Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Нормативно-правовая база предупредительной деятельности ОВД: федеральный, региональный и ведомственный уровни.




Литература

Основная:

1. Декларация о преступности и общественной безопасности. Принята Резолюцией 51/60 от 12 декабря 1996 г на 82-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55 / 25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. на 62-м пленарном заседании 55 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

3.  Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке. Рабочий документ, подготовленный Секретариатом Организации Объединенных Наций к Десятому Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившему 10-17 апреля 2000 г. в Вене.

4. Федеральный Закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ.

5. Федеральный Закон «О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.

6. Федеральный Закон «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ.

7. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ

9. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 (в ред. от 30.12.2011 г. № 1340).

10. Распоряжение от 22 апреля 2013 года № 646-р о плане реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

11. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 59-ФЗ от 2.05.2006.

12. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 109-ФЗ от 18.07.2006.

13. Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275.

14.  О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12.05. 2009 N 537.

15. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.

16. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2011.

17. Криминология: учебное пособие. / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд. – М.: Проспект, 2012.

18. Криминология: учебник для вузов /ред. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.

19. Криминология: учебник для вузов / ред. В.Д. Малков – 4-е изд.М. 2011.

20. Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013.

21. Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012.

Дополнительная:

1. Бахарев Д.В. К вопросу о предмете и содержании географии преступности как одного из направлений исследования причинного комплекса преступности. // Криминологический журнал. – 2012. – № 1.

2. Благов Е.В. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: лекции. М.: Юрлитинформ, 2011.

3. Воронин Ю.А. Транснациональная преступность. Екатеринбург, 2009.

4. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011. – № 4(4).

5. Евразийский юридический журнал № 10 (41) 2011. С.33 http://www.eurasialaw.ru/

6. Жерновой М.В. Российская организованная преступность: транснациональные аспекты: лекция / М.В. Жерновой, А.Н. Сухаренко. ВНИИ МВД России. М. 2013.

7. Журавлев Р.А. Законодательные основы противодействия угрозам общественной безопасности: монография / Р.А. Журавлев. М. 2013.

8. Карпович О.Г. Серьезные экономические преступления XXI века. Опыт противодействия им в Великобритании, России и США: монография / О.Г. Карпович. М. 2013.

9. Лукичев О.В., Иванова О.С. Международный терроризм (историко-правовой и криминологический анализ): монография. СПб.: Северная Нива, 2011.

10. Павлинов А.В. Стратегия борьбы с насильственным антигосударственным экстремизмом и преступностью в условиях современной России. М.: Юрлитинформ, 2010.

ВВЕДЕНИЕ

Правовое обеспечение профилактической деятельности органов внутренних дел имеет большое значение. Однако при этом следует заметить, что данная деятельность не может быть полностью регламентирована правовыми нормами. Это связано с тем, что в ходе осуществления профилактики преступлений и особенно правонарушений, кроме юридических отношений, присутствует постоянный обмен информацией (взаимодействие) посредством вербальных контактов между объектом и субъектами профилактики, между самими субъектами профилактики. А эти элементы (взаимопонимание, отсутствие предубежденности, совместимость позиций, умение найти компромисс и т. п.) невозможно заранее предугадать и урегулировать.

Поэтому правовые акты призваны определить главные направления профилактики правонарушающего поведения, формы и методы её осуществления, цели, задачи и функции различных служб и подразделений органов внутренних дел, их права и обязанности. Одновременно законы и иные нормативные документы должны регулировать организацию и порядок применения не только принудительных, но и воспитательных мер воздействия, предусматривать ответственность должностных лиц за невыполнение требований нормативных актов в этой области.

Значение правового регулирования тем более важно, что практика противодействия преступности постоянно вырабатывает новые формы и методы профилактического воздействия, многие из которых необходимо закрепить в нормативном порядке.

Анализируя нормативно - правовую основу предупреждения преступлений органами внутренних дел, следует иметь в виду, что единого правового документа, регламентирующего эту сферу, в настоящее время не существует. Вместе с тем имеется достаточно большое число правовых актов, которые опосредовано или непосредственно регламентируют названную деятельность.

ВОПРОС 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ УРОВНИ.

Органы внутренних дел в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения меры принуждения в пределах, установленных законодательством России.

С учётом определённых особенностей, их можно разделить на несколько групп:

- международные нормативные акты;

- правовые акты стран Союза Независимых государств (СНГ);

- внутригосударственные (национальные) правовые акты;

- ведомственные и межведомственные нормативные документы.

Среди международных правовых актов, имеющих значение для предупреждения преступности, можно назвать такие, как: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 года, Конвенция о правах ребёнка 1989 года, Руководящие принципы Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские принципы) 1990 г.).

