Конспекты лекций С.З. Агранович.
Лекция 1.
Программа минимум – чтобы я объяснила, что такое сказка и миф. Максимум – как пойдет.
Чем я вообще занимаюсь? Я читаю фольклор, русское средневековье. Для меня Фрейд такая же частность, как я для вас. Проблема, которую я пытаюсь решить всю жизнь и решаю уже в 6ой книге, - проблема генетического кода искусства, как срабатывает искусство. В своей последней книге я пытаюсь объединить психологию и физиологию, генетику и литературоведение. Мне трудно, я хожу с путаными мыслями, это будет отражаться на лекциях.
О чем я хочу поговорить? Что такое фольклор, фольклористика. Вам нужно знать, что такое сказка и миф. Очень сложный вопрос, что такое сказка и миф. Если бы я сама знала это на 100%, то сидела бы не здесь. Это очень сложно, так же сложно как и то, что творится в голове у человека. Это черный ящик. Так же как и искусство.
Красную шапочку на самом деле кушает бабушка (на волке ведь бабушкина одежда и у него бабушка внутри). Бабушка вообще странная в сказке: живет в лесу, постоянно болеет, лежит, живет не в соседской деревне. Мать посылает девочку в лес. Не очень опасен волк: они встречаются, расстаются. Главная катастрофа у бабушки в избушке.
Сказки – таинственная вещь.
Золушка – очень интересная девушка. В 12 часов бежит от жениха. Идиот этот жених. Потом он ее нашел и женился на ней, без богатого наряда и хрустальных туфелек. Но она бежит панически. Чего она боится? Что он увидит ее без убранства? Но разве он полюбил ее за убранство? Нет. Правильно,что она бежит. Любая бы из вас на ее месте убежала. Потому что он ее увидит не грязной и плохо одетой. Он увидит ее в таком виде, как описывается нечто в известном каноне Иоанна Златоуста - «безОбразна и страшна». Видик у нее тот еще был.
Много сказок про девушек. Морозко: добрая и трудолюбивая, такая-сякая, получает приданое, жениха и хорошую биографию, а жестокая, жадная и безнравственная замерзает (более архаичный вариант) или получает антиприданое и плохую биографию (более поздний вариант).
Но сказка – это не нравственное поучение (как и миф). Там другой смысл.
В сказке не доля истины – она и есть истина.
Моя любимая поговорка. Забыла. Надо же, я стала забывать неприличные пословицы. Я поняла, почему старые люди такие нравственные – они просто все забывают. Вспомнила. Богатый тужит, что хуй не служит, а бедный плачет, что хуй не спрячет.
Сказка о Курочке Рябе.
Мы не знаем ее целиком. Вообще в основном все сказки читаем в детстве в усеченном адаптированном варианте (убрано все,что связано с полом и мозгом).
Фрейд – первый человек, который пытался понять человека через миф. Не смог, но дал толчок.
Нужно обязательно читать. В книжках выплескивается человеческое сознание, все хитрости души. Интересны даже самые глупые книжки. Психологи изучают человеческое сознание, фольклористы – художественное сознание, но оно тоже человеческое – как люди успокаивают себя, лгут себе, учат себя, спасают себя от безумия столкновения с миром при помощи искусства,в первую очередь словесного.
Ритуальность поведения. Ритуал – это очень важно.
Чтобы стать мыслящей личностью, надо во всем сомневаться.
Дед и баба – пара, человечество в исчерпанном виде. Что происходит? Да ерунда происходит – появляется золотое яйцо. Любой из вас подумал бы: не отнимет ли государство, спрятать, сдать в музей, выжать научную теорию, на худой конец. Но не бить.
Мышка разбила – что и хотелось. Но плачут. Предлагают простое яйцо – бурная радость.
Это сокращенный вид сказки.
Есть продолжение. Дед и баба плачут, а дальше происходит безумие, все разваливается, взбесились птицы, появляется семья священника – все ведут себя как безумные. Поповские дочери сломали коромысло, разлили воду и разбили ведра, попадья опрокинула на пол тесто, поп расстригся, порвал церковные книги и поджег церковь.
Далее появляется курочка с простым яйцом.
Про что сказка? Глупость. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Мы имеем двух полных идиотов, которые ведут себя неадекватно, реагируют на явления окружающего мира неправильно. Потом начинается вообще полный бред. И почему все возликовали,когда появилось простое яйцо. Вывод – это бессмысленно.
Но.
В любом безумье есть свой метод (Шекспир).
Иногда есть тексты, от которых волосы встают дыбом.
Например,стих Введенского: Стоял таинственный монах в пяти шагах.
Полно безумных текстов в искусстве Вот бы кто-то из психологов этим занялся.
