Учет готовой продукции и ее продажи
ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ Готовая продукция (ГП) — конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изготовленные на данном предприятии изделия и продукты, полностью укомплектованные, сданные на склад предприятия в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовые к реализации. Для любого производственного предприятия средства, полученные от реализации готовой продукции, — основной источник дохода, поэтому учет выпуска готовой продукции занимает основное место в системе организации бухгалтерского учета. После суммирования затрат на производство за месяц и оценки остатков незавершенного производства (НЗП) бухгалтерия переходит к калькулированию себестоимости выпущенной продукции. Калькулирование себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) производится путем следующего расчета: фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции = остаток незавершенного производства на начало месяца + затраты на производство за месяц + расходы на подготовку и освоение производства + потери от брака — остаток незавершенного производства на конец месяца. Такой расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому виду продукции (работ, услуг). Для учета готовой продукции применяют счет 43 «Готовая продукция» — активный, балансовый, инвентарный. Дебетовое сальдо показывает стоимость готовой продукции на складах предприятия. На сумму выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) делаются записи по счетам: Д 43 К 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» — отражена фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции;
или Д 90 «Продажи» К 20 «Основное производство» — отражена фактическая себестоимость сданных заказчику работ (услуг) в сумме фактических з атрат. Основанием для указанных записей по счетам являются накладные на сдачу готовой продукции из цехов на склад, акты приема- сдачи работ (услуг) заказчику. По кредиту счета 43 отражается списание готовой продукции при отгрузке и продаже. Д 45 «Товары отгруженные» К 43, Д 90 «Продажи» К 43. ОЦЕНКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ НОМЕНКЛАТУРА Готовая продукция является «частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, техническиее и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора)» (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Достаточно часто на предприятиях возникает ситуация, когда сложно оценить фактическую себестоимость готовой продукции к моменту поступления ее на склад, так как ее фактическую себестоимость можно рассчитать только после окончания отчетного периода (месяца), а движение продукции происходит ежедневно, поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Для удобства текущего учета выпуска продукции и поступления готовой продукции на склад применяются учетные цены. В качестве учетной цены можно применять нормативную (плановую) производственную себестоимость, договорные, оптовые, розничные цены. Каждая из них, т. е. плановая себестоимость или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце отчетного периода (месяца) учетная цена готовой продукции, поступившей на склад, доводится до фактической себестоимости путем расчета суммы и процента отклонений:
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДАХ
Учет ГП на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу) аналогично учету материалов. Каждому виду изделий присваивается номенклатурный номер. ГП должна быть сдана на склад в подотчет МОЛ. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад, принимается представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки. Для учета ГП на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка складского учета или карточка учета материалов. По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе соответствующих документов записывает в карточках количество ценностей в графы «приход» и «расход» и рассчитывает остаток после каждой записи. Бухгалтер должен ежедневно забирать со склада документы за истекшие сутки (приказы-накладные, товарно-транспортные накладные). Выборочно проверяет записи в карточках складского учета. Остатки готовой продукции периодически инвентаризуют. В конце месяца на основании карточек складского учета кладовщик заполняет ведомость учета остатков готовых изделий в разрезе номенклатурных номеров и передает ее в бухгалтерию для сверки остатков по учетным ценам. На автоматизированных складах данные о приходе и расходе готовой продукции вводятся оперативно в компьютер. Ежедневно составляются оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции по складам.
В состав расходов на продажу включают: • расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; • расходы на транспортировку продукции; • затраты на рекламу; • прочие расходы по сбыту. Учет расходов по сбыту продукции ведут на счете 44 «Расходы на продажу». Счет активный, балансовый. По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи» Д 90 К 44. При частичном списании расходы на продажу распределяются между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их производственной себестоимости, объему реализованной продукции или другим способом. Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму расходов на продажу распределяют между реализованной и отгруженной продукцией.
