управленческую (исполнительскую, оперативную, направленную непосредственно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная область деятельности появилась в процессе разделения труда. С ее помощью человек оказывает влияние на технологические, экономические и социальные процессы чтобы достигнуть установленных целей. Выделяют несколько признаков управления[1]: - обязательно качество целостной организованной системы; - наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления; - определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата); - служит интересам взаимодействия основных элементов; - обеспечивается системой определенных средств. Управление разнообразно. Охарактеризовав окружающий мир, ученые акцентируют внимание на трех компонентов - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Что дает возможность представить укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам[1]: • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что называется областью изучения главным образом технических наук; • процессы управления в живых организмах относятся к управлениюбиологическими системами и являются предметом изучения естественных наук; • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук. Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления [3]: 1. существует там, где находится совместная деятельность людей и их общностей; 2. обеспечивает упорядоченное влияние на участников коллективной деятельности; 3. сосредоточено на достижение установленной управленческой цели; 4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления; 5. субъект управления наделяется обусловленным властным ресурсом; 6. объект управления станет подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение кᴏᴛᴏᴩого необходимо преображаться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с указаниями субъекта; 7. реализуется в рамках определенного механизма. Социальное управление содержит два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Основными видами социального управления являются [1]: - административно-государственное (политическое) управление; - управление социально-культурной сферой (духовным производством); - управление материальным производством. Народ как основная производительная сила узнают и применяют законы природы и социума в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами исследования при этом выдвигают общественные системы, а предметом - система управления разнообразными сферами общества и областями организации общественной жизни. Допустим, управление общественным производством содержит процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри любой социально-экономической системы. Это - уровни управления. В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Второе содержит процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.
Следовательно, объектом и предметом теории социального управления как науки выдвигают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление выбирается из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами). По другому зказать, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: 1. Политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; 2. Культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; 3. Экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ. Каждый вид социального управления включает в себя соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления. Понятия руководство, менеджмент, администрирование имеют отношение лишь к классу социального управления и в данном значении понятие менеджмент идентично понятию социальное управление. Существует различение трех основных видов менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный. Понятие администрирование наиболее абсолютно соответствует понятию власть, потому что их главная функция заключается в установлении политики какой-либо социальной системы, а представления руководство и менеджмент более подходят к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. То есть, понятия администрирование, менеджмент, управление и руководство будут подвергаться анализу как в широком, так и в узком смысле. Таким образом, процесс социального управления возможно распределить на две взаимосвязанные составные и взаимообусловленные части: 1. административную, являющаяся областью разработки и определения политики (как системы целей, задач и путей их решения); управленческую (исполнительскую, оперативную, направленную непосредственно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления – прямое руководство людьми, которое обеспечивает, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком смысле менеджмент представляет как объединяющее суждение всего социального управления, охватывая его составные части, уровни и звенья. Суть социального управления устанавливает создание и функционирование этого класса управления как системы [1]. Система социального управления содержит следующие компоненты [1]: - функции управления - процесс управления - кадры управления - механизм управления - структуру управления - объекты управления.
Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления [1]. Каждый класс и вид управления рассчитывает полное познание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект в то же время представляется и его субъектом, потому что при любом случае имеется ввиду понимание о людях и составляемых ими социальных общностях. Любой индивид располагает способностями, темпераментом, характером, данным полом и возрастом, что получает отображение и в характеристиках надлежащих социальных систем. Такие особенности влияют на менеджмент в определенных странах. Значительная дистанция власти способствует централизации, а небольшие разрывы между уровнями социального управления выставляют на передний план децентрализацию. Коллективизм оказывает содействие общим усилиям и семейной деятельностью, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. «Мужской» показатель содействует состязательности и элитаризму, «женственность» стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.
Устройство управления формируется и целенаправленно преображается людьми, выполняющие регламентацию всей совокупности форм, методов, функций, стимулов и рычагов социального управления, для достижения предельной результативности в предоставленных конкретно-исторических условиях. Социум как сложная, многоцелевая социальная система требует, обеспечивающий механизм управления для четкого взаимодействия всех его подсистем и решения стоящих перед ним задач. Выделяются следующие составляющие во всеобщем механизме управления [3]: 1. экономическая (реализация социально-экономической политики, направленной на производство необходимых материальных благ); 2. организационная (реализация административно-государственного руководства обществом, направленного на достижение общих целей социального развития); Социально-культурная (реализация социально-культурной политики, направленной на производство духовных благ и обеспечение гармоничного социального развития), основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления. Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Относят к основным функциям социального управления следующее: координация и регулирование, организация, планирование и прогнозирование, анализ и контроль, стимулирование и обучение [1]. Структура отображает состав и соподчиненность разнообразных звеньев, ступеней и управления, которые функционируют для того чтобы достичь назначенной цели. Структура и функция управления выражаются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Структура управления способен являться малоступенчатой (прямой) и многоступенчатой (значительной), а кроме того иметь отношение к 1 из 3 главных видов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). Присутствие в данном характерные черты объекта управления в значительном устанавливают формирование определенных концепций управления. В случае если, к примеру, та или иная концепция обладает проявленное «женское» начало, в таком случае манера управления в ней обязан в большой мере нести демократичный и коллективный вид, а более применимыми видами организационной структуры станут функциональный, матричный, штабной. В обстоятельствах общественной системы с доминированием «мужского» начала манера управления обязана тянуться к авторитарности и единоначалию, отображаясь и на организационной структуре, что обязана существовать линейной, линейно-функциональной и т.п.
