Русские первооткрыватели и путешественники
Глава № 8 Лекция № 36 Культура России в XIX веке Первая половина XIX века Образование и наука В самом начале XIX века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 году реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе училища. Приходские училища создавались и в сельской местности, в них принимались дети разных сословий. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения. В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе и А.С. Пушкин), Большое внимание правительство Александра I уделяло развитию высшего образования. Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819). При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для представителей «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. В уездные трехклассные училища принимали детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источниками «неблагонадежности». В 1835 году университеты были лишены статуса внутренней автономии.
Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 году была открыта Императорская военная академия, в 1855 году - Артиллерийская и Инженерная академии. Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в специалистах технических специальностей. В первой половине XIX века увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 1830-х годов в Петербурге были открыты Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный институт. В Москве была открыта Коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище. Совершенствованию системы образования во многом способствовало и развитие отечественной науки.
Научные открытия
Русские первооткрыватели и путешественники
Художественная культура «Золотой век» русской литературы В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «золотой век». Она подняла важнейшие общественные проблемы, одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы. Важной особенностью развития литературы и искусства этого времени была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX века оставался классицизм. Его последователи подражали классическому античному искусству. Однако русский классицизм имел свои особенности. Если во второй половине XVIII века, он был более связан с идеями Просвещения народа, то под влиянием наполеоновских войн в основу произведений классицизма были заложены идеи служения государю и Отечеству.
Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную (московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым –единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского». Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявился в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох. Одним из ведущих направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX века стал романтизм. Романтизм – это течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения: баллады «Людмила», и «Светлана» стали образцами стиля новой литературы. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В начале своего творчества романтические произведения создали великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX века, и именно они наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 3—40-х гг. выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) – историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др. а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».
В 20-50-х гг. получает широкое распространение другое новое направление – реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений требующий перемен. Основателем «натуральной школы» (критического реализма») явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами: «Мертвые души», «Ревизор», и др. начало «гоголевскому периоду» русской литературы 30-40-х гг. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - отмечал позже Ф.М. Достоевский. Реалистичный мир русского купечества показал читателю в первой своей драме «Свои люди – сочтемся» Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный опыт, связанный с бытом и нравами русского купечества. В 40-50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов. Литературный событием стал выход в свет «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с симпатией и добротой. Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени… не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права». Первая половина XIX века стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века. Театр В русском театре смена художественных направлений происходила также быстро, как и в литературе. В начале XIX века на сцене русских театров господствовал классицизм с присущи ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью. В 20-30 гг. появляется романтическая школа с характерным для нее внутренним переживанием героев. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь). Его игра отличалась бурной эмоциональностью, а его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость. В 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить весь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы. Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени. Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером. Музыка Музыка больше, чем другие виды искусства испытала на себе влияние героического 1812 го. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин». Вся первая половина XIX века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы звучали в музыкальных произведениях А.Е. Варламова, А.А. Алябъева, А.Л. Гурилева. Романтическое направление в музыкальном искусстве принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, - говорил он, а мы, художники, только ее аранжируем». Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа. Развитие национальной темы в музыке продолжил другой русский композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский. Его главное произведение – опера «Русалка» - ознаменовало рождение нового жанра русской оперы – народно-бытовой психологической драмы. Живопись В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей. Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ – «Последний день Помпеи» - он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах: «Автопортрете», «Всаднице» и др.
Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А.С. Пушкина и А.Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит и тем, что стал автором второго прижизненного портрета А.С. Пушкина.
Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения. Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему.
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы: «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», в которых виден драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.
Рождение популярного в XIX веке бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».
В жанре морского пейзажа работал И.К. Айвазовский. Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал», являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.
Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.
Архитектура В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы. Начало XIX века было временем быстрой застройки столиц Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве - Театральная. Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге, Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор, положивший начало ансамблю Невского проспекта.
В стиле ампир работал и Карл Иванович Росси, создавший здание Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.
В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др
Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Слободский дворец, Екатерининский институт, Московский университет. С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространятся «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне – Ленинградский) вокзал и др.
Крупнейшим православным храмом Петербурга был Исаакиевский собор, построенный в 1818-1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферана, пол личным контролем императора Николая I.
Скульптура Развитие скульптуры было тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично вписанных в архитектурные ансамбли было создано скульпторами Иваном Петровичем Витали: бюст Пушкина, ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора и Петром Карловичем Клодтом: «Укротитель коней» на Аничковом мосту. В Петербурге, конный памятник Николаю I установленный на площади перед Исаакиевским собором.
В 1804 году Иван Петрович Мартос создает памятник Минину и Пожарскому.
Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Он был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Первая половина XIX века вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей. Вторая половина XIX века Образование Первые два десятилетия после отмены крепостного права прошли под знаком осознания обществом и государством необходимости широкого просвещения народа. Реформа в области образования, проведенная в 1864 году расширяла в России сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1) земские школы, создававшиеся силами земств 2) церковные школы 3) народные училища Министерства народного просвещения Средние учебные заведения по реформе разделялись на два типа: -классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла, выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты; -реальные училища - отличались от гимназий большим вниманием к естественным наукам: математике, физике, химии, реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским школам, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, в также многие сельские районы. Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, спустя четверть века число гимназий выросло в 3 раза, К началу 90-х гг. было открыто около 300 женских гимназий. Были успехи и в высшем образовании. Открылись новые университеты в Томске и Одессе. В 1863 году вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Действовали специальные высшие учебные заведения – Медико-хирургическая академия, Технологический, горный, путей сообщения, Электротехнический университеты, Петровская сельскохозяйственная академия. Происходило становление высшего женского образования. К концу XIX века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Однако в целом уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи населения в 1897 г. средний уровень грамотности населения страны составлял 21,1%. Высшее образование имели немногим более 1% населения, среднее 4%.
Научные открытия
Отечественная наука второй половины XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей. Литература Основным художественным направлением второй половины XIX века стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примером критической литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях сатирика: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлева», «Помпадуры и помпадурши». Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ник купцам, ни к нарождающейся буржуазии. Произведения Федора Михайловича Достоевского: «Бедные люди», Преступление и наказание», «Братья Карамзины», «Идиот», «Униженные и оскорбленные» раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны появляется ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к преступлени<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|