК РФ и определен как календарный год.

 

Задание 6

Изучив ст. 48 НК РФ, охарактеризуйте порядок взыскания налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица. На основании каких документов производится взыскание? Каковы требования к их содержанию, срокам составления и вручения?

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

 

 

Задание 7

Какие требования к постановке на учет индивидуальных предпринимателей установлены ст. 83 НК РФ? Определите место учета индивидуального предпринимателя Петрова, проживающего в Октябрьском районе г. Новосибирска, но осуществляющего предпринимательскую деятельность в пос. Репьёво Тогучинского района.

Согласно п.1 ст.83 НК РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Следовательно, место учета индивидуального предпринимателя Петрова в пос. Репьёво Тогучинского района.

 

Задание 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...