Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие сведения о состоянии преступности




Прогнозируемые показатели:

- уровень преступности, ед. на 100 тыс. жителей;

- количество зарегистрированных преступлений, ед.;

- количество зарегистрированных особо тяжких преступлений, ед.;

- количество зарегистрированных тяжких преступлений, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений средней тяжести, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений небольшой тяжести, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений экономической направленности, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений террористического характера, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых или имитирующих их устройств, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных группой лиц, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, ед.;

- количество зарегистрированных преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом, ед.

 

Количество зарегистрированных преступлений

Прогноз количества зарегистрированных преступлений на 2015–2019 гг. получен с помощью модели ARIMA с параметрами: p=0, d=1, q=3. В качестве исходной информации использованы годовые отчетные данные за 2000–2014 гг. Средняя ошибка аппроксимации модели составляет 10,1% при допустимом значении 12%. Данный результат свидетельствует об адекватности построенной модели и достаточно высокой точности полученного прогноза.

Уровень преступности

Прогноз уровня преступности получен на основе прогнозных значений количества зарегистрированных преступлений и среднегодовой численности населения Санкт-Петербурга на период с 2015 по 2019 г. исходя из расчетной формулы данного показателя.

Прогнозирование среднегодовой численности населения осуществлялось с использованием моделирующего комплекса АИК «Прогноз СПб», входящего в состав Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Прогноз получен на основе метода передвижки возрастов с учетом заданного сценария динамики коэффициентов рождаемости, смертности и миграционного прироста на период с 2015 по 2019 г. 

Рис. 3. Среднегодовая численность населения Санкт-Петербурга

 

Сценарные условия

 

Отчет

Прогноз по годам

  2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. 4849,18 4881,87 4909,68 4937,37 4962,06 4986,10 5008,73

 

 

Рис. 4. Графическое представление прогноза

 

Результаты прогнозирования

 

Отчетные
значения
по годам

Прогнозные значения по годам

  2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Уровень преступности, ед. на 100 тыс. жителей 1409 1218 1211 1237 1242 1205 1168

 

Согласно прогнозу, в 2015– 2019 гг. динамика уровня преступности в Санкт-Петербурге будет переменчивой. В 2015 г. уровень преступности не изменится статистически значимо. В 2016–2017 гг. будет наблюдаться небольшой рост уровня преступности (возможно, за счет снижения активности ОВД по выявлению лиц, совершивших преступления, снижения раскрываемости преступлений, а также негативных тенденций по таким социально опасным видам преступлений, как преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и др.). Однако уже в 2018 г. снижение продолжится и достигнет 1168 преступлений на 100 тыс. жителей Санкт-Петербурга к 2019 г.

 

 

ВОПРОС 3. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства.

Целью планирования является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения её характера и структуры в планируемый период[6].

Планы, основанные на прогнозах преступности, позволят определить, какие проблемы должны быть решены в первую очередь и в какой последовательности. Не менее существенно и то, что в таких планах мероприятия, намеченные к исполнению, логически связаны между собой таким образом, что любое из них, будучи составным элементом более общей проблемы, в свою очередь распадается на составные элементы. И наконец, план содержит в себе не только предвидение определённых результатов, но и является организующей, мобилизующей силой, которая побуждает добиваться намеченной цели. Планирование вносит организующее начало в деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Очевидно, что на основе долгосрочных прогнозов (и прогнозов на средние сроки) должны составляться перспективные планы предупреждения преступности, а на основе краткосрочных прогнозов - текущие планы, которые охватывают относительно короткие периоды времени. Перспективное планирование определяет главные направления в работе, выбор основных путей и средств достижения поставленных целей, действенную систему контроля. Текущее планирование призвано решать проблемы, возникающие в связи с изменением состояния и структуры преступности, в ходе осуществления предупредительной деятельности, например, правоохранительных органов.

Возможна классификация планов и по другим критериям. Например, по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По составу и роли исполнителей: комплексно-территориальные, комплексно- отраслевые, отраслевые (ведомственные).

- Планы работы, в том числе в их подразделениях,- на полугодие;

- Планы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении общественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий; взаимодействия органов внутренних дел оспредельных районов и органов внутренних дел на транспорте по раскрытию преступлений, розыску и задержанию преступников; выполнения решений органов местного самоуправления- по мере необходимости;

- Планы оперативно-розыскных мероприятий - по мере необходимости;

- Планы в главных управлениях, управлениях МВД России, образовательных и научно-иследовательских учреждениях МВД России тематические планы занятий с сотрудниками органов внутренних дел в системе профессиональной подготовки разрабатываются на год[7].

