Социально-экономические услуги
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Социально-экономические услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах: 4.1.5.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании: - компенсация расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, на консультации; - обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам. 4.1.5.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании: - содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях. 4.1.5.3 Услуги при социальном обслуживании на дому: - содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому; - содействие в оказании материальной помощи; - консультирование по вопросам самообеспечения. Социально-правовые услуги Социально-правовые услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах: 4.1.6.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании: - консультирование по вопросам, связанным с правом инвалидов на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; - оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан; - оказание помощи в оформлении документов; - оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат; - содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки инвалидов; - содействие в получении консультативной помощи; - содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обеспечение свободного посещения инвалидов нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений, священнослужителями, родственниками и другими лицами; - содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилых фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случае, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении; - оказание помощи проживающим в учреждениях стационарного социального обслуживания детям-инвалидам, являющимся сиротами или лишенным родительского попечительства и достигшим 18-летнего возраста, в обеспечении их жилыми помещениями органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту прежнего места жительства, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять им самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. 4.1.6.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании: - оказание помощи в оформлении документов, в том числе удостоверяющих личность; - оказание юридической помощи как части мероприятий по социальной реабилитации; - содействие в получении юридических консультаций. 4.1.6.3 Услуги при социальном обслуживании на дому: - помощь в оформлении документов; - содействие в осуществлении мер социальной поддержки инвалидов, установленных законодательством Российской Федерации; - оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат; - содействие в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг. Ключевые слова: социальное обслуживание, социальная служба, клиент социальной службы, инвалид, дети-инвалиды, социальные услуги, объем социальных услуг, социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-экономические услуги, социально-правовые услуги
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Реабилитационные услуги гражданам
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2009 г. № 179-ст 4 В настоящем стандарте реализованы нормы: законов Российской Федерации: - от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей»; - от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; - от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; - от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2010-07-01 1 Область применения Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста (далее - граждане) и устанавливает основные виды и краткую характеристику предоставляемых услуг. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495 и следующий термин с соответствующим определением: 3.1 реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста: Действия реабилитационных служб, направленные на улучшение самочувствия граждан, восстановление или продление их способностей к бытовой, общественной и трудовой профессиональной деятельности, адаптацию к условиям проживания. 4 Общие положения 4.1 Реабилитационные услуги должны быть направлены на достижение полного или частичного восстановления здоровья и самочувствия, общественного и профессионально-трудового статуса граждан путем устранения или частичной компенсации нарушений жизнедеятельности и продления ее срока, социального и профессионального функционирования. 4.2 Реализация реабилитационных услуг должна быть направлена на достижение наибольшего воздействия и максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение. 4.3 Комплекс реабилитационных услуг должен содержать психосоциальные и биологические методы воздействия на граждан и быть направлен и на организм, и на личность, и на социум. 4.4 Реабилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разных профилей. 4.5 Реабилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяются в каждом конкретном случае состоянием граждан; реабилитация считается завершенной, когда граждане во всем многообразии социальных отношений достигли уровня, приближенного к уровню, соответствующему нормальному состоянию человека в их возрасте. 4.6 Каждый этап предоставления реабилитационных услуг и их вид должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должны знать граждане и к достижению которой они должны стремиться совместно со специалистами. 4.7 Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг представляет собой систему следующих реабилитационных мероприятий:
- обследование граждан; - проведение индивидуальной оценки потребности в мероприятиях по реабилитации; - постановка диагноза; - уточнение реабилитационного потенциала; - проведение реабилитации; - мониторинг (наблюдение); - оценка эффективности реабилитационных воздействий. 4.8 Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки предоставления реабилитационных услуг определяются в соответствии с потребностями в них конкретных граждан. 4.9 Гражданам следует предоставлять комплекс оптимальных для них реабилитационных услуг, включающий в себя услуги по медицинской, социальной и профессионально-трудовой реабилитации, направленные на восстановление или продление способностей граждан к выполнению определенных видов жизнедеятельности. 4.10 Предоставление реабилитационных услуг осуществляют с учетом следующих факторов, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения: - полноты и качества документов, в соответствии с которыми учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг; - условий размещения учреждения; - укомплектованности учреждения специалистами и уровня их квалификации; - специального и табельного технического оснащения учреждения (оборудования, приборов, аппаратуры, технических средств реабилитации), применяемого в процессе реабилитации; - состояния информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам; - наличия и состояния собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг. 4.10.1 Документы В состав документов должны входить: - Устав учреждения, в котором должны быть изложены правовой статус учреждения, предмет, цели и направления деятельности учреждения, имущество и финансы учреждения, финансово-хозяйственная деятельность учреждения, структурные подразделения учреждения, вопросы управления учреждением, трудовой коллектив учреждения, порядок ликвидации и реорганизации учреждения; - Положение об учреждении, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации учреждения, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) граждан на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности учреждения, структурные подразделения, объем и порядок предоставления реабилитационных услуг; - руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения; - эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации, способствующие обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии; - национальные стандарты Российской Федерации, применяемые на добровольной основе и составляющие нормативную основу практической работы учреждений. В учреждении следует осуществлять постоянный контроль состояния документов для своевременного включения в них необходимых изменений и изъятия из обращения устаревших документов. 4.10.2 Условия размещения учреждения 4.10.2.1 Условия размещения учреждения, в котором оказывают реабилитационные услуги, должны предусматривать его расположение в специально оборудованных для него зданиях (помещениях); помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания клиентов и обслуживающего персонала, оснащены телефонной и электронной связью. 4.10.2.2 Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов учреждения и предоставление им реабилитационных услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке. 4.10.3 Укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации 4.10.3.1 Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием. 4.10.3.2 Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей. 4.10.3.3 Специалисты учреждения должны периодически повышать свою квалификацию в соответствии с графиком повышения квалификации специалистов, утвержденным руководителем учреждения. 4.10.3.4 У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права. 4.10.3.5 Все специалисты учреждения, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны быть аттестованы в установленном порядке. 4.10.3.6 Наряду с соответствующей квалификацией все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности. 4.10.3.7 При оказании реабилитационных услуг персонал учреждения должен проявлять к обслуживаемым клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние. 4.10.3.8 Сведения личного характера об обслуживаемых гражданах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании ими реабилитационных услуг, составляют профессиональную тайну. Сотрудники, виновные в разглашении этой тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4.10.4 Специальное и табельное техническое оснащение 4.10.4.1 Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, приборами, аппаратурой, техническими средствами реабилитации граждан, обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых реабилитационных услуг, отвечающими требованиям соответствующих стандартов, технических условий и других подобных документов. 4.10.4.2 В каждом учреждении должен быть перечень применяемого при реабилитации специального и табельного технического оснащения, обеспечивающего своевременное, полное и качественное предоставление реабилитационных услуг. 4.10.4.3 Специальное и табельное оборудование, приборы, аппаратуру и технические средства реабилитации следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять. 4.10.4.4 Неисправное техническое оснащение должно быть снято с эксплуатации, заменено или отремонтировано (если оно подлежит ремонту), а пригодность отремонтированного должна быть подтверждена его проверкой. 