Или мое любимое стихотворение Хармса «Постоянство веселья и грязи».
Вода в реке журчит, прохладна,
И тень от гор ложится в поле,
и гаснет в небе свет. И птицы
уже летают в сновиденьях.
А дворник с черными усами
стоит всю ночь под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.
Проходит день, потом неделя,
потом года проходят мимо,
и люди стройными рядами
в своих могилах исчезают.
А дворник с черными усами
стоит года под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.
Луна и солнце побледнели,
созвездья форму изменили.
Движенье сделалось тягучим,
и время стало, как песок.
А дворник с черными усами
стоит опять под воротами
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.
Кто такой дворник? Дворник – это Бог,который не метет свой мир. А мир мести надо. Там, где обитают люди, - это место, а место – это то, что метут. Метла – священное орудие создания мира, поэтому на ней можно летать.
Хармс – глубоко верующий человек. Кощунство почти обязательно для глубоко религиозных русских писателей. Например, Гоголь: нос исчез 25 марта, а это Благовещенье. Суть праздника – первая благая весть о вочеловечении Бога. А нос – двусмысленная часть лица пошляка майора Ковалева. В культуре многих народов нос известно с чем перекликается.
Или Хармс «Разговор за самоваром» - единый бог сидел втроем.
Фольклорные тексты иногда кажутся бредом. Поведение героев – бред.
Иван-Дурак и др. вообще не герои, а функции. Они выходят из дома, попадают в другой мир, добывают волшебные предметы и невесту,возвращаются другим путем. Герой никогда не возвращается, а наоборот – уходит из своего мира, идет в другой. Тридевятое царство – это что? Это 27е царство, конкретное место.
Баба-Яга ни разу никого не съела. Если она грозит детям, то она вообще погибает сама. А остальных кормит-поит-в бане парит.
Поведение героя сказки нельзя анализировать так, как поведение героя литературного произведения (типа нравственные качества – их там вообще нет).
Но есть положительные герои: девочка, мальчик. Лжегерои: братья-сволочи, девушки с поганым характером. Они непосвященные, делают все не так.
Герои сказок имеют помощников, им кто-то что-то дает на границе миров.
Все действуют как машина. Закон один «сказано-сделано». Герои не личности и не индивидуальности. Вываливаться из этого закона начинают только герои былин.
Царевна-лягушка молодая вообще? А сколько лет Елене?
Елена, жена Минелая. Ее похищает Александр-Парис. Война длится 10 лет. Менелай отвоевал жену. Еще через 10 лет Телемах попадает к ним, а Елена еще молода и сияет красотой. А до Менелая ее похищал Тезей (а это за 3 поколения от Менелая). Так сколько лет этой особе?
Тогда в 30 лет только гетеры могли производить вид женщины. А приличная женщина в 11 лет выходила замуж, а в 30 не на что уже было смотреть.
А на гетеру долго нужно было учиться,поэтому сексуальную жизнь они начинали в 18-20, иногда даже в 25 лет. На приличную женщину учиться было не надо. А будущие гетеры жили как в монастыре.
Т.е. Елене больше ста лет. По тем временам за 30 это уже очень много. А нисколько ей лет. Она вообще понимается не как конкретная женщина, а как человеческое воплощение Венеры, а Венере лет 22-25.
Царевна-лягушка: кто ее мама и папа? В сказках почти нет героев, у которых одна мать,у них обычно один отец. У Варвары-красы отец Чудоюдо.
Станционный смотритель – это сказка о Кощее. Вырин по-русски с греческого Аид,т.е. по-нашему Кощей. В славянской мифологии Кощей – Вырин, хоряин Вырея или Ирея,славянского царства мертвых.
У лягушки нет родителей – она мифологическое существо, воплощение божества. Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону-Кору, дочь Деметры (у которой кстати никогда не было мужа). Это партеногенез, представление о мире у древних. Он не насильник. Просто пляшет вокруг нее и умоляет. Хозяин царства смерти и золота, т.к. золото и смерть всегда связаны (это важно для сказки о курочке).
Кора – девушка (перевод), она все равно выйдет замуж за Аида. А Василиса за Кощея не выйдет. Жизнь Коры двойственна: зима с мужем,лето с матерью.
В русских сказках девушка всегда вворачивается на землю.
В сказках добро побеждает зло. Я всегда на это улыбаюсь, т.к. добро бывает такое, что слов нет, особенно в сказках, которые сохранились в старых записях.
