Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнегреческая философия. Натурфилософия




Античная (древнегреческая) философия создана греческими философами, жившими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья. Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философия древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием – «античная философия». Существует несколько периодизаций древнегреческой философии. Приведем одну из них:

1. Натуралистический период (досократики) или ранняя классика (7 - 5 в.в. до н.э.). Это Милетская школа – «физики», Гераклит Эфесский, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический период (средняя классика) – атомисты, софисты, Сократ (середина 5 – начало 6 вв. до н.э.);

3.Период большого синтеза (высокая классика) – Платон, Аристотель (5-4 в. до н.э.);

4. Римско-эллинистическая философия – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;

5. Религиозный период античной мысли – неоплатонизм (3 в. н.э.)

6.досократики

Натуралистический период (ранняя классика) представлен творчеством философов, искавших первоначало, породившее все сущее. Взгляды этих мыслителей отличаются ярко выраженным космоцентризмом, повышенным вниманием к проблеме объяснения явлений окружающего мира, гилозоизмом – одушевлением неживой природы, признанием существования богов. Метод философствования натуралистов – декларирование собственных взглядов.

Милетская школа существовала в 6 в. до н.э.Она получила свое название от города Милет в Малой Азии, где была основана. Представители этой школы выступали с материалистических позиций, занимались не только философией, но научными исследованиями. ФАЛЕС (640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых выдающихся греческих ученых и философов. Первоначалом («архе») всего сущего считал воду. Он представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде и считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, точно определил продолжительность года – 365 дней, Землю представлял центром Вселенной, сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса). АНАКСИМАНДР (610-540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, бесконечную, неизменную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Высказал догадку о происхождении человека от животных, о круговороте элементов в живой природе. АНАКСИМЕН (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Первопричиной всего сущего считал воздух, все вещи суть различные концентрации воздуха. Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544-483 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства и борьбы противоположностей, считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. Признавал круговорот веществ в природе, сформулировал принцип Логоса – мирового Разума – всеобъемлющего божества, движущей силой всех процессов считал борьбу: «война есть отец всем и мать всему». Был сторонником цикличности мировых событий.

ПИФАГОРЕЙЦЫ – сторонники и последователи ПИФАГОРА (580-500 гг. до н.э.), древнегреческого философа и математика. Пифагорейцы первопричиной, первоосновой всего сущего считали число. Все существующее и происходящее можно измерить числом и свести к числу. Число – средство познания мира, промежуточное между чувственным и разумным познанием. Единица – мельчайшая частица всего, семь – божество среди чисел. Мир – гармония противоположностей: четное - нечетное, светлое - темное, правое -левое, мужское - женское и т.п. Наука – средство очищения души.

ЭЛЕАТЫ – философы из древнегреческого полиса Элея на территории современной Италии. Наиболее известные представители – Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.). Создали учение о бытии. ПАРМЕНИД трансформировал космологию в онтологию – теорию бытия. Бытие есть единое в мире, оно не имеет прошедшего, вечно настоящее без начала и конца, неизменно и неподвижно, закончено и совершенно. Возникновение из него и превращение в него невозможно. Мыслить ничто невозможно, так как быть и мыслить – одно и то же. ЗЕНОН прославился своими доказательствами – апориями бесконечной делимости бытия и невозможностью мыслить движение. МЕЛИСС из Самоса добавил к характеристике бытия бестелесность.

ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ: ЭМПЕДОКЛ (484-421 гг. до н.э.) считалначалом вещей сочетание четырех элементов - воды, воздуха, земли и огня. Эти элементы неизменны, их объединяет любовь и разъединяет вражда. АНАКСАГОР из Клазомен (500-428 гг. до н.э.). Все рождается из соединения и разъединения гомеомерий, подобных частей, которые являются семенами бытия. Семян бесконечно много, их упорядочивание зависит от Нуса – ума.

Гуманистический период (Средняя классика).

