Необходимость и случайность как категории детерминизма.
Это виды детерминационных связей. Связь необходимости и случайности относится к детерминации настоящего настоящим. Нет чистой случайности до существования необходимости, и наоборот. Необходимость – значит неизбежность, закономерность; то, что не может не произойти. А случайность – то, что может произойти, а может и не произойти. Существуют ли объективно необходимость и случайность? Древняя философия утверждала: необходимость существует, случайность не существует. Демокрит выразился ярче, у него субъективная трактовка случайности: «Случайности не существует. Случайность – показатель нашего незнания необходимости». По мере познания становится все меньше случайностей и все больше необходимости. Понятие необходимости всегда связывалось с закономерностью (напр., законы природы у древних греков). Право и мораль не являются необходимостью. «Ты должен это сделать» – говорим мы, предполагая, что человек не может этого не сделать. А понятие случайности не могли связать с закономерностью. Случайность воспринималась как отклонение от нормы, закона, правила. Как объяснить случайность непонятно. В античности Эпикур говорил о границах свободы, о спонтанном отклонении атомов от траектории. Он превратил случайность в необходимость, иначе невозможно было бы соединение атомов. Демокрит отрицал объективный характер случайности. Но с середины 19 века с развитием биологии, статической физики (теория Лапласа) поняли, что все это не могло возникнуть, если не признавать объективный характер случайности. С возникновением квантовой физики обнаружились процессы, обладающие самостоятельной реальностью. Т.е. случайность реально существует.
Необходимость и случайность взаимосвязаны. Но до сих пор есть точка рения, что они относятся к разным сферам действительности (существуют 100% необходимые явления и 100% случайные явления, не взаимодействующие между собой). В диалектике Гегеля (потом у Энгельса) – Н. и С. едины. Существует две модели связи необходимости и случайности: Есть много реальных возможностей (условия для них есть) и при данных условиях может реализоваться лишь одна из них. Процесс реализации какой-либо одной возможности – это случайностью Случайность есть пересечение двух необходимостей. Значит, случайность – часть первой и второй необходимостей. В34 Возможность и действительность. Вероятностное понимание мира. В. и Д. – эти понятия были введены Аристотелем для описания процесса, движения, перехода. Бытие возможности есть потенциальное, бытие действительности есть актуальное. Возможность – это потенция, способность действительности. Действительность – это реализованная возможность. Бытие представлено в виде действительности и возможности. Каждая действительность содержит массу возможностей. Возможность – это то, что будет действительностью, а изменение действительности обусловлено ее возможностями. Выделяют виды возможностей (критерии – наличие условий). Реальная возможность – та, условия реализации которой уже существуют. Абстрактная возможность – та, условия реализации которой еще не существуют. Это практическое различие хорошо видно на примерах развития Человеческое, социальное развитие есть новая действительность, которая возникает. Она воспринимается нами как реализация возможностей, но при этом в прежнем состоянии были и другие возможности, которые не могут реализоваться, т.к. условий для их реализации нет (формальные возможности). Процесс развития приобретает последовательный характер (реализуются одни возможности, но еще не реализуются другие).
Когда мы строим планы, то мы исходим из реальных и абстрактных возможностей. Мы должны стремиться к осуществлению реальных возможностей и создавать условия для реализации абстрактных. Категория невозможности имеет огромное значение. Лейбниц выдвинул тезис – «Все может быть!». Это сильно, но неправильно. Если все может быть, значит, может быть и то, чего быть не может. Возможно не все – глупо смотреть на любую экономику, которая решает любые вопросы. Это не значит, что определенный тип экономики содержит неограниченные возможности. Реализуются одни потребности, отметаются и не реализуются другие. У сытого, богатого отпадает потребность, гармонии, справедливости, познании. Англ. философ Уайтхел говорил: «любой закон содержит в себе запрет». Любое общее суждение говорит о том, что другого быть не может. Невозможность полезна, т.к. мы понимаем, почему процесс развития необратим. Какая-то реальность переходит на уровень невозможности и уже не возвращается в действительность. Возможность – форма бытия (это не «то, чего нет»). В35 Категории дух, душа, сознание в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания. ДУХ (с лат. spiritus букв.: «дуновение», «тончайший воздух») – в широком смысле понятие, выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно ценному. В узком смысле дух отождествляется с мышлением. В целом понятие духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа, открытого миру, совершенствующегося и свободного. Античное понимание духа космологично, безлично, рационалистично. Он вступает в виде Нуса – идеи идей, космической мысли мыслящей себя, перводвигателя, оформляющего хаотичную материю (Аристотель); в виде Логоса – осмысленного слова мира, закона, устанавливающего в нем порядок и гармонию (Гераклит). Для Платона дух есть наиболее возвышенная, разумная часть души, разлитая по всему телу. В то же время разум человека – часть мирового духа. Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин).
Христианская средневековая философия (Августин Блаженный) рассматривает духовное и телесное как начала двойственной природы человека. Главная способность человеческого духа – вера в Бога. Третья ипостась Божественной Троицы – Дух Святой – вездесущ, вечен, всемогущ, чудодейственен, обладает мощью животворения. Он пребывает в мистическом единении с церковью. К нему непосредственно обращена человеческая духовность и от него исходит вдохновение. Начиная с философии Нового времени нарастает тенденция к субъективизации, пониманию духа как всеобще-человеческого личностного начала. Эта линия явственно проступает в немецкой классической философии, начиная с учения Канта о трансцендентальном субъекте (абстрактном представлении, концентрирующем познават. способности человека). Представители нем. класс. идеализма подчеркивали активность духа, рассматривая его, прежде всего, с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух, по Гегелю, проходит стадии субъективного (личного) духа, объективного духа (право, мораль, нравственность) и абсолютного духа (искусство, религия, философия). С помощью философии дух преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материализм рассматривает дух как вторичное по отношению к материи. Материалисты 17–18 вв. (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений, общее чувство. Диалектический материализм же связывает его с процессом человеч. деятельности. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей. В философии жизни, интуитивизме, экзистенциализме распространяются воззрения на дух как явление иррациональное, определяющее неограниченную творческую силу личности, ее способность к свободной коммуникации (Бергсон, Бердяев, Шестов, Ясперс, Лосский и др.). Бердяев считал, что дух есть божественный элемент в человеке, проявляющийся в любви, доброте, сострадании и т.д. След-но, дух лежит не в объективности, а в субъективности. Поэтому о нем нельзя дать рационального понятия.
ДУША — исторически первый термин, употреблявшийся в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражались воззрения на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. На первых этапах развития философии ДУША рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеч. души открыта еще не была. Так, у Платона душа человека бестелесна, бессмертна и неуничтожима, содержит в себе три неравноценные части (разумную, волевую и вожделеющую). Разум человека соединяет его с космическим духом – миром идей. Задача души – подчинить себе телесность и постараться заслужить после смерти лучшую участь в новом теле. Платон развивает учение о мировой душе, которая связывает мир идей и мир вещей, правит ими, дает творческую жизненность макрокосму. Таким образом, макрокосм – мир – изображается в виде совершенного живого существа. По Платону, трехкомпонентное строение человеческой души соответствует структуре души макрокосма. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в мире идей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|