Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.




Круг лиц, имеющих право на пособие:

1) родители, усыновители, другие родственники или опекуны, подлежащие ОСС;

2) матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в связи с ликвидацией организации, а также уволенные в указанный период в связи с истечением срока их ТрД;

3) матери, обучающиеся с отрывом от производства;

4) матери, проходящие военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, УИС, ФСКН, таможенных органах;

5) матери из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;

6) матери из числа лиц, осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

Право на получение пособия на период отпуска по уходу за ребенком сохраняется в случае работы лица, находящегося в таком отпуске, на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Размер ежемесячного пособия:

1) 1500 руб. по уходу за 1-м ребенком, 3000 – по уходу за 2-м и последующими детьми;

2) 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (максимальный размер пособия не может превышать 6000 руб.);

3) в случае ухода за двумя и более детьми размер пособия суммируется (не может превышать 100% размера указанного заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия).

Выплата пособия сезонным работникам производится до окончания сезона, возобновляется при заключении ТрД о работе в следующем сезоне со дня, назначенного для явки на работу.

При увольнении с работы (окончании обучения) выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем увольнения с работы (окончания обучения).

Срок обращения за пособием – 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет (пособие выплачивается за весь период, в течение которого работник находился в отпуске; назначается с месяца рождения ребенка (если обращение в течение 6 месяцев); при более позднем обращении пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия).

Решение о назначении и выплате пособия принимает работодатель, предоставивший отпуск по уходу за ребенком (принимается в 10-дневный срок со дня подачи заявления с необходимыми заявлениями).

Пособие выплачивается за счет средств ФСС или бюджетных ассигнований.

Ежемесячная денежная компенсация матерям (иным родственникам), находящимся в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Ежемесячное пособие на ребенка (с 2000 превратилось фактически в пособие на детей, живущих в малообеспеченных семьях; до 01.01.2005 действовали общие для всех регионов правила обеспечения граждан пособием; с 01.01.2005 – размер, порядок назначения и выплаты пособия устанавливаются законами и иными НПА субъектов РФ).

Пособие назначалось и выплачивалось одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося – до окончания, но не более 18 лет).

Право на пособие имели семьи, в которых среднедушевой доход не превышал величину прожиточного минимума в субъекте РФ.

Размер ежемесячного пособия составлял с 01.01.2001 70 руб. и увеличивался на 50% (родители уклонялись от уплаты алиментов; дети военнослужащих по призыву) или на 100% (одинокие матери).

Срок обращения за пособием составлял 6 месяцев после достижения ребенком 16 лет (в соответствующих случаях – 18 лет) (назначалось и выплачивалось не позднее 6 месяцев с дня его рождения).

Иные пособия на детей:

1) Ежемесячная выплата на содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях (военнослужащим, сотрудникам милиции на содержание их детей, посещающих государственные (для сотрудников милиции и муниципальные) дошкольные детские учреждения (разница между платой, взимаемой с родителей и 20% затрат на содержание);

2) Ежемесячное пособие на детей погибших (пропавших без вести) сотрудников и военнослужащих, участвовавших в контртеррористических операциях (200 руб. до достижения детьми 18 лет; инвалидам с детства – независимо от возраста; учащимся – до окончания обучения);

3) Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей (выплачивается на детей погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, противопожарной службы, УИС, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в ЧР; выплачивается на детей школьного возраста (до 15 лет включительно) перед проведением летнего оздоровительного отдыха по месту получения пенсии по случаю потери кормильца).

 

  1. Общая характеристика пособий.

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)

Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изм. и доп.)*; Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп.) и др.

Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий: - пособие по беременности и родам; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременное пособие при рождении ребенка; - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - ежемесячное пособие на ребенка.

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по следующим существенным признакам: по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению: пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств Фонда социального страхования РФ; занятые иными видами общественно-полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.

Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (учащегося до 18 лет) выплачивается за счет бюджетных средств. Принимая во внимание также то, что условия возникновения права на ежемесячное пособие на ребенка зависят от степени нуждаемости получателя пособия, что определяется на основании среднедушевого дохода семьи, данное пособие следует рассматривать в качестве одного из видов социальной помощи (гл. 18 настоящего издания).

Субъектом правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, назначаются в твердых размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда. Думается, что в перспективе размеры ежемесячных пособий (пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет) должны быть повышены до уровня прожиточного минимума.

Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленными пособиями могут быть: граждане РФ, проживающие на территории РФ; граждане РФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

Государственные пособия на детей не назначаются: - гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; - гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав; - гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

 

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

 

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

 

Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора - в судебном порядке.

