Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.
Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации Восприятие одного человека другим (представителями разных культур) определяется стереотипными представлениями об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа в данной культуре. Изучение стереотипов в западной науке началось в 20-х годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению, стереотипы — это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. В конце 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержание стереотипа может быть в той или иной степени истинным. С начала 70-х годов отношение к стереотипу в американской науке существенно меняется. Там усилилось изучение конкретных форм и видов стереотипов: социальных, этнических, возрастных и т.д. Однако, несмотря на разнообразие подходов, большинство западных авторов продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной информации. Стереотипы формируются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Выделяя определенные внешние признаки предметов, сознание вызывает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, образах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки. В соответствии с таким пониманием природы стереотипа он представляет собой схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.
В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре выделяют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.). Реальным носителем стереотипов является группа. Наибольшее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Такого рода клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены. Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».
Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако самой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема информации (с целью сохранения целостности и здоровья всего организма). Механизмы формирования стереотипов связаны с особенностями человеческого мышления и психики.
Все, кто много пьют – алкоголики
Русские много пьют Все русские – алкоголики (правила логики соблюдены, но вывод не соответствует действительности).
Функции стереотипов. Стереотипы выполняют свои разнообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ✔ объясняют человеческие поступки путем предоставления готовой и простой информации; ✔ позволяют предвидеть различные формы поведения партнеров по коммуникации; ✔ формируют основы собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам (в стереотипы необходимо вносить коррективы исходя из собственного опыта); ✔ защищают традиций, обычаев, привычек, своей культуры, делят мир на своих и чужих (что русскому хорошо, то немцу – смерть, незванный гость – хуже татарина и тд.); ✔ обеспечение членов общества соответствующими эталонами моделями, стандартами поведения; ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ✔ расхождение авто- и гетеростереотипов создают помехи в общении; ✔ могут влиять на неверное толкование поведения собеседника; ✔ повторяют и усиливают ошибочные представления;
Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.
В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них. Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида. Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.
Предрассудки в межкультурной коммуникации Результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки. Предрассудок – это психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Объектом предрассудка обычно являются люди или общности, резко отличающиеся от своей собственной. Главным фактором возникновения является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Если стереотип это обобщенный, собирательный образ представителей соответствующей группы, который, содержит возможность позитивных суждений, то для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. Наиболее известными формами предрассудков являются ксенофобия (неприязнь к иностранцам), расизм, дискриминация по возрастному, половому признаку и т.д. Механизм формирования предрассудков. Многочисленные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которого возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм называется психологическим процессом перемещения. Может осуществляться бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения». Процесс универсален для всех культур.
Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Их возникновению способствуют социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей Расе». В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. Одной из теорий происхождения предрассудков является теория фрустрации и агрессии. Негативные эмоции создают психологическое состояние напряжения — фрустрации. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение. Каждым отдельным индивидом предрассудки усваиваются в процессе социализации и возникают не из личного опыта межкультурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков. Типы предрассудков. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков: • яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей собственной группы; • символические предрассудки - чужая группа воспринимается как несущая угрозу культурным базовым ценностям собственной группы (для Америки исламский мир - угроза демократии); • скрытые предрассудки - создается видимость хорошего отношения для создания социальной справедливости; • предрассудки «длинной руки» - хорошее отношение к членам чужой группы только в определенных обстоятельствах (случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение;
• фактические антипатии - наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает доминирующую общность; • предрассудки типа «знакомое и незнакомое» - отказ от контактов с чужаками, взаимодействие с людьми собственной группы, поскольку такое взаимодействие не вызывает нервных и эмоциональных переживаний (в современном мире практически невозможно, сознательная изоляция, некоторые племена). В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль. ✔ Заставляют видеть определенные группы в "черном цвете", затмевая объективные положительные черты. ✔ Вызывают необоснованное чувство тревоги и страха перед объектом предрассудка. Искажают самооценку, навязывают объекту предрассудка чувство неполноценности. Как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты. Предрассудки с трудом поддаются корректировке, так как информация, которая их поддерживает более устойчива, чем та, которая их опровергает (негатив помнится дольше). Изменению предрассудков могут способствовать средства массовой информации (годы) и личное общение. Предрассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|