АТОМИСТЫ – ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ (460-371 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считали атомы – неделимые мельчайшие тела. Атомы вечны, неизменны, отличаются друг от друга порядком, расположением. Атомы движутся в пустоте. Различаются три вида движения атомов – хаотичное, вихреобразное, испарения (запахи). Соединение атомов случайно. Космос не создается разумом, ум следует за Космосом. Атомисты придерживались материалистических позиций. Демокрита называют основоположником материалистической традиции в философии – «линия Демокрита».

В данный период происходит смещение оси философских исследований с космоса на человека, происходит философское открытие человека. До этого он считался рядовым элементом космоса.

7. Софисты и Сократ

СОФИСТЫ (5 – первая половина 4 вв. до н.э.) не столько философы- теоретики, сколько учителя философии, ораторского искусства, других видов знаний. Это представители древнегреческого просвещения. Различают старших софистов (Протагор и др.) и младших софистов (Гиппий и др.)В качестве критерия оценки всего существующего софисты выдвигали субъективное мнение человека. Согласно Протагору вне человеческого сознания ничего не существует, нет ничего раз и навсегда данного. «Человек – мера всех вещей». Истинное познание недостижимо, существует только мир мнения. Софистов характеризует неприятие традиций, использование логических уловок (софизмов).

СОКРАТ (470-399 гг. до н.э.) официально не принадлежал к софистам, но разделял некоторые их идеи. Сократ – учитель человечества, хотя и не оставил письменного наследия. Согласно Сократу, сущность человека – это его душа, мыслительная активность, нравственное поведение. Душа способна познавать, познание совершенствует человека, делает его добродетельным. Самое главное проявление души – самообладание, свободное господство над телом. Душа счастлива, если она добродетельна, таких людей предпочитают боги. Душа каждого человека «беременна» истиной, роды истинной мысли возможны на основе метода майевтики – через приведение собеседника в замешательство. Таким путем душа освобождается от иллюзии знания, и тогда истину можно найти в диалоге – путем доказательства в свободном споре. В единстве этих моментов – диалектика Сократа. Под влиянием идей Сократа сложились философские учения, т.н. «сократических школ»: А) Киники (от греч. слова «собака») обосновали идею свободы вне общества, отрицали практически все общественные нормы (Антисфен и др.). Б ) Киренаики - высшую цель жизни видели не в познании, а в наслаждении (Аристипп и др.). В) Мегарики считали сознание и мудрость высшим благом, проявлением жизненной энергии (Евбулид и др.). Г) Эгейско-эритрейская школа стремилась к оттачиванию логического искусства. Д) Диалоги Платона.

8.Платон

Период большого синтеза (Высокая классика).

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) - самый знаменитый ученик Сократа, оставил после себя обширное письменное наследие – диалоги, заложил основы идеалистической философии («линия Платона»), создал философскую школу в 387 г. до н.э., которая просуществовала до 529 г. н.э. в Византии. Платон создал учение о двух планах бытия – 1) феноменальном, постигаемом чувствами и 2) сверхчувственном, постигаемом интеллектом, умопостигаемая реальность. Сверхчувственный мир, гиперурания, состоит из идей, которые суть сущности вещей, их образцы. Мир – это материальное отображение идей. Идеи вечны, неразложимы, неизменны. Первоначало идей, вещей, всех свойств – Единое. На его основе мир идей иерархически организован – самая высокая идея – идея блага. Она – функция единого. Единому противостоит начало множественности (инаковости) – диада. Из соединения единого (целого) и диады вырастает тотальность всех идей Единое – принцип бытия, истины, ценности. Восхождение от идеи к идее – основа диалектики Платона. Демиург (бог) на основе идей создал физический космос. Мир – это видимый бог. Мир наделен душой – сущность, тождество, различие – ее принципы. Душа вечна и неизменна Человек получает ее при рождении, когда происходит вселение души в тело (метампсихоз). Душа способна к познанию — истина извлекается из глубины души припоминанием (анамнез) всего, виденного раннее. Ступени познания – мнение (знание чувственного мира) и знание (знание идей). Научный поиск, накопление знаний – способ очищения души от греха, цель тела – катарсис, стремление достигнуть высшего блага через познание как добродетель есть процесс уподобление божеству, и это важный моральный долг человека. К сверхчувственному миру человек может подняться силой Эроса – любви как жажды красоты, добра, блага, мудрости, счастья, бессмертия.

