Основные подходы в управлении предприятием
Классификация методов и аспектов управления в менеджменте
Методы управления классифицируют на основе объективных закономерностей. По этому признаку выделяют экономические, организационные, социально-психологические и правовые методы управления. Экономические методы- это планирование, финансирование, ценообразование, экономические стимулы и программы, воздействующие на коллектив и личность через материальные интересы. Организационные методы управления- это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей посредством жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач; установления допустимых границ деятельности. Административные методы- это методы основанные на правах ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Социально- психологические методы-это использование социально- психологических факторов, на формировании и развития общественного мнения. Используются следующие способы воздействия: формирование коллективов с учетом способностей, темперамента, черт характера, что создает хороший микроклимат в коллективе; система социального регулирования; социальное стимулирование. Существуют экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты менеджмента. Экономический аспект — это управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей. Социально-психологический аспект присущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достижения поставленных целей.
Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство. Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.
Основные подходы в управлении предприятием Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента. 1. Системный подход - объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. 2. Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, а также их взаимосвязь. 3. Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали. 4.Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев следующие: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества; экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.
5.Функциональный подход - потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. 6. Динамический подход - объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 лет и более и перспективный анализ (прогноз). 7. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара, для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. 8. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой всех функций, серией непрерывных, взаимосвязанных действий. 9. Нормативный подход представляет собой установление нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. 10. Количественный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами. 11. Административный подход состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.). 12. Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. 13. Ситуационный подход основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов, как на самом предприятии, так и во внешней среде, не существует единого способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|