Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические приемы и средства изучения теоретического матеиала в курсе истории

1. Теоретический материал. Изучение нового материала не должно останавливаться только на создании ярких представлений. Уч-ль должен помочь шк-м осмыслить эти представления для выявления в главных фактах их внутренних существенных сторон, которые относятся к теоретическому материалу - это формир-е ист. понятий, усвоение причинно-следственных связей и закономерностей, формулирование оценочных суждений, выводов и др. Теоретич-й материал може быть представлен в учебниках и в изложении уч-ля в двух видах: 1) в виде открытой развернутой теории, когда понятия и их объяснения, связи, оценки, выводы правильно и полно там изложены и шк-к под рук. уч-ля должен их проанализировать и воспроизвести - это воспроизводящий уровень усвоения; 2) в виде теоретических сведений, которые скрыты в фактах, не изложены напрямую. Скрытая теория требует от шк-ка работы на преобразующем уровне, когда под рук. уч-ля он должен проанализировать факты, чтобы выявить и объяснить связи, сформулировать выводы, объяснить понятия. Довольно часто в учебниках отсутствуют выводы, не раскрываются особенности времени, места, признаки каждого этапа хода развития факта, не раскрываются причины и др. Для раскрытия теоретических сведений в учебниках, в изложении уч-ля, а затем и шк-в должны использоваться разнообразны приемы.

2. Приемы изучения теоретического мат-ла в курсе истории. 1) Объяснение – это приём монологического, целостного и аргументированного изложения в виде последующих умозаключений, каждое из кот. вытекает из анализа фактов. Применяется для раскрытия сущности, признаков ист. фактов, их значения, причин, следствий, закономерностей развития, оценочных суждений, осознания целей, мотивов и результатов деят-ти людей. Напр., объясняются причины феодальной раздробленности Руси, смысл и значение отмены креп-го права и др. В объяснение включают слова-разделители (во первых, во-вторых), союзы типа поэтому, потому что, в результате и т.п. В объяснении д.быть 2 компонента: мысль, кот-я объясняется и разъясняющие факты-аргументы, кот-е обосновывают, конкретизируют эту мысль. По структуре построения объяснение м.быть дедуктивным (мысль → факты-аргументы) и индуктивным (факты-аргументы → мысль). Данный приём эффективен при опоре на памятки, логическ. схемы, текстовые таблицы, карты, опорные конспекты. Памятка для шк-в, раскрывающая общую последовательность действий при объяснении, может включать такие звенья: Мысль, кот-я объясняется → аргумент, аргумент, аргумент или аргумент, аргумент, аргумент → мысль, кот-я объясняется Положительн. моменты объясненения: доступный, экономный и компактный приём, используемый во всех классах. Отрицательные – при объяснении зн-я даются в готовом виде. Злоупотребление объяснением ограничивает познават. самостоят. шк-в, не развивает в должной мере познават. способности, критичность мышлен., снижает интерес у хорошо успевающих шк-в.

Выделите в примере мысль, кот. объясняется и факты-аргументы, её объясняющие: «На всем своем огромном пространстве Россия была скреплена тонкой, рвущейся в непогоду сетью сухопутных и речных путей, город от города отстоял подчас на сотни верст, и тем не менее это была единая страна, которая жила как целостный государственный организм. Ее объединяло, во-первых, то, что большинство ее жителей были русскими и говорили на одном языке, и, во-вторых, то, что они поклонялись единому православному Богу. Другими связями, скреплявшими Россию как государство, были самодержавие и система чиновной службы, характерная для XVI–XVII вв.». Дедукция или индукция. использованы здесь?