У Пушкина другой вариант сказки о Кощее. Он ни кого не похищает. Сидит на месте как хозяин Ирея. Птицы весной прилетаю т из Ирея – это души мертвых, отсюда и обычай сыпать зерно на могилы. У него есть дочь-красавица. Непонятно,состоит ли он в браке. Молодой человек едет в Ирей, знакомится с дочерью. Она прячет его за печкой. Кощей прилетает,спрашивает о человеческом духе. А дочь отвечает: «Папа, ты летал на земле и набрался». Дальше дочь начинает выяснять, где его смерть. Смерть,существующая отдельно от человека, это очень древнее представление (Самсон – в волосах,Ахилл – в пятке, Зигфрид -в лопатке). Он говорит – в венике (это священный предмет). Девушка украшает веник. Дальше Кощей говорит,что смерть в козле. Девушка украшает козла. Друг дочери убивает отца, она уходит не дрогнув. Так Дуня уехала от Вырина.
Мы видим в сказке то, чего там не было. Например, добро побеждает зло, но добро-то там не такое. Мой любимый анекдот про добро и зло. Анекдоты часто построены на сказках. Это другой жанр. Мифологический, древнее сознание сравнивается с современным.
Анекдот.
Идет по лесу Красная Шапочка. Птички поют, солнышко светит, настроение у Шапочки чудесное - волк вчера сдох, бояться нечего, наряд у неё новенький, с иголочки, а главное - вечером у Шапочки свидание с красавцем-лесорубом, спасшим вчера её и бабушку.
Идет, напевает и вдруг из самой темной чащи выходит навстречу ей огромное, мерзкое, отвратительное, злобное Говно. Выходит и говорит: "Ну, что Красная Шапочка! Теперь-то я тебя съем!" "Что?!" - отвечает Красная Шапочка, - "Съест оно меня!!! Сейчас, когда я так красива, молода, счастлива, когда я влюблена?! Да не боюсь я тебя, мерзкое, отвратительное, злобное Говно! Да я сама тебя съем!"
И съела.
Так Добро в очередной раз победило Зло.
Бахтина как-то спросили: Добро когда-нибудь победит зло? Бахтин ответил: Не дай Бог,тогда жизнь остановится.
Борьба добра и зла – единственное, что движет жизнь. Побеждает добро – все тонет в варенье.
Деметра перестала улыбаться, природа начала умирать, солнце перестало светить. Ее начали веселить так же, как японцы богиню Аматерасу, не очень приличным способом. Культурные категории (смех, линия, круг и т.п.) одни и те же в разных культурах.
Культура зашифровала много вещей, связанных со становлением и формированием человеческого сознания.
Проанализируем Курочку с т.з. другого языка. Что имеем: два яйца, мышка. Курица – просто бог из машины. Людей во все времена мучили одни и те же проблемы. И они всегда находили ответ.
Человек не может полностью объяснить мир. И не сможет. Но человек не может жить в необъясненном мире. Но информации мало. А в самом начале вообще был смешной мизер, а надо объяснить жизнь и смерть, добро и зло, человека и общество, общество и природу, пространство и время. Мы до сих пор на бытовом уровне все понимаем. Спросите «Как ты понимаешь время?»
Чтобы объяснить мир, появляется мифологическое сознание. Это не бред и сказки. Это необходимо (путем домысливания объясняется мир). Миф сдерживает сознание, не дает ему распасться. Появление индивидуального мифа – признак безумия (типа инопланетяне передают информацию).
Мифы меняются на другие со временем.
Как люди объясняют происхождение жизни? Они могут только видеть (рожает женщина, животное). Живое появляется из неживого в результате каких-то процессов – говорят ученые. Так же думали и древние люди. Например, яйцо – это неживое.
А звонок был? Да? У меня вся морда в пене. Надо отдохнуть.
Лекция 2. Часть1.
Древние забывали,что яйцо вышло из живого.
Древние вообще не связывали секс с рождением человека. Секс – форма общения, более примитивная, чем разговор.
От чего рождается человек? От выпитой воды, съеденного яблока, съеденной частицы трупа. Это проходит и через ритуал и через представления.
Например, образ царицы, которая не может родить. Заботливый муж достает дефицитную рыбу, говорит,чтобы жена приготовила и съела. Жена отдает рыбу готовить девке-служанке. Девка чистит рыбу, кишки отдает суке, рыба получается очень вкусной, она не удержалась и тоже попробовала маленький кусочек. В ту же ночь и царица, и девка, и сука рожают. Тиражируют одного и того же человека.
Рождение от рыбы вообще очень распространенный сюжет. Вплоть до авторских текстов. Андерсен: оловянный солдатик только пройдя через утробу рыбы становится взрослым. Иона после выхода из рыбы становится пророком.
Крошечка-Хаврошечка.
Раньше не было образа мачехи, она появляется позже, когда появляется частная собственность. В мифах ее нет вообще.
Корова – изначально мать девочки. Из зарытых костей вырастает дерево. И все.
