Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.




Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции Философская мысль в Германии конца XVIII - начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естествен­но-научных, философских, социально-политических идей и кон­цепций XVП-XVПI вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качес­твенно новый вклад в развитие новоевропейской рационалисти­ческой традиции. Ее выдающимися представителями были И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах. Для гносеологического рационализма XVII-XVIII вв. было ха­рактерно принижать роль чувственного познания, он исходил из абсолютной презумпции разума как единственного источника и критерия истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была рас­крыта диалектическая природа познавательного процесса. Родоначальником немецкой классической философии по пра­ву считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всестороннее осмыслил возможности и пределы знания, выя­вил всеобщие, субъективные предпосылки его конструирования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при ана­лизе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обос­нования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта в историю европейской гносеологии стал анализ механизмов поз­нания, на основе которого он вводит свой знаменитый принцип «трансцендентального единства апперцепции» («Критика чистого разума»). Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории гносеологии разработал представ­ление о родовой сущности субъекта, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира. Новым взглядом на проблему человека являлось гуманисти­ческое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в чис­ле первых европейских мыслителей, провозгласивших безотноси­тельную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание лич­ности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Это было «коперниканской революцией» в евро­пейской философии морали. Важным вкладом в историю европейской философии была идеалистическая концепция И. Фихте. Стараясь преодолеть гно­сеологический дуализм Канта, ограничившего научное познание идеей непознаваемой «вещи-в-себе», Фихте в качестве исходного принципа своей философской системы вводит понятие субъекта («Я»), которое отождествляется с деятельностью самосознания. Сознание у Фихте не дано, а задано, оно порождает себя. Пред- метно-деятельностное отношение человека к действительности выходит у Фихте на первый план. Все мироздание рассматривает­ся немецким мыслителем сквозь призму деятельности, каждая вещь воспроизводит своими сущностными характеристиками принцип ее конструирования. Поэтому подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир. Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию актуальной и по сей день концеп­ции правового государства («Метафизика права» И. Канта, «Фи­лософия свободы» И. Фихте, «Философия права» Г. Гегеля). Дос­тижение всеобщего правового состояния они рассматривали как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопоряд­ка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рацио­нально организованный общественный строй. Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и метод познания мира, считается важнейшим достижением не­мецкой классической философии. В учении Канта диалектика еще выполняет критическую функцию. Она выступает как сред­ство разоблачения иллюзий разума, желающего достигнуть цель­ного и абсолютного знания. В философских построениях Фихте и Шеллинга диалектика постепенно приобретает позитивные чер­ты. В наукоучении Фихте сформулировал основную идею диалек­тического метода - идею противоречия. Шеллинг выдвигает на первый план принцип историзма в познании («Система трансцен­дентального идеализма»). Он выстраивает иерархию философ­ских категорий, которая совпадает с историческим развитием че­ловеческого мышления. Однако подлинной вершиной классической диалектики яви­лось учение Г. Гегеля. Впервые в истории философской традиции вся область действительности была представлена в беспрерывном движении, изменении и развитии («Наука логики», «Феномено­логия духа»). В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного ка­чественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалекти­ка, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой ис­торического процесса. Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопоз­нание разума, который постигает в мире свое собственное содер­жание. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской филосо­фии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности. Оппозицией идеалистическому направлению немецкой клас­сической философии было материалистическое учение Л. Фей­ербаха. Важнейшая тема его философских сочинений - критика гегелевской философии религии, которая перерастала у него в критику идеализма, отождествлявшего бытие и мышление. Исто­рическая заслуга Л. Фейербаха заключалась в том, что он ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно кото­рому человека следует рассматривать как единственный, универ­сальный и высший предмет философии. Однако антропологичес­кий материализм Л. Фейербаха имел односторонний, метафизи­ческий характер. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сво­дил к понятию рода и межличностному общению, в силу чего Л. Фейербаху не удалось удовлетворительно объяснить особен­ности общественной жизни людей.

14.Истоки и основные черты философии К. Маркса. Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, по-средством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема–это проблема общества, общественного. Маркс выдвигает целый блок новых проблем. Центр философии Нового времени–субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум(ми-ровой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты. Фило-софия Н.В. по преимуществу рационалистична. Общественный труд–солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капита-лизме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека. Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственно-сти, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фунда-ментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить. Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного. Профессиональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был очень интересным человеком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен, полиглот, говорил и писал на 20 языках).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...