4.10.5 Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления 4.10.5.1 Состояние информации об учреждении должно соответствовать требованиям [1]. 4.10.5.2 Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. 4.10.5.3 Учреждение должно предоставлять гражданам в доступной форме необходимую и достоверную информацию о выполняемых учреждением реабилитационных услугах. 4.10.5.4 Если предоставление недостоверной, несвоевременной или недостаточно полной информации о реабилитационной услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу гражданина, то он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного ущерба в установленном законодательством порядке. 4.10.6 Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг 4.10.6.1 Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию реабилитационных услуг на их соответствие стандартам и другим внутренним и внешним документам в области реабилитации. 4.10.6.2 Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с гражданами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков. 4.10.6.3 Внешняя система контроля включает в себя контроль, который осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с [2], а также вышестоящий орган, которому подведомственна организация. 4.10.6.4 Учреждение может оценить качество и безопасность предоставляемых им реабилитационных услуг и подтвердить их соответствие национальным стандартам или требованиям системы добровольной сертификации, созданной в соответствии с [3]. 4.11 При поступлении граждан в реабилитационное учреждение проверяют: - состояние их физического здоровья и потребности в уходе за ними; - состояние зрения, слуха и разговорной речи; - состояние полости рта; - состояние ног; - их мобильность и сноровку; - историю их болезней; - способность регулировать экстреторные функции; - необходимость в медикаментозном лечении; - состояние рассудка и когнитивные способности (способность узнавания, восприятия, познания); - социальные интересы, хобби, религиозные и культурные потребности. 5 Основные виды и краткие характеристики реабилитационных услуг Реабилитационные услуги гражданам подразделяют на следующие основные виды: - услуги по медицинской реабилитации; - услуги по профессионально-трудовой реабилитации; - услуги по социальной реабилитации. 5.1 Услуги по медицинской реабилитации Услуги по медицинской реабилитации направлены на компенсацию нарушенных или возобновление утраченных функций организма, продление способностей граждан пожилого возраста к выполнению определенных видов деятельности. В состав услуг по медицинской реабилитации входят: - восстановительная терапия; - санаторно-курортное лечение; - обеспечение лекарственными средствами; - динамическое наблюдение; - прочие услуги. 5.1.1 Восстановительная терапия Восстановительная терапия заключается в воздействии на организм человека для восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, восстановления или улучшения жизнедеятельности, трудовых функций. Она проводится по назначению врача в следующих формах: 5.1.1.1 Медикаментозная терапия - применение лекарственных средств для предупреждения прогрессирования болезни, ее обострений и осложнений. 5.1.1.2 Физиотерапия - применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления или повышения физической работоспособности. 5.1.1.3 Механотерапия - применение различных механизмов и приспособлений для восстановления нарушенных функций, систем организма. Она основана на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей), осуществляемых с помощью механотерапевтических аппаратов, облегчающих движение или, наоборот, требующих дополнительных усилий для его выполнения. 5.1.1.4 Кинезотерапия - применение комплекса лечебных мероприятий, включающих активную и пассивную гимнастику с целью восстановления нарушенных функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата. 5.1.1.5 Психотерапия - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение человека методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств. 5.1.1.6 Лечебная физкультура - применение различных физических упражнений (гимнастических, спортивно-прикладных, идеомоторных, т.е. выполняемых мысленно, прогулок, упражнений в посылке импульсов к сокращению мышц), игр, естественных факторов (солнце, воздух, вода). 5.1.1.7 Ультразвуковая терапия - применение упругих механических колебаний ультразвука для слабого прогревания тканей с целью повышения их эластичности, уменьшения мышечного спазма. 5.1.1.8 Лечебный массаж (ручной, аппаратный и комбинированный), проводимый для улучшения функционирования того или иного органа, профилактики и улучшения микроциркуляции крови. 5.1.1.9 Мануальная терапия - система ручных лечебных приемов, с помощью которых можно избавиться от заболеваний или других изменений позвоночника, суставов, мышечного и связочного аппарата, внутренних органов, костей черепа, мембран спинного и головного мозга, а также черепно-мозговых нервов. 5.1.1.10 Рефлексотерапия - лечение иглоукалыванием и прижиганием. 5.1.1.11 Оздоровление клиентов путем предоставления процедур с использованием местных природно-климатических факторов (грязелечение, водолечение, электрофорез, магнитотерапия, световая ванна, электромассаж, ультразвук, УВЧ, электросон, парафино-озокеритное лечение, ингаляция, ЛФК, фитотерапия и т.п.). 5.1.2 Санаторно-курортное лечение 5.1.2.1 Санаторно-курортное лечение представляет собой мероприятия, при осуществлении которых для восстановления и компенсации нарушенных функций организма применяют природные факторы (минеральные воды, лечебные грязи, климат и т.