Научно обоснованное стратегическое планирование занимает важное место в сфере правоохранительной деятельности государства и общества. Оно призвано обеспечить своевременную и качественную разработку параметров прогноза и показателей развития преступности как на долгосрочную, так и на ближайшую перспективы. Основное назначение стратегического планирования в органах внутренних дел состоит в определении узловых проблем социального управления и деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью, выявления приоритетных направлений обеспечения правопорядка, прав и свобод личности, общественных и государственных интересов.

Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления. Оно предусматривает процесс реализации стратегического плана, стратегический контроль и выявление проблемных ситуаций.

Научное предвидение дает возможность определить прообраз того, какой система органов внутренних дел хочет быть в определенный период времени. Создание этой модели обеспечивается рядом конкретных шагов и мер, предпринимаемых руководством МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации. Поэтому при стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выявлению возможностей, опасностей и угроз, исходящих из внешнего окружения и внутренней среды, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Видение долгосрочной перспективы - очень важная составляющая стратегического планирования. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики, тенденций и состояния окружения на много лет вперед. При стратегическом планировании взгляд как бы осуществляется из будущего в настоящее, определяются действия организации в настоящее время, и эти действия обеспечивают ей определенное будущее.

Объектом стратегического планирования является не преступность, а органы внутренних дел в целом, их структурные звенья, которые, намечая перспективные цели усиления борьбы с преступностью, должны выявлять, прослеживать и учитывать связи и отношения преступности с другими сторонами социальной жизни. Это условие выработки оптимальной стратегии борьбы с преступностью. Предмет стратегического планирования - оперативно-служебная, управленческая деятельность органов внутренних дел, деятельность по формированию, реформированию управляемой и управляющей подсистем, обеспечению динамического равновесия внутренних процессов и их упорядочению путем создания соответствующих структур и регулирования происходящих в них процессов с позиций их будущего состояния в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Содержание стратегического планирования раскрывается через его процедуры, включающие: прогнозирование и анализ; программирование и проектирование. Перечисленные процедуры свойственны и другим видам планирования. Но при стратегическом планировании они осуществляются на всех его этапах, на всех уровнях системы, применительно к ее отдельным звеньям, структурным элементам и видам деятельности[8].

Значение стратегического планирования предупреждения преступности в органах внутренних дел РФ определяется тем, что это сердцевина, стержень научного управления. Оно выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод управления. Планирование упорядочивает профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения (блокирования, нейтрализации, уменьшения силы действия) причин и условий преступности. Планирование позволяет учитывать в работе не только нынешнее состояние системы, но и ее тенденции и тесным образом связано с криминологическим прогнозированием.

Предпосылки, определяющие собой необходимость и возможность применения программно-целевого подхода в планировании предупреждения преступлений, выявляются при изучении системы субъектов профилактики, методов профилактической деятельности, характера объектов воздействия. По характеру деятельности программно-целевой подход представляет собой систему методик и приемов определения целей профилактики на основе анализа потребностей в ней, перевода их в строго определенную форму, подбора перечня необходимых работ, обеспечения их необходимыми материальными, финансовыми, информационными и кадровыми ресурсами, составления программирующих решений. Место программно-целевого подхода в профилактическом планировании определяется следующими обстоятельствами: он имеет общие черты со всеми остальными методами планирования и вместе с тем обладает специфическими признаками; применяется там, где остальные методы планирования не дают должного эффекта; организационно связывается с планированием профилактики в целом; результаты выполнения и программ, и планов в конечном счете сливаются воедино.

Стратегическое планирование в органах внутренних дел позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с преступлениями и правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам и т.д. Планирование - это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами[9].

Помимо криминологического прогнозирования и планирования, существует еще один этап общего криминологического исследования – криминологическое программирование.

 Программирование - это научно сформулированная постановка основных задач общества в области борьбы с преступностью, в частности и главным образом перед органами, осуществляющими борьбу с преступностью.

Программа позволяет участникам её реализации чётко представить свою роль и оценить точки взаимодействия с другими исполнителями программных мероприятий.

Известные в настоящее время программы можно разделить на общесоциальные и специальные.

Общесоциальные программы по предупреждению преступности предусматривают осуществление мероприятий, которые косвенным образом влияют на состояние и структуру преступности, и противоправное поведение граждан. Однако это влияние весьма значительно. В свою очередь общесоциальные программы также можно подразделить. Некоторые из них, например, Федеральные целевые программы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга на 2014-2015 гг», «Содействия занятости населения Российской Федерации на 2013-2014 гг», имеют, условно говоря, «общий характер». Другие же, например, Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2013-2014 гг)» рассчитаны на действие в отношении определённой категории граждан.