Не так в мифе: там говорится, что и мясо можно есть, но кости грызть нельзя. Их тоже зарывают, из них вырастает дерево, на дереве вырастает плод, от этого плода рожают.
Или женщина капнула кровью на полено. Потом положила его сушиться в печь. Услышала плачь – оно превратилось в ребенка.
Или ветром надуло.
Или дети могли родиться от смеха. Потому что смех – главный носитель и даритель жизни.
Дети, рожденный этими способами,очень странные люди. Они растут не по дням,а по часам.
Кто из вас рос в деревне или во дворах,где сохранилась преемственность поколений (были такие лет 50 назад,я росла в таком, мы даже играли в очень древнюю игру «Лодка»), тот знает. Собираются молодые девочки-подростки, рассказывают разные истории, смеются сильно, но рано или поздно всегда самая строгая девочка обязательно скажет: «Хватит смеяться, кабы чего не вышло». Девочка сама не знает, почему так говорит. У нас много такого. Например, все вы знаете песенки об инициации, жертвоприношении, но не знаете, что они про это. Это древнее нераспакованное сознание в нас. Вы им просто напичканы. А про смех – это страх нежелательной беременности.
Люди смеялись, умирая, чтобы воскреснуть. Это сардонический смех,человек хохочет в лицо смерти.
Как умирали северные охотники на льдине. Они рассказывали похабные анекдоты, которые на самом деле мифологические рассказы о трикстере. Например, мужиков отнесло на льдине, их уже никто не спасет,они это знают. Тогда они становятся в круг спиной друг к другу, берут в руки оружие и несут похабные анекдоты, например, про Великого Ворона, и хохочут, а потом умирают.
Или у эскимосов, когда женщина рожает,муж первым делом бежит за клоунессой, которая должна была смешить женщину во время схваток. Приемы были те еще! Например, под шубой у нее были смеховые штаны, сзади на них была прореха, а из нее торчала рыба. Женщина смеялась, чтобы ребенок родился живой и самой не умереть. Смех – носитель жизни.
Очень верное наблюдение древних: Кто смеется, тот живет.
И еще более верное: Кто смеется, тот человек, а кто не смеется, тот не человек.
Смеяться могли только люди. Где кончается самое умное животное и начинается самый глупый человек? Там, где смех.
Животные ни на что не глядят двусмысленно. Мы смеемся от двусмысленности.
Чудом родившиеся дети имеют также золотые части тела или очень часто золотые волосы (Златовласка). И вырастают за несколько суток во взрослых. Это потому, что они мертвецы. Родить сразу мертвого нельзя на этот свет. Он слишком большой. Он порождается водой,рыбой, яблоком,ветром, смехом,кусочком трупа.
Они связаны с золотом, это воскресшие мертвецы. В мифах это понятно,а в сказках уже незаметно.
Образ рыбы связан с образом воскрешения.
Интересный культурный факт. Раскапывали римские катакомбы древних христиан. Обнаружили рисунки. Абсолютно неканонические. Христос без бороды, без креста. 2 рыбы как символ Христа. Почему:
Первая мысль «Я ловлю души» - но это глупость, по-моему.
Вторая мысль – одна из профессий Христа была рыбак, но и не поэтому.
Существует группа животных, которые вызывают смех и связаны с идеей о возрождении, например, рыба, т.к. у рыбы много икры, а это плодовитость, а это жизнь.
Сюда же относится свинья. Это священное животное Деметры, богини плодородия. Потому что свинья мечет много поросят.
Несмеяну рассмешили при помощи молодых свинок.
Греки не любили ходить у храма Деметры (в щели скалы храма бросали поросят в жертву, там стоял такой вонизм).
Свинья всегда улыбка.
Или гусь, к которому в сказке все прилипали. Это священное животное Приапа (это уродец с двумя половыми органами). Древние греки ставили его статуи на огороде, он стоял с поднятым подолом, в котором были плоды, а под подолом два половых органа. Но зато он все время улыбался и отгонял зло. Вот пугало на огороде одевают как человека (шляпу, пиджак с заплатками), но это же не для птиц, а для смеха. Это древнейшее, никто уже не скажет, кто такой Приап. Но он до сих пор стоит по всей Земле на огородах.
Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Один из них похож на свинью,а другой на гуся, один обозвал другого гусем,а второй говорил гадости про бурую свинью,а первый принял это на свой счет, из-за этого поссорились. Рассказчик рассказывает,что про Ивана Никифоровича говорили,что он был толстый, любил сидеть в воде по горло, у него вроде даже от рождения был хвост,хотя такого не бывает,только очень редко у ведьм. Это повесть о том, что гусь свинье не товарищ.