д.). 5.1.2.2 Организацию направления и предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляют в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации и результатами медико-социальной экспертизы. 5.1.3 Обеспечение лекарственными средствами 5.1.3.1 Обеспечение клиентов лекарственными средствами осуществляют в соответствии с перечнем жизненно важных для них средств, предусмотренных индивидуальной программой социальной реабилитации. 5.1.3.2 Учет, хранение, обращение, назначение и уничтожение лекарственных средств, в том числе принимаемых клиентами самостоятельно, должны осуществляться под контролем руководителя учреждения, предоставляющего реабилитационные услуги гражданам; с этой целью для каждого клиента должен быть заведен лист назначения принимаемых лекарственных средств (включая принимаемые самостоятельно). 5.1.4 Динамическое наблюдение за гражданами 5.1.4.1 Динамическое наблюдение заключается в наблюдении, изучении, исследовании изменений в состоянии здоровья граждан. 5.1.4.2 Цель динамического наблюдения - контроль за ходом и эффективностью реабилитационного процесса. 5.1.4.3 Динамическое наблюдение проводят в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации. 5.1.5 Прочие услуги К прочим услугам относятся: - организация прохождения диспансеризации с целью углубленного и всестороннего обследования состояния граждан; - содействие в направлении граждан в учреждения медико-социальной экспертизы (по медицинским показаниям) для решения вопросов, связанных с возможной инвалидностью; - привлечение граждан к добровольному участию под наблюдением медицинского персонала в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний и в соответствии с трудовыми рекомендациями; - предоставление или содействие в предоставлении медицинской помощи, в случае необходимости, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; - содействие в предоставлении медицинскими учреждениями услуг по протезированию и ортезированию. 5.2 Услуги по профессионально-трудовой реабилитации Услуги по профессионально-трудовой реабилитации направлены на обеспечение гражданам возможности получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать их социальной интеграции, обеспечению материальной независимости, возможности самообеспечения и повышения социального статуса. Услуги по профессионально-трудовой реабилитации включают в себя: - оказание помощи в овладении новыми знаниями и информационными технологиями по имеющимся у них специальностям, компьютерной грамотностью и ее применению в работе; - содействие в правильном выборе и рациональной организации занятий по своей бывшей профессии, но в сокращенном объеме и на должностях, соответствующих психофизическим возможностям клиентов, способствующих их социальной адаптации к пенсионному периоду; - трудотерапию - оказание помощи в осуществлении индивидуально подобранных мероприятий, направленных на содействие активной и самостоятельной трудовой деятельности; - организацию видов деятельности, связанных с занятиями творческим трудом (цветоводством, тканебумагопластикой, глинопластикой, плетением, изготовлением предметов по технологиям традиционных художественных промыслов и т.д.); - привлечение добровольцев из числа мобильных граждан к работе в общественных организациях в качестве членов научных, общественных советов и т.д. с целью сохранения ими ощущения своей значимости как личности, важности своего труда, чувства собственной необходимости. 5.3 Услуги по социальной реабилитации Услуги по социальной реабилитации граждан направлены на их реактивизацию (переориентацию с пассивного образа жизни на активный), ресоциализацию (возобновление социальных связей), реинтеграцию (возвращение в общество), снятие остроты собственной социальной малозначимости, осуществление возможной адаптации к новым условиям проживания. Услуги по социальной реабилитации включают в себя: - услуги по социально-средовой реабилитации; - услуги по социально-психологической реабилитации; - услуги по социокультурной реабилитации; - физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация); - услуги по социальной адаптации; - социальные услуги. 5.3.1 Услуги по социально-средовой реабилитации Услуги по социально-средовой реабилитации включают в себя: - оказание помощи в социально-средовой ориентации, предполагающей определение интересов, склонностей и способностей граждан применительно к сложившимся условиям жизнедеятельности с целью правильной их ориентации в окружающей среде и последующего подбора на этой основе посильного и устраивающего их вида деятельности; - консультирование по правовым вопросам с целью обеспечения правовой помощи в области социальной защиты и реабилитации, информирование граждан о их правах и мерах социальной поддержки, положенных им; - проведение с гражданами мероприятий обучающего и развивающего характера с целью приобретения ими опыта совершенствования навыков, умений по самообслуживанию и жизненному самообеспечению; - помощь в создании условий для свободного и разнообразного общения граждан между собой и с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней работы, друзьями. 