Аналитический учет по счету 44 ведут по видам и статьям расходов в ведомости. Расходы на рекламу учитываются на счете 44. В зависимости от учетной политики организация может выбрать один из способов списания таких расходов: 1) включать все расходы на рекламу в себестоимость проданных товаров; 2) распределять их между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе. Все рекламные расходы можно полностью включать в себестоимость реализованной продукции: Д 90 «Продажи» К 44 «Расходы на продажу». Однако затраты на покупку или изготовление призов, которые организация вручает победителям во время рекламных кампаний, нормируются. Размер таких затрат в целях налогообложения не может превышать 1 процент выручки, которую организация получила в отчетном периоде. Эта норма установлена для всех рекламных расходов, не включенных в список ненормируемых расходов. УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ Процессом реализации называют совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом, продажей продукции. Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. С 1 января 2000 г. действует Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), которое определяет понятие реализации и признания доходов от реализации товаров (работ, услуг). Под реализацией товаров, работ или услуг организацией понимается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, а также результатов выполненных работ или оказания услуг одним лицом другому лицу. Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам: • по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС; • по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС; • по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом торговых скидок) и тарифам, включающим в себя НДС.
При учете продукции по фактической производственной себестоимости в бухгалтерии предприятия производятся записи по счетам бухгалтерского учета 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в зависимости от выбранного метода учета реализации продукции. 1) При учете реализации продукции по мере оплаты покупателем расчетных документов (в случае, если в договоре поставки продукции установлено, что переход права собственности на нее происходит только после оплаты продукции покупателем): Д 43 К 20 — оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости; Д 45 К 43 — отгружена готовая продукция покупателю; Д 51 К 90/1 — оплачена отгруженная продукция; Д 90/3 К 68 — начислен НДС; Д 90/2 К 45 — списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции.
2) При учете реализации продукции по мере отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю: Д 43 К 20 — оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости; Д 62 К 90/1 — отгружена готовая продукция и предъявлены покупателю расчетные документы по продажной цене; Д 90/3 К 76 — начислен НДС по неоплаченной продукции; Д 90 К 43 — списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции; Д 51 К 62 — оплачена отгруженная продукция; Д 51 К 62 — начислен НДС к уплате в бюджет.
ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ПРОДАЖИ Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска со склада служат приказы-накладные отдела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: один передается экспедитору для указания количества отправляемых мест, суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика, по нему в карточках складского учета проставляется количество отпущенной продукции и документ передается бухгалтеру. На основании приказа-накладной и квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платежное требование-поручение для расчетов с покупателями через банк и счет-фактуру. В нем указываются ассортимент, количество, продажная цена, стоимость тары и железнодорожный тариф, оплачиваемый покупателем. Счета-фактуры обязаны выписывать все предприятия и организации, реализующие товары (работы или услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (НДС). На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактура необходим для возмещения НДС из бюджета.
Выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Первый передается покупателю, а второй остается у организации, продавшей товар (выполнившей работы, оказавшей услуги). При получении аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поставщик составляет счет-фактуру и регистрирует ее в книге продаж. После отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет уже полученных платежей в книге продаж делают корректировочную запись, которая уменьшает ранее начисленную сумму налога. Одновременно с этим поставщик выписывает счет-фактуру (в двух экземплярах) на фактическую отгрузку и записывает его в книгу продаж.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ ПРОДАЖИ Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками). Целью отражения хозяйственных операций по продажам на счетах бухгалтерского учета является определение финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). По окончании каждого месяца определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж на основании документов, подтверждающих продажу продукции (работ, услуг). Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется на счете 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, не сальдовый. На счете 90 как по дебету так и по кредиту отражаются один и тот же объем продажи, но в разных оценках: по кредиту — по ценам продажи (свободным, договорным и т. п.), включая НДС и акцизы, по дебету — по полной себестоимости, включая расходы на продажу, НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Операции на счете 90 отражаются при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи в момент перехода прав собственности на продукцию, который установлен в договоре и закреплен в учетной политике организации. Схема определения финансового результата. Планом счетов предусмотрена возможность ведения учета по счету 90 «Продажи» с использованием специальных субсчетов. Финансовый результат (прибыль или убыток)= сумма выручки от продаж (кредитовый оборот по счету 90) – себестоимость продаж (суммарный дебетовый оборот по счету 90). Сальдо по счету 90 и всем субсчетам равно нулю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|