2) Рассуждение – это приём монологического дедуктивного изложения, которое начинается и сопровождается постановкой вопросов и поиском ответов в форме размышления вслух путем сопоставления фактов. При рассуждении уч-ля шк-ки получают образцы анализа фактов, сопоставления разных точек зрения, доказательств, формулирования выводов, логики хода размышления. Активизируется внимание, мысль шк-в. Требует больше времени, чем объяснение. В учебниках нет рассуждения. Оно д. проводиться с опорой на памятки, документы, цифровые данные, карты, высказывания учёных. Наиболее эффективно при опоре на прич-следственные цепочки. Напр., рассуждение уч-ля, а затем шк-в о появлении неравенства у вост. славян - См. тетрадь для уч-ся, стр. 17, 35, 36. Или цепочка, раскрывающ. причины образов-я древнерус. городов: Улучшались орудия труда и способы трудовой деятельности ↔ Развивалось земледелие и связанное с ним ремесло ↔ Ремесло отделилось от сельского хозяйства ↔ Образовались древнерусские города. Памятка для шк-в, раскрывающая общую последовательность действий при рассуждении, может включать такие звенья: Основной вопрос → первый факт-аргумент → новый вопрос → следующий аргумент и т.д.

Выделите вопросы и аргументы: Курская битва, произошедшая летом 1943 г. между крупнейшими силами фашистских и советских войск, закончилась полной победой Красной армии. Эта битва считается переломной в ходе Великой Отечественной войны. Давайте поразмышляем: почему такое победное сражение между основными бронированными силами противников стало возможным только в 1943, а не в начале войны, например, не в 1941 или 1942 году? Ведь до сих пор некоторые западные историки говорят, что советским войскам помог случай, «посчастливилось». Так ли это? Вспомним, была ли наша страна и армия к 1941 году готова воевать с фашистами? Лучшие командиры из-за сталинской подозрительности и жестокости были к началу войны уничтожены. Не хватало не только танков и самолетов, но даже одна винтовка была на 2–3 бойцов. Немцы же к этому времени под руководством своих командиров захватили почти все европейские страны, у них был накоплен большой опыт ведения войны. Все европейские заводы работали на немецкую армию, выпуская первоклассные танки, самолеты и другое вооружение. Какие изменения произошли в нашей стране и армии к 1943 году? Во-первых, заводы, фабрики, вся страна к этому времени перешли на выпуск военной продукции. Фронт стал получать нужное количество первоклассной военной техники, вооружения. Танков, самолетов, автоматов стали делать даже больше, чем немцы. Во-вторых, к этому времени командиры накопили опыт планирования и ведения боев, появились такие талантливые полководцы как Г.К. Жуков, Н.Ф. Ватутин, И.С. Конев и др. Так, случай или конкретные объективные причины привели к победе наших войск в этом крупнейшем переломном сражении?

3) Проблемное излож-е – это приём рассуждения, кот. включает создание проблемной ситуации с противоречием и побуждение шк-в к поиску ответа. Применяется для того же, что и рассуждающее изложение. Не используется при недостатке времени, а также при изучении сложного матер., кот. содержит много фактов. Формирует критичность, логику мышления, умение доказывать, рассуждать, развивает речь. Проблема создается введением противоречив. факта, документа, противорич. взглядов. Различают проблемную ситуацию, проблемный вопрос, проблем. задачу. Проблемная ситуация – психич. состояние, затрагивающее эмоц-мотивац. и познават. сферы, проявляющееся в затруднении, кот. побуждает шк-ка к поиску новых энаний, способов деят-ти. Выделяют неск. типов пробл. ситуации: ситуац.неожиданости, неопределенности, конфликта, несоответствия предположениям и др. Проблемный вопрос – это вопросит. предложение, содержащее противоречие, требующее сравнения, размышления, рассуждения. Какой из вопросов репродукт-й и проблемный? 1) Когда кн.Ольга была причислена к лику святых, т.е. канонизирована церковью?; 2) Почему кн.Ольга, которая закапывала. живыми послов в землю, сжигала людей в бане, уничтожила вместе с жителями целый город - столицу древлян г. Искоростень, нарушала заповедь Христа не убий, имевшая и многие другие по современным меркам грехи, тем не менее причислена православной церковью к лику святых?

