Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как ее онтологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий и других концептуальных структур с реальным бытием, их соответствием этому бытию. Реальный мир и мир науки. Термин «мир» употребляется в науке с одной стороны как в широком, мировоззренческом смысле, как мир в целом, а с другой – в узком смысле, как определенная часть или область этого мира. Под миром всегда понимается определенная часть объективно существующего мира. Реальный, объективный мир, как в целом, так и его части, следует ясно отличать от его идеального образа или картины мира. Мировоззрение и его основные компоненты. Под мировоззрением понимают общий целостный взгляд на мир, в котором отображаются воззрения людей на сущность мира, его происхождение и устройство и отношение людей к миру и его оценку. 3 основных компонента мировоззрения: 1) Аксиологическая, ценностная составляющая – Люди оценивают мир и свое общество, высказывают мысли о реформировании и преобразовании. 2) Познавательная (эпистемологическая) компонента направлена на достижение объективно истинного научного знания о мире посредством обоснованных приемов и методов, не только эмпирического, но и рационально теоретического знания. 3) Онтологическая компонента раскрывает, что отображается в различных формах знания в реальном мире. Исторические формы научной картины мира. 1) Мифологическая и натурфилософская картина мира 2) Стихийно-эмпирическая картина мира – наблюдения + здравый смысл 3) 17 век – естественнонаучная картина мира 4) механистическая картина мира 5) Электромагнитная картина мира
Со временем неизбежно происходит смена научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Функции научной картины мира: 1) Картина мира как онтология научного знания. Одна из важнейших функций картины мир в науке состоит в том, что она устанавливает связь между научным знанием и тем реальным бытием, которое служит предметом его исследования. Эта функция состоит в том, что научная картина мира формирует представления об объектах, фундаментальных понятиях и принципах, на которые опираются различные понятия и теории науки. 2) Картина мира как систематизация научного знания. Картина мира помогает понять роль и место отдельных теоретических понятий и закономерностей в общей системе научного знания. Зачастую носит эвристический и прогностический характер. 3) научная картина мира как исследовательская программа. Процесс обобщения и систематизации знания, который происходит при формировании научных картин мира, предполагает исследование самых различных форм такой систематизации. Особенного внимания заслуживает обсуждение таких форм развития научного знания, как анализ исторических традиций и особенно выдвижение исследовательских программ. Развитие науки можно рассматривать как реализацию некой исследовательской программы. 17. Наука и философия. Философские основания научного знания. Философия науки (в узк. см.) – это направление или философская дисциплина, которая изучает общие закономерности и тенденции научного знания как особую деятельность по производству науч. знаний, взятых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.
Философия науки – область философии, предметом которой явл. общая структура, закономерности функционирования и развития науки, как системы науч. знания, когнитивной деятельности социального института и основы инновационной системы современного общества.
Философия науки как спец. дисциплина – 60-е гг. 20в. Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы. Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования. Философия науки и философия техники – это соотношение определения концепциями, которые сложились на этот счет: 1) техника – прикладная наука 2) процессы развития науки и техники рассм. как автономные, но скоординированные. 3) Наука в целом развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов. 4) Техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни. 5) До конца 19 века регулярного применения науч. знаний не было. А в современном состоянии такое регулярное применение явл. характерной чертой. Недостаток: отсутствие универсального, общего характера, они работали только на определенных этапах. История науки – это изложение хронологической последовательности динамики науч. изменений. Это зарождение науки в целом и различных областей науч. знания, открытие новых эмпирических явлений, фактов, а также законов, объясняющих их гипотез и теор-х моделей, практических приложений социокультурного значения. Виды истории науки: общая история науки, история важнейших отраслей – история естественных наук, история соц.-гум. наук, история инженерно-технических достижений и соответствующих наук, история отдельных научных дисциплин. Методология науки – учение о методах, процедурах науч. деятельности, а также раздел общей методологии познания, часть теории науч. познания, в том числе часть философии науки.
Задача фил.науки – изучение механизма взаимодействия философии и науки, исследование фил. оснований и фил. проблем различных наук а также взаимодействие науки, культуры и общества. Основные разделы фил.науки: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического, правового регулирования, науч. деятельности, науч. технической политики и управления наукой. Социология науки – область социологических исследований, изучающих науку. Предмет ее изучения – внутренние отношения м/у учеными, обеспечивающие функционирование и развитие науки, а также взаимоотношения науки с др. социальными институтами соврем.общества. Социологию науки можно рассматривать как часть философии науки, но только в общесоциальном смысле. В целом социология науки является частью социологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|