Циклическая модель исторического процесса возникла в древнеземледельческих цивилизациях, получив философскую интерпретацию в Древней. Греции и Риме (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики, Полибий). Идея цикличности применялась тогда основном к смене форм правления. После краха античного мира, в эпоху средневековья, циклическое моделирование истории отходит на второй план, сменяясь линейной моделью, но вновь оживает в среде мыслителей Возрождения и их идейных преемников (Н. Макиавелли, Дж. Вико), а затем, по мере кризиса идеи прогресса, у Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Лишь немногим, как Августину и спустя полтора тысячелетия Тойнби (в поздний период его творчества), удавалось добиться некоторого, пусть и непрочного, соединения этих двух взглядов на исторический процесс. Идеи циклического развития общества разделял и К.Н. Леонтьев; циклический характер носила и теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Идею цикличности развивали также Парето (идея циркуляции элит), Михельс (железный закон олигархии), Кун (теория научных революций), Шумпетер (экономические кризисы) и др. Таким образом, концепция цикла имманентно присутствует во всех крупных философских, социологических и экономических теориях, стремящихся понять типологически сходные фазы развития социальных процессов и дать их сравнительное описание (А.Н. Медушевский).
В циклической модели общественного развития периоды поступательного развития не отрицаются, а рассматриваются в более широком контексте - как фазы цикла, в котором на смену прогрессивному периоду приходят фазы застоя и упадка. Весь же путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь уже не стрела, а круг.
Современные, ученые выделяют несколько типов циклических изменений - системно-функциональный, исторический, исторический круговорот, волновое развитие.
Типы циклических изменений
Содержание
Системно-функциональный.
отражает социальные изменения в рамках одного качественного состояния. В системе может происходить неоднократное чередование подъемов и упадков, повторение одних и тех же фаз функционирования. В результате поддерживается относительно стабильное состояние общества: воспроизводятся устойчивые формы деятельности людей, их традиционные роли в обществе, традиционные экономические отношения, политические, религиозные и иные общественные институты. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в первоначальное состояние - происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом существования и сохранения общества. И особенно наглядно это обнаруживается в обществах, относительно замкнутых по отношению, к внешнему миру. Типичным примером такого' развития является Китай, который сохранял почти неизменный облик на протяжении двух тысяч лет и только со второй половины XIX в. стал развиваться по линейной модели
Исторический.
Исторический цикл включает в себя процессы генезиса, расцвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет определенный срок жизни и по его истечении прекращает свое существование. Такие циклы хорошо описаны в теории локальных культур Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.
Слабость теории состояла в трудностях объяснения, во-первых, того, что является системообразующим фактором цивилизации, и, во-вторых, каким образом осуществляется динамика цивилизационного процесса. Признавая наличие замкнутых, циклически развивающихся и практически не взаимоизменяющих друг друга цивилизаций, концепция О. Шпенглера исключала из категориального аппарата исторической науки понятие исторического времени.
Исторический круговорот.
Общество в целом либо его отдельные сферы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, после чего начинаются новые циклы возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились еще в глубокой древности (Аристотель, Полибий и др)..Древние мыслители пытались выразить идею закономерности, повторяемости в истории - по аналогии с природными циклами смены времен года и т.д. В новое время эта идея оказалась близкой Н.Макиавелли, Ш. Фурье. Теории пытались объяснить общественную жизнь исходя из нее самой, ссылаясь на объективные, естественные процессы.
Волновое развитие.
Представитель-А. Тоффлер, автор книги «Третья волна», вышедшей в 1980 г. По его мнению, определяющим фактором развития общества является техника, она обусловливает тип общества и тип культуры, причем это влияние имеет волновой характер. Первая волна, аграрная, сменилась второй,индустриальной, воплощением которой было заводское производство. В 50-х годах XX в. США начала накрывать третья волна, постиндустриальная, когда «белые воротнички» стали численно превосходить «синие». Признаками этой волны являются распространение компьютеров, турбореактивная авиация и т.д., что в перспективе приведет к возникновению новых форм экономики, политики, сознания, семьи и т.д. На этой стадии развития общества будут преодолены централизация, гигантизм, массовость и стандартизация во всех сферах общества, порождающие угнетение, убожество и экологический кризис, характерные для индустриальной волны. Символы третьей волны - целостность и индивидуализированность, чистые технологии.
Ученые предпринимают попытки вычислить временную протяженность волн и циклов. Например, Л. Гумилев полагал, что длина каждой из фаз примерно 300 лет, полный же цикл равен 1500 годам; Питирим Сорокин выделял эпохи продолжительностью 600 лет; А. Чижевский связал социальные циклы с периодами наивысшей активности Солнца и выяснил, что они равны 11,1 года. Современные исследователи, продолжающие работать в этом направлении, делают выводы о существовании 80 - 90-летних и 600-летних циклов, которые накладываются друг на друга.
Говоря о типе цикличности, следует учесть, что это понятие - относительное, так как он зависит от масштаба, в котором рассматривается социальная система: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые, в больших - круговые и длинноволновые.
Ученые также отмечают, что «чисто циклическое» развитие в современных условиях невозможно, поскольку оно требует от страны или цивилизации полной замкнутости для сохранения традиционного общества, остановки развития производительных сил, что в условиях роста населения также ведет к экологическому кризису и социальной нестабильности. Кроме того, общество, завершая какой-либо цикл развития, как уже говорилось, не может вернуться в исходное состояние, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому циклическая модель исторического развития подвергается справедливой критике.