5.3.2 Услуги по социально-психологической реабилитации Услуги по социально-психологической реабилитации включают в себя: - психодиагностику, в том числе компьютерную, и обследование личности граждан для определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей их личности; - психологическое консультирование для оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим ограничениям, в правильном понимании и налаживании межличностных отношений, в том числе связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов; - социально-психологический патронаж граждан для обеспечения своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, оказание необходимой в данный момент социально-психологической помощи; - психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в психическом и эмоциональном состоянии и поведении граждан на основе создания оптимальных психологических возможностей и условий для реализации их личностного и интеллектуального потенциала в целях приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды; - психологический тренинг - применение психотерапевтических, психокоррекционных методов, направленных на развитие или формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, ослабленных в силу возрастных изменений или особенностей социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах возможной деятельности; - психопрофилактику - комплекс мероприятий, направленных на приобретение гражданами психологических знаний, формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений; - психогигиеническую работу - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на возможном рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен клиент); - психотерапию - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение граждан психологическими методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств граждан; - тренинг на стрессоустойчивость; - биоэнергетический тренинг; - тренинг методом биологической обратной связи (БОС); - энергоинформационную терапию (музыкотерапию, ароматерапию); - индивидуальную терапию по работе с алкогольной, никотиновой зависимостью, игроманией; - фитотерапию; - коррекцию психоэмоциональных нарушений с помощью БОС; - коррекцию речевых нарушений (в том числе с помощью БОС); - электросон; - создание условий для здоровой активной старости и благоприятного морально-психологического самочувствия граждан, продуктивной адаптации их к смене социального статуса; - содействие в решении жизненных проблем пожилых людей, их обучение методам самообеспечения и взаимопомощи в целях борьбы с депрессивным состоянием, чувством социального одиночества; - организацию выступлений граждан с воспоминаниями для стимулирования их памяти и независимого мышления, поддержки чувства собственного достоинства, возможности обмена опытом, способствования более тесному и открытому общению; - культивирование у граждан положительных эмоций (чувства благодарности, радости, веселья, любви) для предотвращения или устранения психических срывов, сохранения здоровья и продления жизни. 5.3.3 Услуги по социокультурной реабилитации Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя: - организацию досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей граждан, расширения их культурного и общего кругозора: посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, выезды на природу, празднование юбилеев, дней рождения, государственных и религиозных праздников, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей, организацию работы кружков художественной самодеятельности, театральных кружков, реализацию образовательных программ по историческим, краеведческим, политическим, искусствоведческим и другим вопросам; - разработку и реализацию разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, оздоровительно-развлекательных и других), способствующих удовлетворению потребностей граждан в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, развитии творческой инициативы; - обеспечение граждан - клиентов стационарных реабилитационных учреждений книгами, журналами, газетами и содействие в обеспечении этим клиентов, обслуживаемых в полустационарных учреждениях и на дому; - оказание помощи гражданам в овладении компьютерной грамотностью, открывающей доступ к рабочим местам и служащей сокращению информационного разрыва между поколениями; - организацию работы клубов общения, использующих все технологии социокультурной реабилитации (приобщение к ценностям культуры, участие в культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях и т.д.); - привлечение граждан-добровольцев к проведению уроков мужества в школах, индивидуальной работы с трудными детьми, испытывающими затруднения в учебе, молодежью с целью сохранения ощущения собственной компетентности и нужности. 5.3.4 Физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация) Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя: - разъяснение гражданам сущности и содержания физкультуры как части физической реабилитации, направленной на формирование или совершенствование необходимых навыков, физических качеств и способностей; - проведение контроля и оценка физического состояния граждан в период реализации программы физической реабилитации, физического восстановления или развития; - подбор и оптимизацию физической нагрузки, которая должна представлять комбинацию упражнений различной интенсивности, быстроты, силы, выносливости; - определение и рекомендации гражданам вида и объема физических нагрузок, учитывающих особенности их физического состояния и физиологические механизмы воздействия физических нагрузок на системы и организм в целом; - выполнение гражданами под руководством обслуживающего персонала физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах, оздоровительная гимнастика и другие), адекватных их физическим возможностям, оказывающих тренировочное действие и повышающих реабилитационные возможности. 