Особую роль в философии Платона играет у чение о государстве. Основная задача государства – создание справедливости, гармонии классов. Идеальное государство состоит из трех классов: 1) крестьян, ремесленников, купцов, 2) стражников, 3) мудрецов-просветителей. Основой политики государства должна быть философия. Первенство в государстве принадлежит закону при всех формах правления – монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и тилократии (власть военных). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии

9.Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, с 367 по 342 гг. до н.э. работал в академии Платона, с 347 по 335 гг. до н.э. работал в Пелле, столице Македонии, с 33 по 322 гг. до н.э. работал в собственной философской школе – Ликеe, упраздненной в 86 г. до н.э. Проблемы в этой школе обсуждали в ходе прогулок (перипатос), поэтому последователей Аристотеля называют также перипатетиками. Аристотель подверг критике Платона за разделение мира идей и вещей. Чистых идей не существует, есть только единичные и конкретно определенные вещи, неделимые (индивидуумы). Индивидуум - первая сущность, а их виды и роды – вторая сущность. По Аристотелю, субстанция (сущность) – композиция материи и форма. Материя ecть потенция, способная принять форму. Форма - актуализация этой способности. Их соединение – акт, достижение энтелехии (совершенства). Материя пассивна, форма активна. Высшая форма всего сущего – Бог, находящийся вне мира.

Бытие состоит из десяти высших разрядов, родов, которые Аристотель обозначил как категории: субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, положение (имение), состояние (покой). Кроме познания бытия, субстанции и сверхчувственной субстанции метафизика или первая философия исследует причины, первые и высшие начала Их четыре вида – формальная причина, материальная, действующая, финальная.

Движение – это переход из потенции в акт. Оно осуществляется в четырех видах: 1) возникновение – разрушение, изменение в субстанции, принятие формы, 2) превращение, изменение в качестве, альтерация, 3) возрастание – убывание – изменение в количестве, 4) перемещение – трансляция – изменение по месту. Движение существует благодаря вечному, неподвижному перводвигателю, который является и действующей и целевой причиной сущего.

Материя бесконечна как потенция, но не актуальна. Каждая вещь имеет свое место в пространстве, время – исчисление движения на «сначала» и «потом». Мир делится на подлунный, несовершенный, со всеми формами изменения и надлунный – совершенное круговое движение небесных тел. Кроме этого есть особая сущность – эфир, вечный и неизменный.

Человек наделен понимающей душой и способностью рационального познания Душа трехчастна, это субстанция, форма физического тела, энтелехия. Следует различать душу вегетативную, чувственную и рациональную. Понимание – способность познавать чистые формы, которые содержатся в ощущениях чувственной души и фантазии. Мышление – перевод форм как потенций в актуальное, через понятие рациональной душой. Согласно Аристотелю, этот перевод подчиняется логике, которую он впервые разработал как часть философии. Человек – это интеллект, он отличается от животных только разумом Высшая цель человека – счастье, стремление к благу, повышение активности своего разума Высшая добродетель человека – справедливость, рассудительность и мудрость, познание себя и реальности.

Люди имеют врожденную склонность жить вместе, в обществе Регулирующий механизм общества – государство. Оно должно опираться на конституцию. Возможны шесть типов государства – монархия, тирания, аристократия, олигархия, охлократия (власть толпы), демократия (демагогия) Наилучшая форма государства – полития – смесь олигархии и демократии. Рабство неизбежно в государстве.

Эпоха эллинизма представлена философскими школами, возникшими на территории Греции и тех государств, которые возникли после завоеваний Александра Македонского. Они отразили новые условия жизни древнего грека – космополитизм, расчет только на собственные силы, ассимиляцию элементов восточной культуры, крушение расистских предрассудков о варварах.

10.Эллинизм

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...