Проблем-я задача - это проблемный вопрос, кот. раскрывает цель деят-ти и содержит дополнительную вводную информацию, показывающую, в каких условиях должна выполнятся цель (задача – это цель, данная в определенных условиях). Определите, это проблемный вопрос или задача? «Первые Государственные Думы в России 1906-1917 гг. формировались в значительной мере по партийным спискам. Многие историки и политики считают, что партийный подход к формиров. органов власти и привел Россию к катаклизму 1917 г. Если это так, то почему сейчас Гос. Дума снова формируется на партийной основе? Неужели истор. опыт никого не научил тому, что партийные депутаты выражают интересы в первую очередь своих партий, а народом избранные - своих избирателей, т.е. народа? Или здесь кроется какая-то др. причина?» Существуют 3 вида проблемн. изучения мат-ла: проблемн. изучение на воспроизводящем уровне, когда уч-ль ставит проблему и сам находит ее решение путем рассуждения, а шк-ки воспроизводят готовый путь рассужд-я; поисковая (эвристическая) беседа, когда уч-ль ставит проблему, а поиск решения осуществляется совместно со шк-ми при помощи рассуждения; творческое обуч-е, когда шк-ки почти самостоятельно ставят проблему, находят пути ее решения. Учитывая уровень подготовки уч-ся спец.школы здесь млжно применять два первых вида. Пример 2-го вида: «Почему на севере русские земли охраняла пехота, вооруженная в основном топорами и копьями, а на южных рубежах преобладала конница, вооруженная саблями, луками, пиками?». В процессе припоминания знаний по наводящим вопросам уч-ля шк-ки подводятся к ответу: «На севере Русь воевала с тяжеловооруженной конницей европейских рыцарей, а на юге с конными кочевниками».

4) Доказательство – это приём, направленный на подбор аргументов, фактов для подтверждения истинности к-либо суждений, выводов. Активизирует познават. деят-ть, учит рассуждать, обосновыв. мысли. Характ-е ошибки в доказательстве шк-в: не усваивают последоват. действий, входящих в этот приём; в ответе отсутствует рассуждение; шк-к употребляет союзы «так как», «потому что» не к месту, когда нет прич-сл. связи. Эффективно при опоре на памятки, документы, высказывания ученых; цифровые данные. Памятка для шк-в, раскрывающая последовательность действий в доказательстве, может включать такие звенья:

Мысль, кот-ю надо даказать → рассуждение → довод, довод, довод или довод, довод, довод → мысль, кот-ю надо даказать

5) Обобщающая характ-ка – это приём подведения итога по изучаемому материалу, путём простого перечисления существенных признаков, причинно-следственных связей, истор. роли, значения важнейших историч. фактов, содержания понятий и закономерностей. Этот прием учит объединять в определенной последовательности основные признаки и факты, обобщать мат-л. Применяется после изучения сложного ист. факта для того, чтобы подчеркнуть его сущность, выделить главное. Выделяют три вида:

а) перечислительная обобщающая характеристика, которая в краткой форме в хронологической или логической последовательности перечисляет основные события, явления, характерные для изучаемого времени. «Итак, Древнерусское государство имело определенную территорию, единые законы, единое правление во главе с великим князем киевским, которому подчинялись бояре, местные князья, дружина. Князья собирали дань (налоги) с подвластного населения, выполняли роль судей. В Древнерусском государстве было много крупных городов - Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Ростов и др. Недаром Русь того времени иностранцы называли страной городов. В крупных городах жили удельные князья и бояре, кот-е активно занимались торговлей. Поэтому такие города строились на торговых речных путях».

б) аналитическая обобщающая хар-ка, кот-я объединяет одним суждением существен. признаки факта, кот-е подробно изучены.

Напр, изучив как проходила коллективизация, уч-ль обобщает 4 характер-х признака колхозного строя: все делалось по плану, кот. составляло вышестоящее начальство; выращенная продукция отбиралась в госуд-во; колхозники прикреплены к земле; нет пенсий, зарплат.;

в) оценочная обобщающая-я хар-ка, отражает суждения об ист. роли, значении изучаемых фактов, личностей. Эффективна при опоре на текстовые таблицы, схемы, опорные конспекты.