2 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Общепринято считать структуру управления, как упорядоченное размещение ступеней управления от низшего к высшему. Структура управления возникает с низшего звена, потом поступает к высшему звену. Совместно с этим, в случае если в больший организациях возможно, по крайней мере, 5 ступеней управления: низшее, младшее, среднее, старшее и высшее звенья, тогда на ступени сложноорганизованных систем, которой считается социум, их значительнее. К примеру, в вооруженных силах, отраслевых и региональных органах управления имеется существенно больше ступеней управления – более 49 [4]. Социальное управление обладает конкретную структуру, входящие следующее[4]: - субъект/субъекты и объект/объекты управления; - организационная структура управления - совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения цели; - механическая структура управления, где управленческое воздействие на подчиненных сотрудников исполняется традиционно - бюрократическими методами (современные приемы управленческой деятельности, в окружающей среде перемены не учитываются); - адаптационная структура управления, которая учитывает современные способы управленческой деятельности и позволяет быстро адаптироваться к окружающей среде; - партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства)[1]; - матричная структура управления - симбиоз, создаваемый посредством органичного сочетания горизонтальной и вертикальной структур, определяющая важность координирования, в то время как, она разделяется по собственным задачам, содержанию, целям и по горизонтали, и по вертикали, существующие в крупных современных организациях и социальных институтах (автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях). Существуют следующие основные элементы в организационной структуре управления [5]: - степени (уровни) управления - звенья - горизонтальные и вертикальные связи. Вертикальные связи подразумевают иерархическую соподчиненность различных структурных уровнях управленческой деятельности, где низшее звено управления пребывает в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена и т.д. Образцом такой управленческой структуры считается "управленческая вертикаль" РФ: на вершине функционирует Президент страны (высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства), в его прямом подчинении - администрация президента, областные администрации, администрации районов и городов. В результате формируется и действует многоступенчатая, выстроенная согласно принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления. Горизонтальные связи, которые определяются расстановкой определенных руководителей во главе отдельных подразделений (к примеру, в многочисленных организациях существуют руководители производственного отдела, экономического отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга).
3 ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
С древних пор, понимание об общественном управлении и его функциях многократно менялось и до сих пор не подтвердилось до данного периода. Еще в древнюю эпоху Аристотель в качестве основных функций государственного «правления» проанализировал законодательную, исполнительную и судебную. Основатели менеджмента совершенно по другому отнеслись к управлению, нежели их предшественники. В данном случае, А. Файоль писал: «Я предлагаю следующее определение: управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть – означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – означает строить двойной – материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – означает заставлять персонал надлежаще работать; координировать – означает связывать, объединять, гармонизовать все действия и все усилия; контролировать – означает заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям». К завершению 60-х и 70-е годов в Российской Федерации под воздействием идей кибернетики и системного анализа в рамках марксистско-ленинской философии возникает масса теоретических трудов по социальному управлению. Представители данной тенденции изучений (В.Г.Афанасьев, Г.И.Петров, В.С.Основин, Б.М.Лазарев) под социальным управлением осознавали управление обществом. При этом к функциям социального управления они относили [4]: · информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности; · прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем; · моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем; · планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления; · организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности; · координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления; · распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям; · регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления; · контроль – установление ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров; · учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.
Структура данных функций содержит, как, функции классического менеджмента (составление плана, организация, урегулирование, контролирование, прогноз), так и функции управления кибернетических систем (моделирование, информацию, выработку и утверждение управленческих решений). Ранее перечисленные функции, бесспорно, имеют все шансы являться к разряду функций социального управления, но и они никак не достаточны с целью управления подобными непростыми общественными объектами, каким считается социум. Отталкиваясь из перечисленных управленческих средств решения общественных проблем, необходимо, при этом имея в виду укрупнение и усложнение процессов, которые происходят в современных государствах, в таком случае подобные функции социального управления необходимо относить такие функции как [3]: 1. Функции выживания и развития, которые в свою очередь подразделяются на функции управления проблемами и функции развития.
· Функции управления проблемами: - предвидение и выявление проблем заключается в анализе информации, приходящей как естественным путем, так и с помощью активных методов исследования (опросы и т. д., тенденций изменения внешней и внутренней среды с целью предотвращения угроз нормальному функционированию, а также в распознавании и регистрации проблем; - анализ и исследование проблем является одной из важнейших функций управленческого цикла. В рамках этой функции менеджер стремится конкретизировать стоящую перед ним проблему, обработав максимально большой объем имеющей отношение к проблеме информации; - целеполагание; - подготовка решений; - контроль за реализацией решений; - анализ выполнения решений.
