Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.




Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации

Восприятие одного человека другим (представителями разных культур) определяется стереотипными представлениями об образе жизни, обы­чаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа в данной культуре.

Изучение стереотипов в западной науке началось в 20-х годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению, стереотипы — это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия.

В конце 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержа­ние стереотипа может быть в той или иной степени истинным. С начала 70-х годов отношение к стереотипу в американской науке существенно меняется. Там усилилось изучение конкрет­ных форм и видов стереотипов: социальных, этнических, воз­растных и т.д. Однако, несмотря на разнообразие подходов, большинство западных авто­ров продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной информации.

Стереотипы формируются благодаря способности чело­веческого сознания закреплять информацию об однородных явлени­ях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Вы­деляя определенные внешние признаки предметов, сознание вызывает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, об­разах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

В соответствии с таким пониманием природы стерео­типа он представляет собой схематический, стандартизированный образ или представ­ление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.

В зависимости от ха­рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз­личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ­ные, этнические, возрастные и т.д. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так­же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа. Наибольшее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на­циональных групп с точки зрения других. Такого рода клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас­пространены.

Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

 

Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са­мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин­формации (с целью сохранения целостности и здоровья всего организма).

Механизмы формирования стереотипов связаны с особенностями человеческого мышления и психики.

  1. Склонность делать умозаключения на основе собственного культурного опыта (мы считаем, что есть руками неприлично, а в арабских странах это в порядке вещей).
  2. Логические ошибки, ведущие к неверным выводам:

Все, кто много пьют – алкоголики

Русские много пьют

Все русские – алкоголики (правила логики соблюдены, но вывод не соответствует действительности).

  1. Приписывание личных характеристик одного носителя культуры всем ее представителям при ограниченных контактах и нехватки информации.
  2. Многократное повторение одних и тех же установок - значение оседает на подкорке головного мозга, его восприятие происходит без участия сознания, автоматически (повторение стиха по 1 разу в день в течение недели, а затем через день в течение 3 недель позволяет запомнить его на всю жизнь). Представьте, как действует реклама.
  3. В процессе социализации и инкультурации, «привычка» думать о других определенным обра­зом мы «всасываем с молоком матери» (цыганам нельзя смотреть в глаза - они воруют детей).
  4. Средства массовой информации. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны, а главное, вездесущи. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Влияние средств массовой коммуни­кации сравнимо с массовым гипнозом.

 

Функции стереотипов. Стереотипы выполняют свои разнообразные функ­ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника­ции особое значение имеют следующие:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

✔ объясняют человеческие поступки путем предоставления готовой и простой информации;

✔ позволяют предвидеть различные формы поведения партнеров по ком­муникации;

✔ формируют основы собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам (в стереотипы необходимо вносить коррективы исходя из собственного опыта);

✔ защищают традиций, обычаев, привычек, своей культуры, делят мир на своих и чужих (что русскому хорошо, то немцу – смерть, незванный гость – хуже татарина и тд.);

✔ обеспечение членов общества соответствующими эталонами моделями, стандартами поведения;

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

✔ расхождение авто- и гетеростереотипов создают помехи в общении;

✔ могут влиять на неверное толкование поведения собеседника;

✔ повторяют и усиливают ошибочные представления;

 

Значение стереотипов для межкультурной коммуника­ции.

В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эф­фективны только тогда, когда они используются как первая и поло­жительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму­никацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда сме­шивают стереотипы с описанием определенного индивида.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи­тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа­ции межкультурных контактов важно также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель­ности.

 

 Предрассудки в межкультурной коммуникации

Результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

Предрассудок – это психологиче­скую установку предвзятого и враждебного отношения к че­му-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Объектом предрассудка обычно являются люди или общности, резко отличающиеся от своей собственной. 

Главным фактором возникновения является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз­ни различных этнических общностей. Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен­ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка.

Если стереотип это обобщенный, собирательный образ представителей со­ответствующей группы, который, содержит возможность позитивных суждений, то для предрассудков характерно бездумное негативное отно­шение ко всем членам группы или большей ее части. Наиболее известны­ми формами предрассудков являются ксенофобия (неприязнь к иностранцам), расизм, дискриминация по возрастному, половому признаку и т.д.

Механизм формирования предрассудков. Многочислен­ные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо­го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм называется психологическим про­цессом перемещения. Может осуществляться бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения». Процесс универсален для всех культур.

Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Их возникновению способствуют социально-психологиче­ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до­минирующей этнической группы найти источник психического удов­летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со­циальной лестницы из-за сложного материального положения. От­сутствие действительного престижа при низком социальном поло­жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей Расе». В про­цессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней.

Одной из теорий происхождения предрассудков является теория фрустрации и агрессии. Негативные эмоции создают психологическое состояние напряжения — фрустрации. Это состояние требует разрядки, и ее объектом мо­жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви­дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.

Каждым отдельным индивидом пред­рассудки усваиваются в процессе социализации и возникают не из личного опыта меж­культурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков.

Типы предрассудков. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков:

• яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото­рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей соб­ственной группы;

• символические предрассудки - чужая группа восприни­мается как несущая угрозу культурным базовым ценностям собственной группы (для Америки исламский мир - угроза демократии);

• скрытые предрассудки - создается видимость хорошего отношения для создания социальной справедливости;

• предрассудки «длинной руки» - хорошее отношение к членам чужой группы только в определенных обстоятельствах (случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близко­го контакта (например, соседство) демонстрируется недруже­любное поведение;

• фактические антипатии - наличие открытого негативного отношения к членам чу­жой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает доминирующую общность;

• предрассудки типа «знакомое и незнакомое» - отказ от контактов с чужаками, взаимодействие с людьми собственной группы, по­скольку такое взаимодействие не вызывает нервных и эмо­циональных переживаний (в современном мире практически невозможно, сознательная изоляция, некоторые племена).

   В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль.

✔ Заставляют видеть определенные группы в "черном цвете", затмевая объективные положительные черты.

✔ Вызывают необоснованное чувство тревоги и страха перед объектом предрассудка.

Искажают самооценку, навязывают объекту предрассудка чувство неполноценности. Как реакция на это чувство возни­кает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты. Предрассудки с трудом поддаются корректировке, так как информация, которая их поддерживает более устойчива, чем та, которая их опровергает (негатив помнится дольше).

Изменению предрассудков могут способствовать средства мас­совой информации (годы) и личное общение. Пред­рассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его мож­но лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...