 

  1. Единовременные пособия.

 

Статья 10. Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты

 

 

1. Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты "назначаются" и выплачиваются:

 

застрахованному - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;

лицам, имеющим право на их получение, - если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

 

2. Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.

Социальные пособия – выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

По продолжительности выплаты пособия подразделяются:

1) единовременные:

– пособие по беременности и родам;

– пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– пособие при рождении ребенка;

– пособия на граждан из числа детей-сирот;

– пособие медицинским работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей;

– пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

– пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

– пособея гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;

– пособие вынужденным переселенцам;

– пособие беженцам;

– пособие на погребение;

2) ежемесячные:

– пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– пособие на ребенка;

– пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;

– пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

– пособие гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;

3) периодические:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по безработице

 

  1. Пособие по беременности и родам.

Право на пособие имеют женщины, подлежащие ОСС (выполняющие работу по найму и некоторую иную работу) (приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными).

Адвокаты, ИП, ф/л, не признаваемые ИП, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе вступать в отношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, (уплачивают страховые взносы в ФСС в размере 3,5% налоговой базы – право приобретают при условии уплаты страховых взносов в течение 6 месяцев)

Также приравнены женщины:

1) обучающиеся с отрывом от производства;

2) проходящие военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;

3) принадлежащие к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Право на пособие также имеют женщины, уволенные по ряду других причин, если срок отпуска по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения (увольнение в связи с переездом, болезнью, необходимостью ухода за больным членом семьи).

Пособие выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам (продолжительность – 70 календарных дней до родов и 70 после родов; осложненные роды – 86; при рождении 2 и более детей – 110; многоплодная беременность – 84 до родов; постоянно проживающие на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению (ЧАЭС) – 90 дней до родов) (минимум – 140 календарных дней, максимум – 200).

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов (так же выплачивается пособие за период отпуска).

Женщины, усыновившие ребенка (вместо отпуска по уходу за ребенком вправе получить отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления и до истечении 70 календарных дней со дня рождения ребенка, при усыновлении 2 и более детей – 110 дней).

Размер пособия:

1) застрахованной женщине – 100% среднего заработка;

2) не может превышать максимальный размер пособия, установленный ФЗ о бюджете ФСС на очередной финансовый год (если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей – не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы);

3) застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев – выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ (увеличивается на районные коэффициенты).

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 16125 руб. (увеличивается на районные коэффициенты) (ФЗ от 19.12.2006 №234-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2007 год»).

Состав заработка, периоды, за которые он подсчитывается, правила определения среднедневного заработка и выплаты пособия такие же, как для пособия по временной нетрудоспособности.

Женщинам, обучающимся с отрывом от производства, пособие назначается и выплачивается в размере стипендии, установленной учебным заведением, но не ниже размера стипендии, установленного ФЗ.

Женщинам, проходящим военную службу, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу, пособие назначается и выплачивается в размере установленного им денежного довольствия.

Остальным женщинам, имеющим право на получение пособия, оно назначается и выплачивается в размере МРОТ.

Пособие назначается и выплачивается по последнему месту работы (в том числе в случаях, когда отпуск наступил после увольнения) (женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными, - орган социальной защиты по месту жительства).

Срок обращения за пособием – 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Основание для назначения пособия – листок нетрудоспособности (в некоторых случаях медицинская справка) (при необходимости представляются иные документы).

Пособие выплачивается не позднее 10 дней после обращения за ним (выплата осуществляется – застрахованным женщинам – за счет средств ФСС; другим женщинам – за счет бюджетных ассигнований).

Пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (единовременное; беременность до 12 недель; основание для выплаты – справка женской консультации, другого медицинского учреждения; размер – 300 руб.; за пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам).

 

  1. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Статья 9. Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

 

Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им 1,5 лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией юридического лица, пособие назначается в случае неполучения ими пособия по безработице.

Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

Пособие предоставляется в размере двукратной минимальной оплаты труда независимо от числа детей в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия.

Сезонным работникам пособие выплачивается до окончания сезона.

Для оформления пособия необходимо представить следующие документы: заявление; копию свидетельства о рождении ребенка; уволенным выписку из трудовой книжки (военного билета), копию приказа об отпуске по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией работодателя) или окончания дневной формы обучения выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается со следующего дня.

Выплата пособия осуществляется за счет средств: Фонда социального страхования РФ - работающим лицам, а также матерям, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, и матерям, обучающимся с отрывом от производства; федерального бюджета - другим женщинам, указанным в п, 25 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий от 04.09.95 № 863.