В литературе можно обнаружить такие вещи и такие тайны открыть!
Например,тайна похищения Савельича и девки палаши у пушкина в «Капитанской дочке». Пушкин их потерял в конце повести, но никто не заметил, в том числе сам Пушкин. У пушкинистов глаза на лоб вылезли,когда я им сказала.
Что такое яйцо? Яйцо отделили, не воспринимали, что его снесли, это неживое, минерал. Из неживого – живое, отсюда – яйцо как символ возникновения жизни.
Мифы многих народов начинаются с великого яйца, из которого появляется первосущество. Это не человек, а типа человека.
Индоевропейцы – Пуруша.
Китай – Паньгу. Паньгу у китайцев – это еще и пельмень. Пельмень у китайцев – модель мира: верхняя крышка – небо, нижняя – преисподняя, середина, начинка – то,что на земле. Паньгу разрывает себя на части. И из его плоти созидается вселенная. Смерть и возрождение. Череп – небесный свод, кости – камни, кровь – вода, глаза – солнце и луна, тучи – мысли и т.д. Паразиты на его теле - люди и животные.
Это очень устойчивая картина мира.
Шекспир,выражение у него есть «Мир вывихнул сустав» (это каклька с английского),устойчивое выражение, аналогов на русском нет,перевели как «Мир развалился»или «распалась связь времен». Т.е. мир – единое тело и вот – вывихнул сустав.
Русские тоже знали о таком творении мира.
1552 год – русские берут Казань, есть историческая песня «О взятии Казани И ваном Грозным». Вроде бы песня должна быть про то,что татары – гниды,а русские – молодцы. Но поется про то, как татарки ходят по стене и дразнят Грозного, в некоторых вариантах песни даже жопы ему показывают. Почему? Но это целую лекцию надо читать про то,как понимался телесный низ в древности. Нужно читать Бахтина «Рабле и народная средневековая культура». Русский культурный человек без Бахтина никуда.
Лекция 2. Часть 2.
Что дальше там происходит в песне?
Пушкари выкапывают подкоп, кладут туда бочки пороха, ставят свечу,чтобы зажегся порох. Другую – контрольную свечу – дают в руки Грозному. Свеча в руках царя сгорает, а взрыва нет. Грозный обвиняет пушкарей в предательстве, «всех казнить». Но молодому пушкарю удается объяснить царю,что он просто не знает законов физики: свеча в подкопе горит медленнее,так как там мало воздуха. И после сразу раздается взрыв. К великому сожалению рассказчика, погибли татарки,которые ходили по стене и дразнили Грозного. Началось взятие города.
Потом концовка. Не должно быть фольклорное произведение гениальным. Для этого должен быть гениальным автор, а когда коллективное сознание создает – средний уровень. Поэтому среди фольклорных произведений мало гениальных. Но иногда бывают прорывы.
В концовке: реки крови, по лугам – волосы,а кругом – головы. Чьи? Да всех. Кровь и слезы – общие. Хотя вроде бы должно быть ликование от победы. В одной стороны, это великий прорыв – жалеют всех. С другой – мир опять создается из плоти. Это уже по большому счету искусство, хотя еще коллективное.
Что такое живое яйцо?
В быту вы все встречались с яйцом,которое не было пищей, а было знаком – писанки на Пасху. Классическая окраска – буровато-красная (луковая шелуха). В древности яйца красили кровью животных и иногда жертвенной кровью человека. Яйца красили и евреи. Яйцо,кровь символизируют жизнь. До 17 века красные яйца клали в гроб. Сейчас до сих пор на могилу кладут мертвым,чтобы они ожили. Предшественники римлян этруски вывозили из Африки страусиные яйца и расписывали их,чтобы класть в могилы,как знак жизни,воскрешения мертвого.
Вот теперь и понятно, почему дед и баба радуются простому яйцу. Но чего же они напугались в золотом? Золото всегда,почти с начала возникновения человечества и общества, было знаком смерти. Можно подумать,что это потому, что оно было знаком богатства и за него резали головы. Но это не так. Задолго до того как золото стало деньгами и символом богатства, золото уже было знаком смерти. Логика простая, первобытная. Герой добывает волшебные предметы из тридевятого царства,а это царство смерти. Аид-Вырин-Кощей всегда еще и за золото отвечает. Из царства герой приносит все золотое (конь с золотой гривой, свинка-золотая щетинка и т.д.), там все золотое. Притащив туда даму сердца (Василису, Деметру),хозяин подземного царства хвастается, предлагает золото. Выходцы оттуда имеют золотые части тела.
Сказка скрывает,в мифе все открыто.