Специальные программы по предупреждению преступности предусматривают мероприятия, непосредственно направленных на предупреждение преступлений. Эти программы также как и общесоциальные неоднородны. Среди них, прежде всего, следует отметить Федеральную целевую программу «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на 2013-2017 годы». Наличие в структуре Программ разделов о профилактике правонарушений даёт возможность: предотвратить нарушение приоритетности предупредительных мероприятий в отношении наиболее общественно опасных преступных посягательств; не допустить использование не по назначению сил и средств, выделенных на профилактику; обеспечить постоянное выполнение профилактических мероприятий в соответствии с Программами и осуществить контроль за их реализацией и т.д.

С учётом основных направлений и требований Федеральных программ принимаются региональные, которые нацеливают на максимальное использование местных потенциальных возможностей для укрепления законности и правопорядка, защиты законных интересов граждан и государства от преступных и иных противоправных проявлений. Региональные программы, как правило, учитывают специфические особенности «местной» преступности и ориентируются на неё[10].

Среди специальных программ есть и такие, которые рассчитаны на воздействие в отношении определённой категории граждан. Например, Федеральные целевые программы «Содействие трудовой занятости осуждённых к наказанию в виде лишения свободы на период до 2020 года», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2013-2015 годы. Разработка таких Программ важна в предупреждении преступлений, так как учёт особенностей этих граждан позволяет более детально определить и профилактические мероприятия в отношении них.

В заключении следует сказать, что через различные программы государство и общество выполняет свою обязанность по предупреждению преступности.

Стратегическое проектирование - заключительная процедура криминологического исследования. Его назначение состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты (альтернативы) развития соответствующих объектов управления, что дает возможность выбрать оптимальный из них. Чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система прогнозов[11].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преступность является преимущественно стихийным социальным процессом, детерминированным прошлым и настоящим состоянием социальной системы. Непрерывность и стихийность детерминации преступности порождают наибольшие трудности в вытеснении её из жизни общества. В то же время преступность – относительно самостоятельное социальное явление, обладающее определённой устойчивостью качественных и количественных характеристик и подчиняющееся статистическим закономерностям. Выявление и объяснение этих закономерностей составляет главную задачу криминологических исследований. Практически значимым результатом их реализации является прогнозирование и планирование предупредительных мер, позволяющих воздействовать на механизм детерминации преступности с целью его разрушения, нейтрализации, блокировки, а значит в целом борьбы с преступностью.

Преступность – это сложное, многогранное, изменчивое явление, поэтому может возникнуть впечатление, что она в силу этого не может быть объектом научного познания либо такое познание потребует слишком много усилий и времени и не даст достоверных результатов. Однако потребности борьбы с преступностью и ее предупреждения обуславливают необходимость изучения этого явления во всех его проявлениях, а также его генезиса и эффективности основных способов предупреждения.

В последние годы происходит и интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и признаков лиц, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения, методик прогнозирования и планирования борьбы с престпностью (М.Ю. Антонян, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, М.М. Коченов, В.В. Гульдан, Е.Г. Самовичев, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.)

Благодаря этим исследованиям в настоящее время имеется возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и достоверные данные о природе, мотивах и причинах совершения тяжких насильственных преступлений против личности и других правонарушений.

Вместе с тем следует отметить, что на пути дальнейшего развития криминологии, более полного и эффективного ее использования в борьбе с преступностью остается еще много резервов и возможностей.

Современный период перехода страны на рельсы рыночной экономики, сопровождающийся развалом экономики, политическими и социальными конфликтами, и, как следствие, – ростом преступности, с одной стороны, осложняет изучение преступности, а с другой – объективно обязывает ученых совместно с практиками и специалистами смежных наук начать новый виток ее исследования

 

 


[1] Криминология: учебное пособие. / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд. – М.: Проспект, 2012.

 

[2] Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012.

 

[3] Криминология. Особенная часть: курс лекций. / ред. В.Д. Малков. – М.: Акад. упр. МВД России, 2010.

 

[4] Криминология, Г.А. Насимов, А.В. Симоненко, С.А. Солодовников, учебное пособие ВУЗ, 2010.

 

[5] Криминология: учебник для вузов /ред. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.

 

[6] Субъекты криминологического планирования в современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД России. – 2011. – № 1(14).

 

[7] Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013.

 

[8] Криминология: учебник / сост. Г.А. Аванесов.6-е изд. М. ЮНИТИ. 2013.

 

[9] Криминология: учебник для вузов / ред. В.Д. Малков – 4-е изд.М. 2011.

 

[10] Криминология, В.И. Гладких, П.В. Федотов, Р.Н. Шумов, курс лекций ВУЗ: Эксмо, 2010.

 

[11] Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2011.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...