5.3.5 Услуги по социальной адаптации Услуги по социальной адаптации включают в себя: - обеспечение или содействие в обеспечении необходимыми реабилитационными средствами (ходунки, кресла-коляски, ортопедическая обувь, протезы, очки, слуховые аппараты и др.); - систематическую санитарно-просветительскую работу для формирования положительного отношения к активному образу жизни, заботы о сохранении здоровья, продления жизни; - индивидуальную психотерапевтическую помощь, направленную на формирование психологической установки на жизнь в новых условиях; - создание комфортных условий проживания (создание комфорта в жилых комнатах, адекватное расселение клиентов, организация бытовых комнат, благоустройство прилегающих территорий, оборудование молельных комнат и т.д.); - предоставление гражданам разносторонней информации о жизнедеятельности учреждения и событиях в стране и мире; - применение терапии занятостью для организации осмысленного досуга, установления межличностных отношений; - организацию занятий по способностям - музыка, изобразительное искусство, литература, художественная самодеятельность или занятий прикладного характера (цветоводство, рукоделие и т.д.); - оборудование кабинетов ЛФК и тренажерных залов, проведение мероприятий с клиентами; - организацию коллективных мероприятий развлекательно-познавательного характера (литературных вечеров, экскурсий, вечеров встреч и воспоминаний, празднований различных дат); - организацию проведения выставок художественного творчества проживающих в учреждении граждан, шахматных и шашечных турниров и других мероприятий, где демонстрируются их достижения. 5.3.6 Социальные услуги 5.3.6.1 Услуги по социальной реабилитации граждан могут быть дополнены социальными услугами. 5.3.6.2 Социальные услуги предоставляются гражданам учреждениями социального обслуживания в соответствии с законами и национальными стандартами Российской Федерации по социальному обслуживанию в качестве помощи для выхода из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались и из которой не могут выйти самостоятельно. 5.3.6.3 Социальные услуги в зависимости от их назначения в соответствии с ГОСТ Р 52143 предоставляют следующих основных видов: - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; - социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан; - социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития граждан, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга; - социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; - социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан. Библиография
Ключевые слова: реабилитация, медицинская реабилитация, профессионально-трудовая реабилитация, социальная реабилитация, граждане пожилого возраста
www.regionz.ru / Татарстан Этот документ в других редакциях и связанные документы: КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12.02.2007 г. N 41 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НУЖДАЕМОСТИ ГРАЖДАНИНА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДА В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В ОТДЕЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ ЦЕНТРОВ СОЦ...
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 мая 2011 г. № 374
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОСТОЯННОМ ИЛИ ВРЕМЕННОМ НЕСТАЦИОНАРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ"
В целях повышения качества предоставления государственных услуг, обеспечения их доступности для всех слоев населения и стандартизации требований к организациям, оказывающим государственные услуги, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт качества государственной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании". 2. Признать утратившими силу: нормативы на гарантированные государством социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста на дому государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998 № 581 "О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан"; перечни гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам отделениями социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения в зависимости от степени ограничения способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 № 41 "Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения и домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан"; рекомендуемый норматив численности граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых социальными и медицинскими работниками отделений социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.12.2008 № 853 "О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"; норматив периодичности предоставления социальных услуг социальными и медицинскими работниками отделений социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.12.2008 № 853 "О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов". 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр Республики Татарстан И.Ш.ХАЛИКОВ
Утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2011 г. № 374
СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОСТОЯННОМ ИЛИ ВРЕМЕННОМ НЕСТАЦИОНАРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ" <1>
-------------------------------- <1> далее по тексту - Стандарт качества государственной услуги.