 

  1. Ежемесячное пособие на ребенка.

 

Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Лицам, указанным в части первой статьи 13, которые приобрели право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 января 2007 года, указанное пособие назначается за период с 1 января 2007 года по нормам, предусмотренным данным Федеральным законом (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Статья 14. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Статья 15. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Положения статьи 16 в редакции Федерального закона от 01.03.2008 N 18-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Статья 16. Ежемесячное пособие на ребенка

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 

  1. Обязательное медицинское страхование.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном – является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования; добровольном – осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным, индивидуальным.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:

1) органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления – для неработающего населения;

2) организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, – для работающего населения.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают:

1) отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью;

2) предприятия, представляющие интересы граждан:

страховые медицинские организации – ими выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием;

медицинские учреждения – ими являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются:

– средства республиканского (РФ) бюджета, бюджетов республик в составе РФ и бюджетов муниципальных органов власти;

– средства государственных и общественных организаций(объединений), предприятий и другиххозяйствующих субъектов;

– личные средства граждан;

– безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

– доходы от ценных бумаг;

– кредиты банков и других кредиторов;

– иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

– финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;

– финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

 

  1. Право на охрану здоровья.

 

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН от 22 июля 1993 года № 5487-1

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

 

Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья

Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи лицам без гражданства и беженцам устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.

Статья 19.1. Оказание первой помощи

Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Граждане имеют право на пособие по временной нетрудоспособности при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их, в случае карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным, в соответствии с федеральным законом.

Статья 20.1. Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Статья 21. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

 

  1. Права и обязанности субъектов ОМС.

Медицинское страхование в настоящее время является важнейшей формой социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения

медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном (схема 21). Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС (оно может быть коллективным и индивидуальным). Необходимо отметить, что в предмет права социального обеспечения входят только отношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС.

Правовые, организационные и экономические основы медицинского страхования в нашей стране регулируются

Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (далее — Закон о медицинском страховании) и рядом других нормативных актов (например, постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ). При этом правила о страховании, предусмотренные гл. 48 ГК, применяются к отношениям по медицинскому страхованию постольку, поскольку Законом РФ о медицинском страховании не установлено иное.

В качестве субъектов обязательного медицинского страхования выступают гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Застрахованными по системе ОМС могут быть как граждане РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории России, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Страхователями являются: для неработающего населения — органы исполнительной власти субъектов РФ, местная администрация; для работающего населения — предприятия, занимающиеся индивидуальной трудовой

деятельностью, и лица свободных профессий.

Страховыми медицинскими организациями являются юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Они не входят в систему здравоохранения.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Данный договор является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного или добровольного медицинского страхования.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил

такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится

на руках у застрахованного. Формы страхового медицинского полиса обязательного страхования граждан и добровольного страхования граждан, а также Инструкция по их заполнению утверждены постановлением Правительства

РФ от 23.01.1992 №41.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Данный Фонд создается Правительством РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 на основании Указа Президента РФ от 29.06.1998 № 729.

Территориальные фонды ОМС создаются представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Положение о территориальном фонде ОМС утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993

№4543-1.

С 1 января 2001 г. взносы в фонды ОМС РФ уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен гл. 24 НК.

Базовую программу ОМС разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и утверждает

Правительство РФ. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного

самоуправления утверждают территориальные программы ОМС, при этом объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В рамках базовой программы предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и СПИДа), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушения обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и системы кровообращения, болезнях глаза, уха, органов дыхания, органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, кожи, костно-мышечной системы, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых. В рамках базовой программы осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Таким образом, систему ОМС в России можно считать сложившейся. Безусловно, она будет совершенствоваться и

далее, но основные результаты реформы отечественного здравоохранения уже очевидны.

 

Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают:

1. Застрахованный (граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ). Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488, утвердившим Положение о медицинском страховании граждан, временно находящихся в РФ.

2. Страхователь. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации (далее - предприятия), лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

3. Страховая медицинская организация. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

4. Медицинское учреждение. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии и аккредитованные в установленном порядке лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Граждане Российской Федерации имеют право:

- на обязательное и добровольное медицинское страхование;

- выбор медицинской страховой организации;

- выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

- получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства4

- предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

- возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

Страхователь имеет право на:

- участие во всех видах медицинского страхования;

- свободный выбор страховой организации;

- осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;

- возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.

Предприятие-страхователь имеет также право на привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

Страхователь обязан:

- заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

- вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;

- в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;

- предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.

