Охарактеризуйте естественнонаучную и гуманистическую традиции исследования в психологии.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сопоставление естественно-научная и гуманитарного идеала научного познания в современной психологии. Гуманитарная парадигма -отказ от культа эмпирических методов и связывание признака научности только с верифицируемостью знания,т.е. это отказ от сужения критериев научного метода.Построение научного знания только на основе индуктивной логики-неприемлемо для псих.наблюдения. -легализация интуиции и здравого смысла в научном исследовании -возможности широких обобщений на основе анализа индивидуальных случаев -единство воздействия на изучаемую реальность и её исследования -возврат к изучению целостности личности в её «жизненном контексте» Нацеленность на сближение с психологической практикой. Естественно-научная парадигма. -науки о природе Следование критериев,связанных с реализацией эксперементальногом етода и определенной классической картины мира. -в современ.исследованиях эта парадигма развивается в направлении психофизиологии(человек-модель-нейрон),в нейропсихологии.. -использование экспериментального метода Охарактеризуйте естественнонаучную и гуманистическую традиции исследования в психологии.
· Отсутствие единой науки; · Дефицит устойчивого знания; · Обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического; · Углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
· Конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания. Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии. 1. Психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась; 2. Психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм; 3. Психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии. Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы: · Естественнонаучная · Гуманитарная Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.
· Духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;
· Рефлексивность и активность человека; · невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка. Данные причины аналогичны специфическим характеристикам гуманитарного познания, т.к. человек выступает как духовная ценность, а не только как «объект исследования». Основной целью психологии является понимание другого человека, объяснение определенного духовного или культурного феномена, придание смысла. Рефлексивный характер психологического знания проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта познания; направленность психологии предполагает не просто понимание, а активный диалог исследователя и исследуемого объекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|