Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи Возрождения




Эпоха возрождения – культурный период развития западной и центральной Европы 14-16 вв.

"Возрождение"- связано с тем, что делается попытка возродить идеалы античного мира

Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. Тяготея к отрицанию Бога как главной творческой силы, философия растворяет Бога в природе,

Второй важной особенностью философии этою периода является ее антропоцентризм. Именно человек становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится и центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота.

Творчества –первостепенное достоинствочеловека.

Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частных интересов и индивидуализма.

Эстетическое, научное и моральное совершенствование человека- государство должно быть основано на высокой морали

 

Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона, Гоббса, Локка.

В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и использовании математики. Сложились два подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания -- эмпиризм и рационализм.

Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека

Джон Локк обосновалпроисхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей.

Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления.

 

 

Рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница

Рационализм отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания -- ощущениями, восприятиями, представлениями. Достоверное знание может быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Декарт использовал метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания -- с другой. Обособив ум человека от всего телесного, Декарт сформулировал концепцию двух субстанций: души и тела, атрибутами которых являются мышление и протяжение.

Спиноза выдвинул материалистическую идею единой субстанции -- протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

Учению Спинозы о единой субстанции Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций -- монад. Благодаря Лейбницу в философию проникла идея эволюции. Лейбниц предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде --Абсолюту, Богу.

 

Философия Просвещения. Французский материализм и его основные проблемы.

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко проявились во Франции. Идеи Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.

Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и из учения о человеке и обществе.

Поль Гольбах Все явления природы сводятся к различным формам движения материальных частиц. Во Вселенной все находится в движении. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга.

Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего. Всё изменяется, исчезает. Только целое остаётся.

На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания и опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения.

Была. впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

 

 

Классическая немецкая философия. Кант: теория познания. Антиномии Канта

Кант - немецкий философ и ученый

Существуют две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок.

Чувственность дает возможность познавать явления.

Рассудок дает возможность познавать мысленные представления.

Кант вводит термины: вещь для нас и вещь в себе. Разрабатывая свою теорию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни человека, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является.

Антиномия (противоречие в законе) - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых является в равной степени обоснованным. По Канту неизбежное противоречие рождается в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного,

приложимое только к миру вещей в себе, применяется к миру опыта,

где присутствует только приходящее, конечное.

Вот пример антиномии: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. - Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.»

Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения диалектических противоречий познавательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...