Страховая медицинская организация имеет право:

- свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

- участвовать в аккредитации медицинских учреждений;

- устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

- принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

- предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Страховая медицинская организация обязана:

- осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;

- заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

- заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями;

- с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы;

- осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;

- контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;

- защищать интересы застрахованных.

Медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования. По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.

Медицинские учреждения в системе медицинского страхования имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных.[10;с.198-201]

 

  1. Договор обязательного медицинского страхования.

 

При жизненном страховании договор действует до наступления смерти застрахованного, т. е. не устанавливается срок действия договора страхования Поэтому страховая сумма будет выплачена обязательно, но неизвестен момент выплаты. При срочном страховании устанавливается срок действия договора страхования, и если в течение этого срока смерть застрахованного не наступила, то страховая компания выплаты не производит.

Застрахованными по договору пожизненного страхования могут быть лица в возрасте до 65-70 лет Основанием для заключения договора является письменное заявление установленной формы, подписанное страхователем. В этом заявлении кроме прочих содержаться вопросы, касающиеся состояния здоровья застрахованного, что позволяет страховщику оценить степень принимаемого на страхование риска. Страховую компанию интересует наличие инвалидности у застрахованного, кардиологических, онкологических, неврологических и других заболеваний, факты длительной и временной нетрудоспособности, а также госпитализации за последние 3-5 лет и т. п. Как правило, на страхование не принимаются инвалиды и тяжелобольные.

По договорам страхования, заключенным с врачебным освидетельствованием, обязанность страховщика осуществить страховую выплату, начиная с момента вступления договора в силу. При заключении договора без освидетельствования, страховая организация в течение первых лет действия договора страхования может вводить определенные ограничения, например: в течение первого года страховая сумма может быть выплачена только в том случае, если смерть застрахованного наступила в результате несчастного случая или острого инфекционного заболевания; если же причина смерти связана с болезнью, скрытой страхователем, то страховая выплата не производится.

При заключении договора страхователю предоставляется право назначить одного или нескольких выгодоприобретателей для получения страховой выплаты. В период действия договора страхователь с согласия застрахованного вправе изменить ранее данное им распоряжение и назначить другое лицо, подав об этом письменное заявление.

Страховая сумма согласовывается между страхователем и страховой компанией в процессе заключения договора страхования. Размер страховых тарифов зависит от возраста (чем человек старше, тем они выше) и пола (для мужчин тарифы выше, чем для женщин) застрахованного, его профессии, состояния здоровья жизненных привычек (курение, употребления алкоголя, занятие спортом и т. п.), а также периода уплаты страховой премии. Страховая премия может быть внесена единовременно, но более распространенной является ее уплата за каждый год вперед. По желанию страхователя предоставляется рассрочка: страховую премию можно вносить вперед за полгода, квартал, месяц. Страхователь имеет право уплачивать премию в течение всего периода действия договора (пожизненно, но обычно до возраста 80-85 лет) либо в период первых 10 или 20 лет - наиболее удобный для него срок выполнения обязательств по договору. При этом наиболее низкие тарифы установлены при пожизненной уплате, а высокие - при 10-летнем периоде расчетов.

 

  1. Отдельные виды социальной помощи (поддержки).

 

Социальное обслуживание (помощь) – это определенная деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому;

2) полустационарное социальное обслуживание;

3) стационарное социальное обслуживание;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Виды социального обслуживания:

1) материальная помощь. Она предоставляется гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2) социальная помощь по дому. Она осуществляется посредством предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях. Оно осуществляется посредством предоставления социальных услуг гражданам, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход;

4) предоставление временного приюта. Временный приют в специальном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, которые остались без попечения родителей, беспризорным несовершеннолетним, детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

5) организация дневного пребывания вор-ганах социального обслуживания;

6) консультативная помощь по вопросам социально-бытового и медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;

7) реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам, возможности которых ограничены, несовершеннолетним правонарушителям, иным гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в реабилитационных услугах.

 

  1. Многообразие видов социальной помощи.

 

Виды социального обслуживания различаются в зависимости от категории граждан, которым данный вид социального обслуживания предоставляется, и от характера предоставляемой услуги:

содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения (стационары и полустационары); социальное обслуживание инвалидов и престарелых на дому; содержание детей в детских учреждениях; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; реабилитационные услуги для инвалидов (профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение инвалидов средствами передвижения, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь гражданам).

 

  1. Понятие размера социальных пенсий.

 

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам

1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

2. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи - инвалидам, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

3. Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи – до 18 лет, устанавл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...