I. Категории получателей государственной услуги (в том числе льготные)
1. Получателями государственной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании" (далее - государственная услуга) являются одинокие, одиноко проживающие, а также проживающие в семьях, члены которых, обязанные содержать их согласно действующему законодательству, по объективным причинам не имеют возможности обеспечить им помощь и уход, граждане пожилого возраста и инвалиды (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию 2 степени и (или) самостоятельному передвижению 2 степени, являющиеся гражданами Российской Федерации (далее - заявитель на получение государственной услуги либо получатель государственной услуги). 2. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют равные с гражданами Российской Федерации права на получение государственной услуги, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
в сельской местности: 10 человек - для первой группы получателей государственной услуги, 6 человек - для второй и третьей групп получателей государственной услуги, 4 человека - для четвертой группы получателей государственной услуги. При оказании государственной услуги рекомендуемый норматив численности получателей государственной услуги, обслуживаемых одним медицинским работником, составляет в городской и сельской местности 12 человек из третьей и четвертой групп получателей государственной услуги. 3. Уровень кадрового обеспечения организации, предоставляющей государственную услугу, должен соответствовать ГОСТ Р 52883-2007. Социальное обслуживание населения. Требование к персоналу учреждений социального обслуживания. Для оказания государственной услуги принимаются: специалисты, имеющие высшее профессиональное (по профилю) образование, квалификацию, которые подтверждаются документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, - на должности заведующего отделением, специалиста по социальной работе; специалисты, имеющие среднее профессиональное (медицинское) образование, - для работы медицинской сестрой; имеющие начальное профессиональное образование или среднее полное (общее) образование, - для работы социальными работниками. 4. Наряду с соответствующей квалификацией специалисты организации, предоставляющей государственную услугу, должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, объективности и доброжелательности. 5. Специалисты организации, предоставляющей государственную услугу, аттестуются в установленном законодательством порядке, повышают квалификацию с периодичностью, установленной законодательством. 6. Специалисты организации, предоставляющей государственную услугу, при оказании государственной услуги обязаны соблюдать устав, правила внутреннего распорядка организации, предоставляющей государственную услугу, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности в соответствии с должностными инструкциями, строго следовать профессиональной этике. При оказании государственной услуги специалисты организации, предоставляющей государственную услугу, должны проявлять к получателям государственной услуги максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
IX. Требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за ее получением и в ходе предоставления государственной услуги
1. Информация о предоставлении государственной услуги должна соответствовать требованиям законодательства о защите прав потребителей. 2. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, территориальные органы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, организация, предоставляющая государственную услугу, доводят до сведения заявителя на получение государственной услуги и получателя государственной услуги свое наименование, местонахождение, достоверную информацию о предоставляемой государственной услуге в доступной форме, используя следующие источники: интернет-сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан http://www.mtsz.tatar.ru; информационные стенды в офисах территориальных органов Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, государственных центров социального обслуживания населения и других учреждениях социального обслуживания; публикации и выступления в средствах массовой информации; рекламную информационную полиграфическую продукцию (буклеты, листовки, памятки и др.). 3. Заявитель на получение государственной услуги и получатель государственной услуги имеют право на получение бесплатной устной консультации о порядке и условиях предоставления государственной услуги по телефону либо при личном посещении: сектора по работе с населением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; территориального органа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; организации, предоставляющей государственную услугу.
X. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие документов, приведенных в перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, согласно разделу III настоящего Стандарта; наличие медицинских противопоказаний: бактерио- или вирусоносительство, наличие хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения; отказ заявителя на получение государственной услуги или его законного представителя от заключения Договора. 2. Основанием для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в процессе ее оказания являются: несоблюдение получателем государственной услуги условий Договора; сокрытие или представление гражданином пожилого возраста и (или) инвалидом заведомо ложной информации, влияющей на определение индивидуальной нуждаемости в предоставлении государственной услуги или на условия предоставления государственной услуги; выявление медицинских противопоказаний, указанных в пункте 1 раздела X настоящего Стандарта; неоднократное нарушение получателем государственной услуги Правил поведения граждан пожилого возраста и инвалидов при предоставлении государственной услуги, утверждаемых Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
XI. Описание результата предоставления государственной услуги
Описание результата предоставления государственной услуги должно соответствовать ГОСТ Р 52142-2003. "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" и оцениваться следующими критериями качества и показателями результативности ее оказания: доля получателей государственной услуги от общей численности нуждающихся в государственной услуге (исчисляется в процентах); отсутствие со стороны получателей государственной услуги обоснованных жалоб на объем и качество предоставляемых услуг (единиц); доля получателей государственной услуги, обслуженных без нарушения графика предоставления государственной услуги (исчисляется в процентах); отсутствие нарушений санитарно-гигиенического режима при оказании государственной услуги (единиц); доля персонала, участвующего в оказании государственной услуги, квалификация которого соответствует требованиям ее оказания (исчисляется в процентах).