Так почему золото было знаком смерти? Объясняю,здесь все очень просто. Мертвые в землю, а золото вымывается оттуда (обычно его находят в истоках ручьев), из-под земли. В древнее время золото вообще не ценилось (очень мягкое, использовалось только в эстетических целях). Например, инки больше ценили перья и изделия из них (птиц еще надо найти и поймать, в головном уборе из перьев ходили не больше года – отсюда ценность), чем золото. Оно входило в предметы роскоши,но было не очень ценно.
Еда, пир, секс, любовь тоже напрочь,сильно соединены со смертью. Чума пиром соединена со смертью. Аполлон у греков хозяин чумы.
Таким образом, золото – это смерть. Можно приводить тысячи примеров, вплоть до Возрождения. Например,Чосер, Кентерберийские рассказы. Трое гуляк просыпаются с похмелья, видят – в городе началась чума. Они бегут из города. Навстречу им старик, говорит,не ходите дальше – там смерть. Они не послушались,пошли, но смерти не нашли,а нашли кучу золота. Автор уже забывает о чуме (авторы вообще часто все забывают). Они решили пойти за бутылкой в город,послали одного. Двое оставшихся решают убить третьего,когда он вернется,чтобы не делить найденное золото на троих. Он приходит, они его убивают. Распивают принесенную им бутылку и тоже умирают,потому что в бутылке был яд,который подсыпал туда первый, чтобы тоже забрать себе все золото. А в кустах в это время лежала смерть.
Ой, я опять отвлеклась. Но это у меня такая методика. Я представляю себе науку как лабиринт, в котором трудно разобраться. По нему вас может водить экскурсовод, но он тоже всего не знает. Если лабиринт настоящий (а наука именно такой лабиринт), то там очень все неожиданно, надо быть начеку, постоянно попадаются боковые отсеки,а в них еще боковые, и экскурсоводу самому все интересно, и он может зайти в такие места, откуда сам не сможет самостоятельно выйти,поэтому его нужно периодически вытаскивать на основной путь.
Две картины мира:
Горизонтальная – мы здесь, а чужой мир за рекой (лесом, горизонтом).
Вертикальная – связана с образом дерева. В середине мира растет дерево. У каждого народа свое.
Русские – береза (или дуб)
Немцы – дуб
Скандинавы – ясень
Евреи – смоковница
Алтайцы – тополь. На ветвях железного тополя сидит золотая кукушка и кукует,сколько кому жить.
Обычно на дереве три животных: в ветвях – птица, на стволе животное-соединитель (белка, мышь), а в корнях животное поглотитель (змей, пес), и внизу золото.
Агранович С.З. Лекция 2. Часть 3.
Корни – мертвые
Ствол – мы
Крона – небо
Интересен образ дерева в сказках. Например, «Огниво» - солдат лезет в дупло, затем в корни и находит там собак и огниво.
Золотое яйцо – это не просто смерть, это антижизнь. Дед и баба – т.к. возраст, наиболее вероятный для жизни. Это сказка о жизни и смерти. Они получают «черную метку» - золотое яйцо, это смерть, поэтому они начинают бороться за жизнь, бить яйцо. Далее следует картина разрушения мира – падают заборы, дохнут птицы. Поп здесь заменяет шамана, в его семье хаос. Мир гибнет от того, что дед и баба не смогли уничтожить золотое яйцо. И тут появляется живое яйцо – это жизнь.
Но почему мышка?
Поговорим о психологии восприятия животных. Большинство существ женского пола, вполне цивилизованных и разумных (например, студентки биофака), негативно относятся к мышам и крысам.
Пифии дышали дымом лаврового листа.
Например, заведи в лабораторию пса – реакция положительная, хотя это опасность. А нормальная реакция среди женщин на чистенькую лабораторную мышку, которая сама безумно вас боится, - это вскакивание на предметы, поднимание юбки, безумный визг, топанье ногами.
Откуда? Если девочка росла в женском коллективе, она перенимает многие вещи неосознанно, а в древности все росли в моновозрастном и разновозрастном коллективе, например, женские посиделки с 12 до 17 лет, а кто сейчас пустит 12-летнюю к 17-летним, а тогда все передавалось от поколения к поколению, по примеру, без объяснений.
Например, через порог нельзя целоваться, пожимать руки, передавать предметы и беседовать. Порог должен быть высоким, его нужно мыть намного тщательнее. В деревнях ему вообще поклонялись. Плохо моешь пол? Жених будет рябой и одноглазый. Вроде простая логика: ленивая девушка – хороший жених не возьмет. Но это не так. Одноглазый – это не человек с одним глазом, а это ассиметричный. А ассиметричность – смерть у древних.
