Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАНЯТИЕ 8. Патогенные кокки.




ПРОГРАММА

Практических занятий для студентов 2 курса фармацевтического факультета

На весенний семестр 2012 – 2013 учебного года

 

ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ

ЗАНЯТИЕ 1. Инфекция. Инфекционный процесс. Факторы неспецифической резистентности организма.

Контрольные вопросы

1. Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса.

2. Формы инфекционного процесса.

3. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Понятие о патогенности и вирулентности.

4. Факторы патогенности микробов.

5. Роль условно-патогенных микроорганизмов в патологии человека

6. Понятие о неспецифической резистентности организма человека.

7. Клеточные факторы неспецифической резистентности. Понятие о фагоцитозе. Фазы фагоцитарного процесса. Завершенный и незавершенный фагоцитоз.

8. Гуморальные факторы резистентности: комплемент, лизоцим, нормальные антитела.

Самостоятельная работа студентов

1. 1.Изучение факторов патогенности на демонстрационном материале (капсула, плазмокоагулаза, гиалуронидаза, лецитиназа, гемолизины).

2. Изучение мазков с картиной завершенного и незавершенного фагоцитоза.

3. Оформление протокола занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Иммунитет и его разновидности. Антигены. Антитела.

Контрольные вопросы

1. Виды иммунитета (видовой, приобретенный, естественный, искусственный, активный, пассивный).

2. Антибактериальный иммунитет и пути его формирования.

3. Антитоксический иммунитет.

4. Понятие об антигенах. Физико-химические свойства антигенов. Полноценные и неполноценные антигены.

5. Антигенная структура бактериальной клетки. О-, Н-, Ви-, К- антигены бактерий.

  1. Понятие об антителах. Классы иммуноглобулинов, их структура, активные центры.

Самостоятельная работа студентов

1.Изучение строения антител по таблицам.

ЗАНЯТИЕ 3. Серологические реакции.

Контрольные вопросы

1. Серологические реакции и их практическое применение.

2. Реакция агглютинации, ее разновидности. Цель и техника постановки.

3. Получение и применение диагностикумов и агглютинирующих сывороток.

4. Реакция непрямой гемагглютинации. Получение и применение эритроцитарных диагностикумов.

5. Реакция преципитации. Цель и техника постановки. Реакция преципитации в геле.

Самостоятельная работа студентов

1. Учет развернутой реакции агглютинации с целью обнаружения антител в сыворотке больного.

2. Учет реакции непрямой гемагглютинации методом парных сывороток.

3. Постановка реакции преципитации с целью определения видовой принадлежности крови.

4. Оформление протокола занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Противовирусный иммунитет. Серологические реакции.

Контрольные вопросы

1. Противовирусный иммунитет и его особенности.

2. Серологические реакции для обнаружения вирусных антигенов и противовирусных антител.

3. Реакция гемагглютинации и торможения гемагглютинации. Цель и техника постановки.

4. Реакция вирусной нейтрализации.

5. ИФА.

6. РИФ. Получение и применение люминесцирующих сывороток.

Самостоятельная работа студентов

1. Учет РГА и РТГА при гриппе с целью идентификации выделенного вируса.

2. Учет РТГА при гриппе с целью обнаружения противовирусных антител методом парных сывороток.

3. Учет реакции вирусной нейтрализации с целью обнаружения антител в крови больного полиомиелитом (метод цветных проб).

4. Изучение диагностических препаратов для постановки РТГА, реакции вирусной нейтрализации.

5. Изучение тест- системы ИФА.

6. Оформление протокола занятия.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Биологические препараты для специфической профилактики, терапии и диагностики инфекционных заболеваний.

Контрольные вопросы

1. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний. Типы вакцин.

2. Живые вакцины. Основные методы получения аттенуированных вакцин, требования к ним.

3. Убитые корпускулярные вакцины, этапы их получения. Лечебные вакцины.

4. Химические вакцины. Принцип их получения. Роль адъювантов в повышении иммуногенности препаратов.

5. Анатоксины, их получение и применение. Ассоциированные вакцины.

6. Генно-инженерные вакцины. Получение, применение.

7. Методы контроля вакцин. Проверка их стерильности, безвредности и иммуногенности. Хранение вакцинных препаратов.

8. Способы введения вакцин. Побочные действия вакцин. Противопоказания к вакцинации.

9. Серотерапия и серопрофилактика инфекционных заболеваний. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины.

10. Антитоксические сыворотки, их получение, методы очистки и применение.

11. Иммуноглобулины. Получение гомологичных и гетерологичных иммуноглобулинов.

12. Контроль сывороточных препаратов.

13. Методика введения гетерологичных сывороток и иммуноглобулинов.

14. Фаги. Получение, применение.

Самостоятельная работа студентов

1. Изучение демонстрационных наборов различных видов вакцин, антитоксических сывороток, иммуноглобулинов и фагов.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Аллергия. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.

Контрольные вопросы

1. Аллергия. Типы аллергических реакций.

2. Понятие о гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ). Роль ГНТ в развитии побочных эффектов серотерапии инфекционных заболеваний.

3. Анафилаксия. Меры профилактики анафилактического шока при лечении больных антитоксическими сыворотками или гетерологическими иммуноглобулинами.

4. Сывороточная болезнь. Меры профилактики.

5. Атопические реакции. Лекарственная аллергия.

6. Понятие о гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ), условия ее возникновения и роль в инфекционном процессе. Реализация механизмов ГЗТ в нестерильном иммунитете.

7. Механизмы кожных аллергических реакций. Аллергены как диагностические препараты. Получение, применение.

Самостоятельная работа студентов

1. Реферативные доклады по теме занятия.

2. Изучение диагностических препаратов (аллергенов).

Дополнительная литература

1. Н.В. Медуницын. «Вакцинология» Москва. 2010.

2. <<Основные иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний человека>>. Томск 1996.

 

ЗАНЯТИЕ 7. Контрольное занятие по разделу <<Инфекция и иммунитет>>.

 

ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛГИЯ

ЗАНЯТИЕ 8. Патогенные кокки.

Контрольные вопросы

1. Группа гноеродных кокков, их таксономическое положение.

2. Стафилококки, Морфологические и биологические свойства, признаки патогенности стафилококков. Патогенез стафилококковых инфекций.

3. Стрептококки. Биологическая характеристика. Виды стрептококков и их дифференциальные признаки. Значение стрептококков в патологии человека.

4. Методы лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний.

5. Менингококки. Биологические свойства. Патогенез и лабораторная диагностика менингококковой инфекции. Специфическая профилактика менингита.

6. Гонококки. Биологические свойства. Патогенез гонореи. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи. Специфическая терапия гонореи.

Самостоятельная работа студентов

1. Бактериоскопия готовых мазков-препаратов из чистых культур стафилококков, стрептококков и менингококков.

2. Бактериоскопия готовых препаратов гноя из уретры больных гонореей.

3. Изучение посевов патогенных кокков на плотные и жидкие питательные среды.

4. Определение патогенных свойств стафилококков по способности продуцировать плазмокоагулазу, гуалуронидазу, лецитиназу, гемолизины.

5. Определение чувствительности к антибиотикам выделенных штаммов стафилококков и стрептококков по готовым посевам.

6. Изучение диагностических, профилактических и лечебных препаратов, применяемых при кокковых инфекциях.

7. Оформление протокола занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...