Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие научной картины мира и ее изменения в процессе развития науки.




НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

В конце ХIХ - начале XX в. становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в качестве основного методологического средства. Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.Переход от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в "тело" знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Поскольку о многих характеристиках объекта невозможно говорить без учета средств их выявления, постольку порождается специфический объект науки, за пределами которого нет смысла искать подлинный его прототип. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом, Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность". Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы для "чистоты рассмотрения", признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действий различных агентов и контрагентов. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить природу химической связи, под последней понимается взаимодействие атомов, обусловливающее их соединение в молекулы и кристаллы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.Становление неклассической рациональности, таким образом, привело к коренным изменениям оснований научного знания. В сфере идеалов и норм исследования происходит отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретических описаний одной и той же реальности. Возникает понимание того, что субъект познания детерминирован определенной научной традицией, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. Принимаются объяснения со ссылками на средства познавательной деятельности. Объективной базой таких изменений служат открытие зависи-мости поведения элементарных частиц от средств исследования в атомной физике, обусловленности знания исходной точкой зрения в специальной теории относительности и релятивности онтологии в общей теории относительности. Происходит также утрата наглядности, поскольку становятся понятными концептуальная нагруженность фактов, и отказ от определенности (точности) в пользу прагматичности, инструментальной эффективности. Новые идеалы и нормы обеспечивали расширение поля исследуемых объектов. В нем появились сложные объекты, характеризующиеся многоуровневой организацией, стохастическим взаимодействием элементов, существованием управления и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Возникла статистическая схема детерминации, позволяющая учитывать роль случайностей в процессах развития. На этапе неклассической науки были созданы предпосылки для построения целостной системы природы, в рамках которой прослеживалась иерархическая организация Вселенной как динамического единства. Эти сдвиги сопровождались формированием новых философских оснований науки. Субъект познания рассматривается как де-терминированный окружающим миром, поэтому содержание наших знаний полагалось определенным не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов. Новую трактовку получил и объект познания. Он понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности. Быстрое изменение техники и технологии благодаря применению в производстве научных знаний — характерная черта техногенной цивилизации. Наиболее ярко она проявилась в XX веке. В это же время становятся заметными и негативные последствия внедрения научных достижений в практику, что приводит к развитию так называемых контрнаучных движений и распространению антисциентизма. Ценность научной рациональности ставится под сомнение.

 

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети XX века, пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием.В XX веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. Можно сказать, что в конце XX века начинается новый этап институционализации науки. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Это определяет как приоритеты научных исследований, так и методы их решения. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В результате формируется новый исторический тип научной рациональности — постнеклассическая наука — который отличается от прежних как в предметно-методологических, так и в социально-мировоззренческих аспектах. На первый план выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Объектами их анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов. В результате междисциплинарных исследований усиливаются процессы взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в различных науках. Они становятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной картины мира. Укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания.В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие:сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние; хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции; в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деятельности в науку и преодоление разрыва между ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными друг другу, а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д. Среди исторически развивающихся объектов современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. При их изучении поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобразования такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его социального бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи. Возникает новое понимание категорий пространства и времени, возможности и действительности. Детерминация трактуется как избирательное реагирование.

 

 


 


Понятие научной картины мира и ее изменения в процессе развития науки.

Научная картина мира в структуре мировоззрения нашего современника занимает доминирующее положение. Поскольку наука направлена на изучение объективных законов развития универсума, научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или эклектический набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира. Как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать картину мира. С этим связана системность научного мировоззрения. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции. Основным критерием, на который опирается научная картина мира, является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективным налетом в познавательной деятельности. Объективность направлена на изучение сущности самой вещи Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасывать со счетов историчность научной картины мира, подчеркивающую пределы тех знаний, которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии: А) Классическая стадия. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Б) Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. В) Постнеклассическая стадия. Образ постнеклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика — разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации, В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. И если в неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергентики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий.Синергетику — теорию самоорганизации, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает от-крытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего. Другим значимым положением постнеклассики является на-рушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...