Пол можно не мыть, а порог обязательно. Зарубить курицу, нарубить мясо – на пороге. В деревне дверь не закрывали, а окна вызывают подозрение, их не любят открывать, забивают гвоздями, очень не любят лазящих в окна людей. В окна не лазай – пример не показывай. Кому пример? Нечистой силе, смерти, чуждой силе. Колядующие подают в окна (зимой окна открывают). У стариков мистический страх перед окнами.
В древности под порогом хоронили человека, чтобы охранять. Дверь появилась раньше, чем окна, порог охранял, его уважали и любили, это священное тело. Например, беременная женщина не должна была сидеть на пороге ногами наружу – смерти надует, выкинет ребенка. Беременной женщине упаси Бог увидеть дохлую рыбу в неожиданном месте или во сне (селедка в магазине не страшно – это обычно).
Понимаете теперь – откуда рождаются приметы?
Окна ничем не защищены, а дверь всегда защищена – там труп предка. Или под печкой зарывали.
Классная вещь – печка!
Предок-порог охранял только вход. Его нужно любить, охранять, на нем нельзя сидеть. Монголы также охраняли вход в юрту. Например, хочешь покончить жизнь самоубийством – приди к монголу и ударь ногой порог, тогда монгол сломает тебе хребет – казнь за оскорбление предка.
За порогом другой мир, там страшные, чуждые существа. Они не могут переступить порог. Через порог разговаривать, целовать – черт знает кого, это опасно. Но атеистам и христианам можно. А язычникам нельзя.
Некоторые женихи не знают, куда нести невесту. Нести на руках невесту – не демонстрация силы, а магическое действо. Невесту надо переносить через порог. Зачем?
В сказках герои женятся на красавицах, но они не свои, не соседки по деревне.
Хошь за курицу, но на свою улицу (т.е. замуж за местного очень плохо, преступление, инцест). Замуж надо выходить далеко. Настоящий жених из другого мира, пришелец. Женятся только на чужих, должен быть риск, борьба, путешествие. Древние не знали о генетике. Это про другое. Человек вынужден был от многого отказываться. Нравственность формировалась от противного. Человек – тот, у которого нет инстинктов, он не животное. Инстинкты – секс, пища, самосохранение. Инициация – очень жесткий обряд. Почти все сказки про него (Морозко, Царевна-лягушка и т.п.). Это когда человек показывает, что у него нет инстинкта самосохранения. Был и неполный отказ от пищи.
Если невесту не перенести через порог, она рассыплется, т.к. она из другого мира. Чтобы ее не убил предок под порогом. Если ее перенести, то она быстро осваивается. Было все готово – тесто, петух, растопленная печь. Петуха невеста бросает в печь, он там умирает, его едят предки, затем туда кидалось тесто. В мягком варианте: на второй день варят лапшу из петуха, и на нее приходят родственники (якобы проверить кулинарные способности).
Лекция 3. Часть 1.
Курочка Ряба.
Семья священника – странная семейка. Семья рушится в сказке. Имеется в виду не семья священника. Это модель семьи,общества. Не просто людей, а сакрального общества. Поп в фольклоре – жрец, шаман. Горит природа, рассыпается человеческое общество. Что это за катастрофа из-за того, что мышка бежала?
Неправильно относиться к предкам как к полуидиотам.
Слова, отражающие чувства, - печаль,тоска, скука.
Печаль, есть жест печали, вы его воспроизводили, когда играли в салочки. Ладушки – игра в смерть и печаль. Игра в живого, который печалится о мертвых, потому что жаждет общения с мертвыми.
Тоска – мертвый жаждет общения с живыми.
Это древние слова.
Скука. Древние не знали этого слова. В первые на письме оно встречается в 1704 году, ну, лет за 100 до этого оно появилось. Скука – скукоживаться, как эмбрион (а при печали и тоске наоборот – жест устремлённости).
Чтобы испытывать тоску и печаль, нужно быть человеком.
Чтобы скучать – нужно знать, что такое абсолютное одиночество, а для этого нужно быть личностью, т.е. человеческой особью,способной жить отдельно от других людей, не-личность не испытывает скуки.
Иногда где-нибудь в художественном фильме мы смеемся над каким-нибудь степняком или чукчей. Он сидит,смотрит вдаль,строгает веточку,ему не скучно. Нас же моментально охватывает скука. Герои «Илиады» и «Одиссеи» никогда не скучают. Фаусту уже скучно.
Скука – это личность, индивидуум, очень недавно.
За 200 лет изменилось употребление многих слов:
Любовница – любимая, возлюбленная по-современному;
Любительница – любовница по-современному.
До 15 века лютость обозначала крайнюю злобу и жалость,милосердие. А потом значения разделились. У православных народов – лютость – злоба, а у католиков – жалость, милосердие.