6) Сравнительная харак-ка (сравнение) – это приём нахождения сходства и отличия в нескольких объектах с последующим выводом. Эффективна при опоре на сравнительные таблицы; памятки, планы (план изучения события, личности и др.). Сравнивают только сопоставимые факты – материальные объекты (орудия труда, вооружение), формы государственной власти (в Киевской и Московской Руси), типы хозяйства (общее и частное хозяйство у восточных славян), крупные войны, восстания (крестьянские восстания под руков. Разина и Пугачева), исторические личности. Каждый вид хар-ки предполагает соответствующие вопросы и задания при организации познавательной работы шк-в, а также особые памятки для формулирования выводов.

7) Вывод - это основная мысль, которая формулируется после анализа, сравнения фактов. Выводы должны делаться в ходе обобщающей характеристики, объяснения, и рассуждения, беседы, сравнения. По своему характеру они делятся на 4 вида – Т. 118,119,120. Памятки, показывающие уч-мся какие действия надо выполнить, делая вывод, могут быть такими: Как сделать обобщающий вывод? 1. Вспомни самое главной из изученного материала: а) основные факты; б) причинно-следственные и др. связи; 3) значение этих фактов, их роль. 2. Установи: а) что объединяет эти факты - причины их возникновения, последствия, что в них общего; б) что в каждой группе фактов особенного, специфического. Как сделать оценочный вывод об ист. событии? Изучив событие, установи: 1) его причины; 2) характер; 3) основные этапы; 4) противоречия; 5) связь с другими событиями; 6) значение, последствия: а) для его участников; б) для последующего хода ист. развития.

8) Аналитическая беседа – это приём диалогической формы общения уч-ля со шк-ми, при кот. анализируется учеб. мат-л, формулируются новые теоретич. положения, делаются выводы. Она позволяет заметить проблемы и неточности в усвоении материала уч-мися, организовать работу по их устранению. Аналит. беседа обычно проводится в 3-х случ-х: 1) в ходе изучения нового мат-ла, когда он зачитывается по учебнику или излаг-ся уч-лем и при этом уч-ль попутно ставит перед уч-ся вопросы, требующие осмысления, разбора, оценки излагаемого. Напр, изложив суть реформы армии при Александре II, уч-ль ставит вопрос: «В чьих интересах была проведена эта реформа?»; 2) после изучения нов. мат-ла для его осмысл-я. Так, изучив отмену крепостн. права, уч-ль проводит беседу о её последствиях и значении; 3) как один из основных приемов разбора ист. документов, наглядности и проведения повтор.-обобщающих уроков. В беседе м.б. три вида вопросов - репродукт-е, продук-познават-е, проблемные. Больш. значение имеют 2 послед. вида.

Выделяют 7 осн. треб. к вопросам: 1) их доступность, точность и определенность. Нельзя ставить вопрос, требующий изложения целой темы, напр: «Что вы знаете о партизанской войне 1812 г.?»; 2) должны касаться существ-х сторон изучаемого мат-ла, напр, не надо спрашивать «Сколько гусар или казаков было в отряде Д. Давыдова?», но вопросы о роли крестьян в партизанском движении, о значении партиз. войны в разгроме войск Наполеона направят шк-в на анализ существ. сторон и оценку изучаемого; 3) вопрос должен ставить перед уч-ся только одну задачу, не должно быть сдвоенных и строенных вопросов; 4) не нужны вопросы подсказывающего хар-ра; 5) не надо ставить вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет», но иногда такие вопросы необходимы как очередное логическое звено в цепи беседы. Напр.: «Можно ли говорить об изменении в жизни крестьян после отмены креп. права?» - «Да» - «Что же изменилось?»; 6) каждый последующий вопрос д.быть связан с предыдущим и логически и хронологически. В логическом плане беседа должна соответ. правилу: «от общего к частям и снова к общему».; 7) соответствие вопросов индивид. возможност. шк-ка.тв-ть индивид.. р. ически и хронологически; 6и хронологически; 6) отмены креп. то ого. я