В этих нормативных актах даны только основные направления предупредительного воздействия на преступность, которые необходимо учитывать при создании национального законодательства. При их использовании необходимо осознавать при разработке данных документов не ставилась цель четкой и строгой регламентации всех видов предупредительной деятельности. Эти нормативные акты являются базовыми для создания национальных нормативных актов.

Из второй группы правовых актом для нас представляет интерес Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, подписанная в 1995 году (РФ ратифицирована). Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ. Уголовный кодекс СНГ, договоры между странами СНГ и другие.

Здесь необходимо отметить, что тесное сотрудничество между странами СНГ в области противодействия преступности является необходимой составляющей общего взаимодействия между данными странами.

Из третьей группы правовых актов (внутригосударственных, национальных) следует обратить внимание на такие, как:

- Конституция РФ.

- Кодексы Российской Федерации (УК, УПК, ГК, КоАП и. д).

- Федеральные законы «О безопасности» (1992 г)», «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.), «О полиции» (№3-ФЗ от 07. 02. 2011г.) и т. д.

-Указ Президента РФ «Об участии РФ в деятельности Международной организации уголовной полиции - «Интерпол» (1996 г.) и т. д.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных правовых актов.

Важное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеют отдельные статьи Конституции Российской Федерации (1993 г.) Так, статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой обязанности осуществляется различными способами, в том числе путём предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан.

Важное значение имеют и такие положения Конституции, как недопущение при проведении предупредительных мероприятий умаления достоинства личности (ст. 21); запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в них лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); запрет на лишение имущества собственника без решения суда (ст. 35) и т. д.

Следующую группу внутригосударственных правовых актов составляют Кодексы. Рассмотрим наиболее востребованные из них в деятельности органов внутренних дел.

Значение уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его статьями очерчен круг деяний, запрещённых под угрозой уголовной ответственности.

Особое значение для предупреждения преступлений имеет ряд статей стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступлений и т. д.).

Уголовно-процессуальный кодекс содержит в себе формулы предупредительной деятельности на стадии раскрытия и расследования преступлений, соблюдение которых позволяет защищать права и свободы граждан, как потерпевших от преступления, так и правонарушителей.

Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играет Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), регламентирующий основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют статьи КоАП РФ по борьбе с пьянством, наркотизмом, нарушением правил торговли, экологическими правонарушениями, нарушениями паспортно-регистрационного режима, дорожно-транспортными правонарушениями.

Значение КоАП РФ состоит ещё и в том, что применение его норм позволяет эффективно противодействовать допреступному поведению граждан.

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач, а так же объемом конкретных обязанностей и прав различных подразделений органов внутренних дел.

Из федеральных законов для нас наибольший интерес представляет закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (далее-закон).

Статья 1 «Закона» определяя «Назначение полиции» в п. 1 отмечает – «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. «.

В статье 2 определены основные направления деятельности полиции, в п. 2 которой на полицию возлагается – «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений».

Основными принципами деятельности полиции (глава 2 «Закона») являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество.

Объем полномочий полиции, составляющих совокупность взаимосвязанных обязанностей и прав полиции (глава 3 «Закона»), определяет в соответствии с основными направлениями деятельности полиции (статья 2 «Закона») – «предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств».

Предотвращение и пресечение преступлений органами полиции означает необходимость немедленного реагирования на все случаи сообщений о правонарушениях или непосредственного их обнаружения сотрудниками полиции.

Необходимым условием эффективной работы полиции при этом является ее информированность: хорошее знание оперативной обстановки, местных условий и особенностей территории обслуживания, связь с населением и общественностью и др.

Это позволит не только оперативно реагировать на все случаи противоправного поведения, но и проводить профилактическую работу, оказывать помощь гражданам пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а так же находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Важным нормативным документом, регламентирующим предупредительную деятельность ОВД является Приказ МВД РФ № 19 от 17. 01. 2006 г. утверждающий Инструкцию «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», утверждающий Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в которой содержатся основные направления предупредительной деятельности ОВД.

Настоящая Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению, нейтрализации или минимизации;

- выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений;

- установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса о нормативно-правовой базе предупредительной деятельности ОВД, следует отметить:

1. Значение правового регулирования предупредительной деятельности ОВД тем более важно, что практика противодействия преступности постоянно вырабатывает новые формы и методы профилактического воздействия, многие из которых необходимо закрепить в нормативном порядке.

2. Кроме того, необходимо помнить, что не вся система предупредительной. деятельности может быть охвачена правом, однако те моменты, которые выходят за рамки правовых норм, должны подчиняться принципам законности, гуманизма, защиты прав человека и гражданина и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...