Язык и психология сходятся. Психолог анализирует поведение женщины, пытается ей помочь:
- Что ты пристала к своему мужику?
- Жалею.
- Брось его, отстань.
Не бросит, потому что в сознании у нас жалость тесно связана с любовью. И я знаю, почему. В психологию идем через историю языка и культуры.
Много нерасшифрованной информации. Мы знаем, что ничего не знаем. Например, нерасшифрованная информация о животных
Почему?
Лошадб, корова – серьезно
Свинья, осел – смешно. Не потому что свинья грязная, а осел глупый.
Свинья умнее коровы, а корова может быть и грязной, как свинья, если шла по дождю.
Лиса хитрая, но биологи говорят,что она не хитрее волка.
Кролик – кроткий, невинный. Для африканского охотника кролик самый злой и хитрый зверь, кролика боятся. В мифе рассказывается: кролик приходит к крупному зверю,предлагает просанировать зубы, зверь открывает пасть,кролик через горло попадает внутрь зверя, съедает у него печень и сердце, зверь в мучениях умирает,а кролик прогрызает в туше себе выход и пляшет на трупе зверя.
Не путать миф со сказкой. Миф от сказки отличается как теоретическая наука от искусства.
Почему бредовые мифы, неадекватно отражающие реальность,учили первобытных людей?
Зачем при скудной, голодной, рискованной жизни нужен еще и миф?
Как сейчас – зачем теоретическая математика? Зачем ломать мозги?
Но практика без теории никак.
Есть вещи, которые никогда не принесут практической пользы. Например, изучение художественного сознания людей. Кто от этого станет счастливее? А это необходимо. Для чего теория и миф? Чтобы быть человеком. Люди без теории не живут.
Что такое миф?
Миф есть сознание первобытного человека.
Всякое высказывание есть миф (Лосев).
Для меня миф есть чисто человеческий способ переживания, осмысления и освоения мира.
Странное восприятие. Связано с первобытной классификацией животных. Современная классификация животных появилась в 16 веке. Условно – есть травоядные и хищники. Но есть и те, кто ест все. Например, мы, приматы, свиньи. Мы жрем все, как солдат первого года ест все,что не прибито гвоздями.
Первобытные делили по другому принципу. Они делили на хищников, травоядных и падальщиков. Это условно тоже, так как они понимали,что и падальщики убивают,когда могут. Еще делили животных по этажам.
Миф – первичная форма сознания и одна из главных, которыми пользуется человек.
Миф возникает в тот момент, когда человек становится человеком,когда начинается антропосоциогенез. На каком-то этапе эти бедняжки,которые неплохо жили с инстинктами,стали меняться, инстинкты стали затухать, нужно было заменить их на понимание. А чтобы что-то понять,надо разделить. Самое простое – бинарное разделение. Следы деления – в сказке. Герой идет в другой мир, тридевятое или тридесятое царство. Он преодолевает опушку леса. «Вершки и корешки» - действие происходит на опушке леса.
Мир можно разделить по реке. Любовь штука поздняя, для любви нужна личность.
До сих пор некоторые вещи связаны с браком,а мы их связываем с идеей любви. Лучшее место свидания – на воде, у берега реки. На практике нет этому объяснения. «Мы с тобой два берега у одной реки».
Есть один глупый миф, один из первых сюжетов об одновременно умерших влюбленных. Леандр и Гера. Леандр живет на острове, Гера – на материке. Никто не мешает им быть вместе, только они разделены проливом. Леандр каждый день плавает через пролив к Гере. Однажды Гера не дождалась его и очень обиделась. Она посмотрела вдаль на остров и не обнаружила там Леандра. Потом посмотрела вниз и увидела тело Леандра внизу у скал,он разбился о скалы. Она утопилась.
Сюжет возникает не из того,что разные силы растаскивают людей,они не выдерживают и кончают жизнь самоубийством. Это сюжет такой.
Или еще такой сюжет – муж на свадьбе жены.
Поженились молодые. Его посылают куда-нибудь. Его долго нет. Ей начинают предлагать выйти замуж. Она отказывает. Одиссей и Пенелопа. А он как вернется, как всем навернет. У нас – Добрыня, на Востоке – Ашик-Кериб. В реальной жизни это все может случиться, но сюжет не от этого. Я вам буду рассказывать из чего возникают сюжеты. Может вам даже опротивеет.
Мужик-бедняжка, который был идеальным человеком, государем и семьянином, но не по своей воле убил папу и женился на маме. Этого мужика один дядька, которого звали как у меня отчество,Сигизмунд его звали, и в хвост и в гриву.
Итак, сначала мир на плоскости.
С любовью всегда связаны стрелы. Амур с луком. Царевна-лягушка. Интере<
Воспользуйтесь поиском по сайту: