Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные отличия правового акта управления от иных актов, а также от юридических документов.

Тема 1.4. Правовые акты государственного управления.

Понятие и основные черты актов государственного управления.

Основные отличия правового акта управления от иных актов, а также от юридических документов.

Классификация и формы правовых актов государственного управления.

Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

Понятие и основные черты актов государственного управления.

Правовые акты гос.управления непосредственно связаны с административным правом. Государственное управление по существу немыслимо без правовых актов. С помощью актов управления осуществляется реализация норм права в ходе управленческой деятельности, обеспечивающая должное поведение участников соответствующих правовых отношений. Не существует иной формы выражения и закрепления властных волеизъявлений субъектам управления кроме правовых актов.

Причины, вызывающие издание актов управления, могут быть раз- личными: необходимость урегулировать не урегулированные законом от- ношения, наказать правонарушителя, обеспечить возможность проведения в жизнь того или иного конкретного предписания закона или другого правового акта вышестоящего органа, обеспечить нормативное регулиро- вание деятельности нижестоящего органа и т.д.

Акты управления – средство установления и применения правовых норм в процессе государственного управления. Издание актов управления – часть управленческой деятельности, одно из ее проявлений.

Акт государственного управления - это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Основные черты правового акта управления:

1. является разновидностью юридического акта;

2. представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3. носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах;

4. исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5. является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6. определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7. применяется в определенном процессуальном порядке;

8. издается, как правило, в форме документа;

9. имеет определенную структуру;

10. обеспечивается системой правовых средств;

11. несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

Юридическое значение актов гос.управления состоит в том, что после их издания наступают определенные правовые последствия.

Основные отличия правового акта управления от иных актов, а также от юридических документов.

Кроме актов управления, существует ряд других юридических актов, издаваемых государственными органами. В связи с этим возникает необходимость провести различия между ними, а также установить различие между актами управления и актами общественных организаций.

1. Различие закона и акта управления нормативного значения совершенно ясно и четко определяется тем положением, что любой акт управления нормативного значения, каким бы органом он не был издан, должен всегда соответствовать закону, ибо закон обладает наивысшей юридической силой. Это как уже отмечалось, принцип подзаконности актов управления.

2. Акты управления отличаются от судебных актов по юридическим свойствам, по основаниям.

Судебные акты (приговоры, решения, определения и др.) являются особой формой осуществления функций государства - правосудия, состоящего в разбирательстве и разрешении в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел. Задача суда, следовательно, состоит лишь в применении норм права к отдельным случаям, фактам или спорам, поэтому судебные акты всегда индивидуальные акты, касающиеся конкретных лиц, участвующих в процессе. Суд, таким образом, не создает правовых норм.

Акты управления могут содержать не только конкретные предписания, но и новые нормы.

Судебные акты издаются в связи с рассмотрением дела о нарушении правовых норм или спора о праве, для защиты общественного и государственного устройства, всех форм собственности, а также для защиты интересов государственных, общественных организаций и прав граждан.

Акты управления издаются не только в целях защиты существующего правопорядка, но и в целях руководства всеми отраслями государственного управления, выполнения планов хозяйственного и культурного строительства, развития всех форм собственности.

Отличие судебных актов состоит в особом порядке их издания. Судебные акты издаются судами, исходя из закона и правосознания судей. Конституционное положение о независимости судей отражает полную самостоятельность суда и применения закона. Ни один государственный орган или должностное лицо не может дать указание судье о том, какое решение должно быть принято по данному делу.

Акты управления принимаются органом государства или должностным лицом на основе и во исполнение не только законов, но и указаний вышестоящих органов, которые в пределах своей компетенции в процессе руководства вправе дать конкретные предписания по соответствующим вопросам, обязательные для исполнения подчиненными органами.

Наконец, судебные акты применяются в особом, установленном законом, процессуальном порядке. Процедура их принятия, формы, порядок вступления в силу, отмены и приостановления строго регламентируется нормами закона.

Судебные акты, например, принимаются в коллегиальном порядке, а значительная часть актов управления принимается в порядке осуществления единоначалия (отдельными лицами).

3. От гражданско-правовых актов акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям издания.

Гражданско-правовые договоры (сделки) - результат соглашения сторон, права и обязанности которых регулируются нормами гражданского права. Акты управления, как уже отмечалось, представляют собой одностороннее властное волеизъявление органа государственного управления (должностного лица), не являющееся прямым результатом соглашения сторон. В отдельных случаях соглашение может предшествовать изданию акта (например, при возникновении отношений государственной службы).

Договор обязателен для заключивших его сторон, являющихся равноправными.

Акт управления обязателен к исполнению для любого адресата, в нем выражаются властные полномочия, отсутствующие в гражданско-правовой сделке.

4. Акт управления отличается от актов органов прокуратуры (протест, представление). Органы прокуратуры, используя имеющиеся в их распоряжении правовые формы, реагируют на нарушения законности, не создавая при этом норм права. Прокурор не обладает административной властью, а поэтому с помощью своих актов (например, протест) он не может непосредственно издавать или отменять акт управления.

5. Акт управления отличается от служебных документов, имеющих юридическое значение. Он либо устанавливает определенные правила поведения, либо создает административно-правовые отношения. Различного рода служебные документы (акты ревизии, удостоверения, свидетельства) лишены этого характера. В них содержатся определенные данные, подтверждающие или свидетельствующие факт, имеющий юридическое значение. При этом служебные документы могут быть основанием для издания акта управления.

Так, акт ревизии, составленный комиссией или лицом, обследующим данное учреждение, фиксирует обнаруженные в его деятельности недостатки, ставит вопрос о наказании виновных работников. Он содержит в себе факты, имеющие определенное юридическое значение. Однако он сам не порождает каких-либо правовых отношений. Эти правовые отношения возникают на основе изданного по материалам ревизии акта управления (например, приказ министра об итогах ревизии подчиненного органа или учреждения).

6. Акты управления отличаются от актов общественных организаций. Акты общественных организаций действуют, как правило, только в пределах данной общественной организации - они имеют силу только для членов общественной организации.

Исполнение актов общественных организаций обеспечивается исключительно мерами морального воздействия. Эти акты не имеют государственного и правового характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...