Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Циклическая модель истории




Циклическая модель исторического процесса возникла в древнеземледельческих цивилизациях, получив философскую интер­претацию в Древней. Греции и Риме (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики, Полибий). Идея цикличности применялась тогда основном к смене форм правления. После краха античного мира, в эпоху сред­невековья, циклическое моделирование истории отходит на второй план, сменяясь линейной моделью, но вновь оживает в среде мысли­телей Возрождения и их идейных преемников (Н. Макиавелли, Дж. Вико), а затем, по мере кризиса идеи прогресса, у Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Лишь немногим, как Августину и спустя полтора тысячелетия Тойнби (в поздний период его творчест­ва), удавалось добиться некоторого, пусть и непрочного, соединения этих двух взглядов на исторический процесс. Идеи циклического развития общества разделял и К.Н. Леонтьев; циклический характер носила и теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Идею цикличности раз­вивали также Парето (идея циркуляции элит), Михельс (железный закон олигархии), Кун (теория научных революций), Шумпетер (эко­номические кризисы) и др. Таким образом, концепция цикла имма­нентно присутствует во всех крупных философских, социологиче­ских и экономических теориях, стремящихся понять типологически сходные фазы развития социальных процессов и дать их сравнитель­ное описание (А.Н. Медушевский).

В циклической модели общественного развития периоды по­ступательного развития не отрицаются, а рассматриваются в более широком контексте - как фазы цикла, в котором на смену прогрес­сивному периоду приходят фазы застоя и упадка. Весь же путь раз­вития общества представляет собой совокупность различных по ве­личине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь уже не стрела, а круг.

Современные, ученые выделяют несколько типов цикличе­ских изменений - системно-функциональный, исторический, истори­ческий круговорот, волновое развитие.

Типы циклических изменений Содержание
Системно-функциональный. отражает со­циальные изменения в рамках одного качественного состояния. В системе может происходить неоднократное чередование подъемов и упадков, повторение одних и тех же фаз функционирования. В ре­зультате поддерживается относительно стабильное состояние обще­ства: воспроизводятся устойчивые формы деятельности людей, их традиционные роли в обществе, традиционные экономические отношения, политические, религиозные и иные общественные институты. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в первоначальное состояние - происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом сущест­вования и сохранения общества. И особенно наглядно это обнаружи­вается в обществах, относительно замкнутых по отношению, к внеш­нему миру. Типичным примером такого' развития является Китай, который сохранял почти неизменный облик на протяжении двух ты­сяч лет и только со второй половины XIX в. стал развиваться по ли­нейной модели
Исторический. Исторический цикл включает в себя процессы генезиса, рас­цвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет опреде­ленный срок жизни и по его истечении прекращает свое существова­ние. Такие циклы хорошо описаны в теории локальных культур Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби. Слабость теории состояла в трудностях объяснения, во-первых, того, что является системообразующим фак­тором цивилизации, и, во-вторых, каким образом осуществляется динамика цивилизационного процесса. Признавая наличие замкну­тых, циклически развивающихся и практически не взаимоизменяющих друг друга цивилизаций, концепция О. Шпенглера исключала из категориального аппарата исторической науки понятие историческо­го времени.
Исторический круговорот. Общество в целом ли­бо его отдельные сферы движутся по замкнутому кругу с постоян­ным возвращением вспять, после чего начинаются новые циклы воз­рождения и упадка. Такого рода взгляды сложились еще в глубокой древности (Аристотель, Полибий и др)..Древние мыслители пытались выразить идею закономерности, повторяемости в истории - по аналогии с природными циклами смены времен года и т.д. В новое время эта идея оказалась близкой Н.Макиавелли, Ш. Фурье. Теории пытались объяснить общественную жизнь исходя из нее самой, ссылаясь на объективные, естественные процессы.
Волновое развитие. Представитель-А. Тоффлер, автор книги «Тре­тья волна», вышедшей в 1980 г. По его мнению, определяющим фак­тором развития общества является техника, она обусловливает тип общества и тип культуры, причем это влияние имеет волновой ха­рактер. Первая волна, аграрная, сме­нилась второй,индустриальной, воплощением которой было заво­дское производство. В 50-х годах XX в. США начала накрывать тре­тья волна, постиндустриальная, когда «белые воротнички» стали численно превосходить «синие». Признаками этой волны являются распространение компьютеров, турбореактивная авиация и т.д., что в перспективе приведет к возникновению новых форм экономики, по­литики, сознания, семьи и т.д. На этой стадии развития общества бу­дут преодолены централизация, гигантизм, массовость и стандарти­зация во всех сферах общества, порождающие угнетение, убожество и экологический кризис, характерные для индустриальной волны. Символы третьей волны - целостность и индивидуализированность, чистые технологии. Ученые предпринимают попытки вычислить временную протяженность волн и циклов. Например, Л. Гумилев полагал, что длина каждой из фаз примерно 300 лет, пол­ный же цикл равен 1500 годам; Питирим Сорокин выделял эпохи продолжительностью 600 лет; А. Чижевский связал социальные цик­лы с периодами наивысшей активности Солнца и выяснил, что они равны 11,1 года. Современные исследователи, продолжающие рабо­тать в этом направлении, делают выводы о существовании 80 - 90-летних и 600-летних циклов, которые накладываются друг на друга.

Говоря о типе цикличности, следует учесть, что это понятие - относительное, так как он зависит от масштаба, в котором рассмат­ривается социальная система: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые, в больших - круговые и длинноволновые.

Ученые также отмечают, что «чисто циклическое» развитие в современных условиях невозможно, поскольку оно требует от стра­ны или цивилизации полной замкнутости для сохранения традици­онного общества, остановки развития производительных сил, что в условиях роста населения также ведет к экологическому кризису и социальной нестабильности. Кроме того, общество, завершая какой-либо цикл развития, как уже говорилось, не может вернуться в ис­ходное состояние, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. По­этому циклическая модель исторического развития подвергается справедливой критике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...