Древнекитайская философия.
Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках. Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой» или пра(пред)философии. Такими центрами признаны Древние Индия и Китай, Древний Египет, Древние Греция и Рим. Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI—I в. до н.э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам. В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фуси однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхе, рисунок, изображавший мир и его состояния. Основу рисунка составляли два начала: Ян, олицетворявший мужское, сильное и светлое начало, и Инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм и шестидесяти четырех гексаграмм, которые отражали бытие и его состояния. Состояния отражались графически в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от Ян (сплошные) и Инь (пунктирные) линий. Основные школы древнекитайской философии: Конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучали этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Яркий представитель: Конфуций.
Даосизм: вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель, который оставляет людей в покое. Представитель – Лао – Цзы. Школа легистов(законников): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Ли Куй, Шан Ян и др. Школа имен: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Мао-Гун. Школа моизмов(моизм): смысл учения заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны заботиться о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Фу Дунь и др. Таким образом, можно сказать, что созданная великой восточной цивилизацией, существующей от древности до наших дней, китайская филоософия характеризуется автономностью, самобытностью, традиционностью, высоким статусом философии в обществе, отношением к философии как к образу жизни. Свобода и ответственность личности. Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора. Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого" Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность вариативного осуществления целеполагающей деятельности, способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям прогрессивного развития общества. Ответственность обусловлена объективными требованиями действовать так и только так, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает ответственность, ответственность «сопровождает» свободу.
Динамика свободы и ответственности личности проявляется в мышлении, общении и деятельности. Свобода в мышлении содержит три важных момента: - познание объективных законов природы, общества и мышления; - принятие решения, выбор цели и средств, ведущих к ее достижению не в ущерб себе и обществу; - способность и возможность действовать самостоятельно по осуществлению своих интересов и потребностей, ответственно соотнося их с интересами общества. Ответственность личности имеет две стороны: - внешнюю, которая выражается в необходимости давать отчет за свои действия и поступки перед другими людьми, обществом и государством. При безответственной социальной активности личности возможно применение определенных общественных санкций: указания, принуждения, насилия и др.; - внутреннюю, проявляющуюся в развитом самоуправлении, чувстве долга, совести человека, выражающую его способность осуществлять контроль своих мыслей, поступков и действий. Совесть и честь выступают внутренним судьей, гарантом подлинной свободы и независимости личности. Проявление свободы и ответственности в общении выступает необходимым условием жизнедеятельности человека и представляет собой сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, стремление к сочувствию и пониманию другого человека, узнавание, установление отношений симпатии, доверия и уважения.
Русский космизм Космизм — одно из самых оригинальных, глубоких, эвристических и перспективных течений русской философской мысли. Оно объединило множество философов, ученых, художников, музыкантов и поэтов. Главные идеи космизма: · Тесная связь человека и космоса и их влияние друг на друга. · Постоянная восходящая эволюция, в которой человек не может · расцениваться как вершина развития жизни и разума. · Космическая природа человека и наличие в нем скрытых · беспредельных духовных сил. · Бессмертие духовной сущности человека. · Выход человека в космос и его разумное преображение. Космическую философию развивали ученые-философы: Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Иванович Чижевский. Они не были философами в чистом виде. Их заслуга в том, что они впервые поставили проблемы «Человек и Космос», «Человек и Вселенная» в повестку дня, показали их злободневность. Они попытались осмыслить многие человеческие проблемы во вселенском масштабе, что следует ожидать от будущего, на каком этапе развития находится человеческая цивилизация. К.Э. Циолковский видел будущее человечества в его распространении за пределы Земли. Он называл Землю колыбелью человечества. Его самое знаменитое высказывание: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». В. И. Вернадский выдвинул идею «ноосферы». Ноосфера – в переводе означает сферу разума. Вернадский воспользовался учениями других ученых о биосфере. Биосфера – особый тип природы, в котором идет взаимодействие живого и неживого. Живые организмы погибают и накапливаются в земной коре. Вот взаимодействие живой природы с омертвевшей природой, а через нее и с косной материей, дает нам биосферу. В. И. Вернадский считал, что высшим развитием биосферы является ноосфера, когда живая природа все больше управляется разумом человека. Этим термином он хотел подчеркнуть, что влияние разума на процессы, происходящие на поверхности Земли, необыкновенно усиливаются вплоть до того, что разум начинает господствовать и возникает ответственность разума перед живой природой и самим собой. Человек все больше осознает, что его деятельность кардинально меняет облик планеты. В XIX веке такой проблемы не существовало. В наше же время ситуация изменилась коренным образом. Вернадский и другие русские философы обратили на это внимание и в этом состоит их главная заслуга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|