Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос. 1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. 2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства. 3. Условия и требования проведения опроса: проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; оптимальное количество членов группы 10-15 человек; все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения; содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому. Процедура опроса. а) Подготовительный этап: определение проблемы, выбор объекта; формулировка социометрических критериев; разработка бланка социометрического опроса; б) Основной этап: установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы; проведение социометрического опроса; построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов; в) Завершающий этап: анализ результатов опроса; формулировка выводов; разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе. Социометрический критерий (СК). СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Вариант опросного листа Уважаемый студент! В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется. ФИО (№ по списку группы):_______________________________________ Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав: _________________________________________________________________ а кого бы не включили: __________________________________________________________________ 2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку: __________________________________________________________________ а с кем бы не хотели: __________________________________________________________________ 6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”. Вариант
7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок. Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного. В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».
односторонний положительный выбор; взаимный положительный выбор; односторонний отрицательный выбор; взаимный отрицательный выбор;
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят: а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых. В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”: б) индекс потребности в общении () – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых. В качестве примера определим члена коллектива “А”: в) индекс психологической совместимости():
где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых. К групповым индексам относят: а) индекс психологической сплоченности группы () – определяет степень ее группового единства: где сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых. б) индекс психологической разобщенности группы () – определяется как степень групповой разобщенности. где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе. На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что: Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы). Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности. Формирование команды Команда — это рабочая группа, участники которой связаны отношениями разделения и кооперации труда для достижения конкретной цели. Команда — формальная группа, в которой в отличие от коллектива неформальные связи могут быть не упрочены. Особенности команды: — в отличие от малой группы состоит из профессионалов;
— в первую очередь направлена на действие, а не на общение; — акценты лидерства и управления смещены в деловую, а не в эмоциональную сферу. Технология конструирования команды (team building)(англ.: team – команда, бригада; building – строительство): — с «нуля»: с привлечением отдельных работников и всей команды; — реорганизация: с увольнением отдельных и привлечением новых работников. В первом случае работников подбирают применительно к «набору» функций, во втором — перераспределяют функции между работниками. Показателями, свидетельствующими, что менеджеру необходимо включиться в процесс формирования команды, являются: неограниченное господство лидера, жесткие групповые нормы и процедуры, воюющие подгруппы, отсутствие творческого подхода к решению производственных задач, неравное участие и неэффективное использование групповых ресурсов, стремление избежать разногласий и потенциальных конфликтов. Подходы к формированию команды: — целеполагающий: формирование команды для решения общей или новой цели; — межличностный: формирование атмосферы группового доверия; — ролевой: перераспределение функций между работниками; — проблемный: решение возникшей проблемы в кратчайший срок методом ролевой игры или мозгового штурма. Процедура формирования команды: — сбор менеджером данных; — диагностика групповых проблем; — ролевое планирование; — доведение до каждого работника конкретного набора целей и функций; — уточнение взаимосвязей между людьми (организация взаимодействия); — мониторинг, то есть оценка результатов и уточнение (формулирование) индикаторов. К основным признакам правильно сформированной команды относятся: — относительное постоянство состава; — рациональная структура подразделений организации и категорий персонала (по профессиям, уровню подготовки); — максимальное использование фонда рабочего времени, основных фондов, материальных ресурсов; — материальная и моральная заинтересованность каждого работника в достижении общих целей предприятия; — отсутствие (минимизация) правонарушений, конфликтных ситуаций; — наличие элементов самоуправления: активности, самостоятельности, солидарности. Показатели уровня развития команды: осознание командных целей, коллективизм, согласование позиций, терпимость к чужому мнению, коллегиальность в работе, поддержка, вовлеченность в работу, чувство гордости, чувство удовлетворения. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующая весь цикл жизнедеятельности команды (группы). При этом команда определяется ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, постоянным составом.
Основные характеристики команды: цели и задачи, система норм (стандартов) поведения, структура, уровень групповой сплоченности, уровень группового напряжения (несовпадения интересов и ожиданий участников).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|