Информационное обеспечение анализа имущественного положения предприятия
Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных основных форм: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. /9/ Информационной базой для анализа имущественного положения являются: форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 5 «Приложение к Бухгалтерскому балансу». Основная цель формирования финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), - предоставление пользователям достоверной информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. Наиболее выразительной и содержательной формой отчетности является бухгалтерский баланс. По балансу можно судить о размерах предприятия, структуре хозяйственных средств и их источников, финансовом полдожении и о многих других сторонах деятельности предприятия. Бухгалтерский баланс – это способ обобщённого отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определённую дату. По своей форме баланс представляет собой таблицу, в активе которого отражаются средства предприятия, а в пассиве – источники их образования. В МСФО 1 перечислены общие правила составления бухгалтерского баланса, при этом отсутствуют жесткие требования к его форме: конкретная форма разрабатывается каждой компанией самостоятельно. При этом не регламентированы исчерпывающий перечень статей баланса, порядок их расположения, не приводятся их названия, но предписан перечень статей, которые должны раскрываться в бухгалтерском балансе как минимум./10/ Средства в активе баланса группируются по двум разделам. В разделе I отражаются долгосрочные (внеоборотные) активы: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, долгосрочные финансовые вложения, незавершённое капитальное строительство. В разделе II приводится информация по оборотным активам, к которым относятся запасы сырья и материалов, незавершённого производства, готовой продукции, все виды дебиторской задолженности, денежные средства и прочие активы.
Пассив баланса (обязательства предприятия) представлен тремя разделами: капитал и резервы (раздел III),долгосрочные обязательства (раздел IV), краткосрочные обязательства (раздел V). Следует отметить, что содержание и структура баланса предприятия за последние годы значительно приближена к международным стандартам, однако является ещё не вполне совершенной и не очень удобной для анализа. Это прежде всего касается действующего порядка отражения в составе краткосрочных обязательств таких статей, как «Доходы будущих периодов» и «Резерв предстоящих расходов и платежей», а в составе оборотных активов – расходов будущих периодов и долгосрочной дебиторской задолженности./11/ Резерв предстоящих расходов и платежей – по своей сущности не обязательства, а собственные средства предприятия. Неиспользованные средства этого резерва следует рассматривать как свободные источники финансирования, временно используемые предприятием на другие цели. По статье «Доходы будущих периодов» отражаются разнородные и разнонаправленные доходы: уже полученные доходы в счёт будущих периодов на условиях предоплаты по невыполненным ещё контрактам, которые можно классифицировать как краткосрочные обязательства перед заказчиками и относить к заёмным средствам; и отсроченные доходы, которые предприятие получит спустя некоторое время (например, ожидаемые доходы от реализации товаров и услуг в кредит, по продажам в рассрочку, по лизинговым операциям и т.д.). Их можно рассматривать как собственные средства и отражать в составе собственных источников капитала.
Не совсем правомерно отражать в составе оборотных активов долгосрочную дебиторскую задолженность, сроки погашения которой наступят более чем через 12 месяцев. Правильнее было бы показать её в составе долгосрочных активов по аналогии с долгосрочными займами другим организациям. Расходы будущих периодов также целесообразно отражать не во II, а в I разделе актива, поскольку по своей сути это амортизируемый актив, значительно завышающий величину собственного капитала и который требует исключать из состава оборотных активов при расчёте некоторых финансовых коэффициентов. Баланс достаточно объемен в содержательном плане, поэтому в условиях вариабельности его структуры, предусмотренной действующими нормативами документами, меняется степень его аналитичности. /12/ Источником дополнительной информации для анализа имущественного положения предприятия служит «Приложение к Бухгалтерскому балансу» (форма № 5). Приложение заполняют на основании регистров бухгалтерского учета: журналов0ордеров, ведомостей, оборотных ведомостей, машинограмм и т.д. При заполнении формы нужны не только данные синтетического, но и аналитического учета. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя бухгалтерский баланс, позволяет провести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период. /4/ Форма расшифровывает и показывает движение наиболее важных статей баланса: фондов, заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и др./13/ В целом формирование показателей финансовой отчетности требует квалифицированного и творческого подхода главных бухгалтеров и других специалистов с целью обеспечения достоверной и полной информацией о финансовом и имущественном положении организации, финансовых результатах ее деятельности всех заинтересованных пользователей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|