Шк-в надо специально учить рассмотренным приемам: учить объяснять, рассуждать, давать хар-ку, доказыв-ть, формулир-ть выводы, ставить вопросы к изуч. мат-лу (к тексту, иллюстрациям, устн. слову). Только тогда их учение будет не репродукт-воспроизводящим, а преобразующее-продуктивным. Обучение любому приему д. проходить в такой последов.: вначале уч-ль предлагает шк-м воспроизвести, повторить готовый образец приёма. Затем он организует анализ этого образца. В процессе анализа выделяются и фиксируются в виде схематических или текст-х памяток действия, входящие в этот приём. После этого шк-м предлагается, опираясь на эти памятки, выполнить этот прием вначале на том же материале, но поясняя каждое своё действие пунктами памятки, затем на сходном. Пояснения станут не нужны, когда уч-ль поймет, что шк-к может выполнять данный приём на разнородном мат-ле.

3. Средства, используемые для изучения теорет-го мат-ла – это стереотипный план, смысловой план, тезисный план, сравнительные, обобщающие и конкретизирующие таблицы, причинно-следстенные цепочки и учебные памятки. Стереотипный план - это средство перечисления общих существ. признаков, кот-е характерны для целого класса однородных фактов и требуют их анализа. К таким планам относится план изучен. ист. событий, личностей, государств, план анализа сюжетной или предметной картин и др. Такие планы дают шк-м определенный алгоритм для самостоят. анализа и оценки однородных ист. фактов. Смысловой план - это средство перечисления существ-х признаков, положений, относящихся к изучаемому факту. Эти признаки и св-ва выявляются при анализе текста под соответствующим углом зрения и затем записыв-ся в виде пунктов плана. Такой план составляется по тексту, в котор. есть теория, но она скрыта в фактах, не выделена. Уч-ль предлагает шк-м записать в тетради под темой урока заголовок «Причины» и по ходу анализа изучаемого матер-ла записывать их в виде плана-перечисления: 1-я, 2-я и т.д. Точно также они под руков. уч-ля анализируют и записывают последствия, значение изучам-го факта и т.п. Тезисный план - это средство отражения существен. сторон, признаков, причин и следствий единичных фактов. Наприм., тез. план «Реформы Избранной рады» во время начального периода правл-я ИванаГрозного: 1. Создание нового правительства, состоящего из 8 близких друзей царя - Избранной рады (совета). 2. Созыв в 1549 г. 1-го на Руси Земского собора - совещательного органа при царе, состоящего из бояр, духовен, дворян, знатных горожан. 3. Утверждение на Земск. соборе нового сборника законов - Судебник Ив. IV, кот. закреплял право на землю за землевлад-ми. 4. Созыв Церковного стоглавого собора- собрания высшего духовенства, который подтвердил главенство царской власти над церковной, утвердил единых святых, единые обряды. 5. Впервые в Русском государстве созданы по отраслям органы центр. управления - приказы.

Вначале уч-ль предлагает шк-м воспроизводить теорет-й мат-л с опорой на готовые планы, памятки, схемы, таблицы и др. Затем уч-ль специально организовывает анализ учеб. текстов, кот. содержат исходный мат-л для определения понятий, причин и следствий, выводов, и по ходу такого анализа учит шк-в заполнять таблицы, составлять планы и памятки. Подобная работа должна проводиться систематически, целенаправленно, для чего уч-ль заранее должен проанализировать изучаемый мат-л, выделив в нем факты и теорию, наметить, в какой теме, какой теорет-й мат-л, какими приемами и средствами будет отрабатываться, какие умения при этом будут формироваться у шк-в. Уч-лю надо разрабатывать необходимые памятки, планы, причинно-следственные цепочки и постоянно стимулировать шк-в применять их в учебной работе. Итак, хотя у\о шк-ки испытывают трудности в усвоении теорет-го мат-ла из-за его большей абстрактности, обобщенности по сравнению с конкретными фактами, его изучение имеет большоеобразовательно-развивающее, коррекционное значение. Шк-ки учатся анализировать, сравн-ть, рассужд-ть, обобщ-ть, делать выводы, конкретиз-ть их. Это все те мыслительные операции, которые важны выпускникам для социальной и трудовой адаптации в обществе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...