XII. Порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на несоблюдение Стандарта государственной услуги
1. Обжалование действий (бездействия), осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги, производится в соответствии с действующим порядком рассмотрения обращений граждан Российской Федерации либо в судебном порядке. 2. Жалоба получателя государственной услуги в досудебном (внесудебном) порядке может быть адресована устно при личной встрече, по телефону, в письменном виде, в том числе через интернет-сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, портал Правительства Республики Татарстан: руководителю организации, предоставляющей государственную услугу, руководителю территориального органа социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; министру труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. 3. Если предоставление недостоверной, несвоевременной или недостаточно полной информации о государственной услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу клиента, то он вправе предъявить требования о возмещении причиненного вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.
XIII. Информация о предоставлении государственной услуги за плату или бесплатно
1. Государственная услуга предоставляется получателям государственной услуги бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. 2. Государственная услуга предоставляется бесплатно получателям государственной услуги из числа: одиноких, одиноко проживающих, проживающих в семьях, члены которых, обязанные содержать их согласно действующему законодательству, по объективным причинам не имеют возможности обеспечить им помощь и уход, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий; участников Великой Отечественной войны; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; граждан из подразделений особого риска независимо от величины их совокупного дохода; имеющих пенсию ниже установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан величины прожиточного минимума по Республике Татарстан в расчете на душу населения (далее - прожиточный минимум) одиноких, одиноко проживающих, проживающих в семьях, члены которых, обязанные содержать их согласно действующему законодательству, по объективным причинам не имеют возможности обеспечить им помощь и уход. 3. Государственная услуга предоставляется на условиях частичной оплаты получателям государственной услуги, имеющим пенсию в размере от 100 до 250 процентов прожиточного минимума, в размере, не превышающем 25 процентов разницы между пенсией и прожиточным минимумом (предельная величина оплаты), из числа одиноких, одиноко проживающих, проживающих в семьях, члены которых, обязанные содержать их согласно действующему законодательству, по объективным причинам не имеют возможности обеспечить им помощь и уход. 4. Ежемесячный размер оплаты государственной услуги для получателя государственной услуги не может превышать суммарной стоимости фактически оказанных услуг из Перечня гарантированных социальных услуг. 5. Государственная услуга предоставляется на условиях полной оплаты получателям государственной услуги: имеющим пенсию в размере свыше 250 процентов прожиточного минимума из числа одиноких, одиноко проживающих, проживающих в семьях, члены которых, обязанные содержать их согласно действующему законодательству, по объективным причинам не имеют возможности обеспечить им помощь и уход; из числа указанных в пунктах 2, 3 раздела XIII настоящего Стандарта качества государственной услуги, оформивших ежемесячную компенсационную выплату лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в органе, осуществляющем назначение и выплату пенсии. 6. Порядок определения платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Тарифы на услуги из Перечня гарантированных социальных услуг устанавливаются органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов. 7. При изменении в процессе социального обслуживания критериев индивидуальной нуждаемости, указанных в пункте 2 раздела IV настоящего Стандарта качества государственной услуги, учреждение, предоставляющее государственную услугу, в течение одного месяца направляет в Комиссию мотивированные предложения об изменении порядка и условий предоставления государственной услуги. 8. Всем получателям государственной услуги по их желанию на основании письменного заявления и договора сверх Перечня гарантированных социальных услуг, установленного государственным заданием на оказание государственных услуг, оказываются платные услуги, относящиеся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности (далее - платные услуги): входящие в Перечень гарантированных социальных услуг и выполняемые учреждением сверх объема и периодичности, установленных настоящим Стандартом качества государственной услуги; не входящие в Перечень гарантированных социальных услуг. 9. Получатели государственной услуги полностью оплачивают платные услуги по тарифам, установленным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов. 10. Количество и периодичность предоставления платных услуг регулируются организацией, предоставляющей государственную услугу.
Постановление
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|