· Функции развития: - правовое регулирование обозначает способность разрешать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку и включение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование изучает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков; - структурное регулирование обозначает способность разрешать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем; - ценностное регулирование содержится в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей; - управление инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций; - межорганизационное регулирование обозначает способность находить решение в общих проблемах путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Межорганизационное регулирование подразумевает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений; 2. Функции управления основной деятельностью: · Планирование; · Организация; · Руководство; · Координация; · Контроль за исполнительской деятельностью 3. Функции управления правоохранительной деятельностью: · Прокурорский надзор; · Контроль; · Ревизия; · Инспекция; · Управление судопроизводством. С помощью управления в общем случае реализовывается 2 вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. Основная (производственная) деятельность выполняется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации потребует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. В итоге, поскольку легитимное управление выполняется с помощью законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, тогда нужно также функции управления правоохранительной деятельностью. Следовательно, функции социального управления содержат как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением [5]. Традиционные функции управления (функции управления исполнительской деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента. Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям. В частности, популярное представление об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо, лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества. Без таких знаний все попытки устанавливать перед обществом конкретные цели (коммунизм, развитый социализм, цивилизованная рыночная экономика) являются не более чем утопиями, вызванными искаженным представлением об обществе как большой фабрике [5]. Сказанное выше приводит к выводу о необходимости институционализации (научного и общественного признания) латентных и полулатентных функций управления и совершенствовании их выполнения, что позволит повысить выживаемость и управляемость организаций, т.е. их способность достигать поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука и искусство управления миновали многолетнюю эпопею собственного развития и формирования. На разных стадиях в истории формирования управленческой мысли складывались разнообразные убеждения и взгляды о её содержании, копился разнообразный опыт, появлялись и функционировали разные научные школы управления. Социальное управление не считается практической составляющей той или иной науки: политической, юридической, экономической, социологической и т. п. Она основывается на общих методологических принципах базовых наук, однако содержит собственный личный предмет и собственную проблему обследования. Также считается весьма важным течением научного знания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность. Потребность общественного управления в первую очередь определена распределением работы и необходимостью в его кооперации. Коллективная деятельность создает базу любого социума, и управление считается важным обстоятельством жизни и формирования социума. Влияние является основным понятием. Влияние в общественных концепциях вынашивает осмысленный характер, потому является понятным как такое влияние субъекта управления на объект, имеющая цель перевода последнего в необходимое состояние. По этой причине главным компонентом управления считается целеполагание. Новейшим направлением управления считается наиболее достаточное внедрение творческой личности, группового преобладающего разума социума в содержание субъекта управления, это позволит развить управленческую элиту специалистов, выполняющая основную задачу социума, — сформировать условия для его саморазвития и роста качества жизни своих членов. По этой причине управление не только объединяется к достижению целей, но и считается средством укрепления неделимости каждой непростой системы и стимулирования её саморазвития. В ходе реализации управленческой деятельности формируются особенного рода управленческие отношения. Они обладают собственным непростым внутренним строением. Система управления, формирующаяся в ходе осуществления управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разнообразных органов управления. Сущность системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации обусловливает целеполагание, которое связанно с прогнозированием и моделированием общественных систем. Окончательным результатом функционирования и сформированная системы управления считаются принятие и осуществление управленческого решения. Стратегия антикризисного управления способно принимать во внимание целый комплекс социальных изменений, в том числе глобальных и геополитических, допустимо для любого государства как основного субъекта управления социальными действиями при одном, но важнейшем условии - формированию и последующего исполнения социального формирования в наше время. Грамотно подобранный подход социального развития даёт разумно оценить прошлый опыт, сложившуюся проблемную ситуацию, сосредоточить ресурсы и средства в основных течениях «прорыва». Нежели энергичнее на данном этапе завлечены умственные силы социума в целом, информационно-аналитические усилия определенного государства и нежели демократичнее оно обговаривает разнообразные варианты выхода из кризиса всему окружающему миру, этим успешнее социальное управление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Иванова В.Н. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие. - М.: ОАО Экономика, 2000. – 271 с.; 3. Макарейко Н.В. Административное право/ 1глава 4. Горбухов В.А. Основы социального управления. – М.: ЛитРес, 2009. – 421 с.; 5. Мысин Н.В. Теория и история социального управления: Опыт России и зарубежных стран. - СПб.: СЗАГС, 2000. – 356 с.; 6. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. - М.: Институт организационных систем, 2000. – 180 с.;
[1] Партисипативное управление – (participative management анг. – управление, основанное на участии) - управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей. ПУ обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие, вовлечение сотрудников всех уровней организации к управлению организацией, принятию решений, анализу и решению проблем. Это направление получило распространение в США в 50-60 гг. XX в. Примером ПУ могут служить кружки качества, широко использующие его в управлении. С развитием ПУ возрастает зрелость работников, усиливается действенность реализуемых решений, обеспечивается лучшее понимание решений и проблем их реализации, повышается информированность работников, создается механизм для роста рядовых работников и руководителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|