Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки конкурентоспособности товаров




К\с товара – это такой ур-нь его экон., технич., эксплуатационных параметров, кот. позволяет выдержать соперничество с аналогичными товарами на рынке.

Составляющая к/с – товарные, сбытовые, сервисные, потребительские, рыночные, стоимостные характеристики товаров. Главные – 2 параметра: цена и качество товара.

При оценке конкурентоспособности товаров могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных (технических и экономических) параметров анализируемой продукции и потребностей (или образца-изделия) и их сопоставлении. При этом способе оценки можно установить, достигнут ли анализируемой продукцией необходимый уровень параметров в целом, по каким параметрам он не достигнут, какие из них наиболее сильно (в ту или иную сторону) отличаются от базовых. В целом дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличие у нее недостатков или преимуществ по сравнению с товаром-аналогом. С его помощью трудно решать более сложные задачи, а также разрабатывать варианты оптимального изменения продукции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтение потребителя при выборе товара. Тем не менее, он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции при сравнении ее с образцом, в том числе гипотетическим.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических параметров и их весомостей. Для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара. Полные затраты потребителя определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Смешанный метод оценки конкурентоспособности товара представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе используется часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных комплексным методом.

Существенный недостаток этих методов состоит в том, что потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя. В соответствии с ними предполагается, что улучшение любой из характеристик товара автоматически повышает его конкурентоспособность. Однако улучшение характеристик товар по сравнению с базовым образцом не всегда гарантирует появление конкурентных преимуществ, поскольку в реальной жизни решающая роль в оценке преимуществ или недостатков товара принадлежит потребителю. Следует также учитывать, что потребители на рынке не выступают единым целым - они по-разному реагируют даже на один и тот же товар. Это имеет значение при оценке конкурентоспособности товаров, В ряде случаев для оценки конкурентной позиции отдельных товаров на рынках используют матричный метод. Для этого применяют два показателя: качество и цену. Рекомендуется такую оценку осуществлять в следующей последовательности:

1. Анализируемые товары и товары главных конкурентов на исследуемом рынке оцениваются по двум критериям: интегральному показателю, характеризующему уровень потребительских свойств товара, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей, возможно использование отдельных показателей качества и цены.

2. Все исследуемые товары наносятся на поле матрицы: "качество-цена". В случае необходимости можно использовать и третью координату - объем реализации (радиус окружности).

3. Для всей совокупности анализируемых товаров определяется среднее значение показателя, характеризующего уровень потребительских свойств товара, и цены. Затем проводятся линии, характеризующие эти средние значения.

4. Подобная процедура осуществляется для всех важнейших рынков.

5. Определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке по степени концентрации товаров организаций-конкурентов в различных квадрантах матрицы.

6. Корректируется производственно-сбытовая политика организации с точки зрения качества и цены выпускаемой продукции. Рынок сбыта определяется исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая.

Стратегия развития п/п:

1. Снижение издержек – снижение себестоимости не изменяя технологии производства (эффект масштаба).

2. Дифференциация – меняется технология производства и качество.

Покупая товар потребитель стремится максимизировать полезность: Выгоды потребителя/затраты потребителя →max.

Затраты потребителя включают в себя цену товара и эксплуатационные затраты (быт. техника).

Модель количественной хар-ки к/с:

1. Специалисты отбирают наиболее значимые для покупателя параметры.

2. Определяется кол-венный ур-нь каждого параметра своего товара и товара конкурента и рассчитывается индивидуальный индекс к/с по каждому параметру:

gi = Pi/Pik, где Pi – параметр, его значение i-го параметра у своего товара, Pik – значение i-го товара у конкурента

3. Определяется уд.вес каждого параметра в коэффициенте к/с:

ni=1 ai = 100 или 1, где фi – удельный вес параметра в коэффициенте

4. Определяется сводный индекс к/с:

Ip = ∑ni=1 gi * ai, если Ip> 1 – товар к/с, Ip< 1 – нек/с, Ip = 1 – равная к/с с конкурентом

Итоговую оценку к/с товара дает рын. спрос, определяя его рентабельность и долю на целевом сегменте соответствующего рынка.

 

3.11.. Методы оценки к/с фирм.

К/с фирмы – это сравнительное преимущество по отношению к др. фирмам данной отрасли в борьбе за ограниченный объем платежеспособного спроса на целевых сегментах национального и международного рынка. Важнейшими показателями к/с п/п являются:

- рентабельность произв-ва

- производительность труда

- качество товара

- инновационная деятельность

- показатели экспорта

К основным конкурентным преимуществам п/п относятся:

· предложение лучшей продукции на рынке

· обеспечение более низкой чем у конкурентов цены

· лучшее территориальное расположение

· более короткое время выхода на рынок с новой продукцией

· обладание популярной торговой маркой

· высокая репутация

Конкурентные преимущества достигаются за счет более дешевых производственных ресурсов, выгодного географич. положения страны, более высокой производительности труда, современных технологий, развитой инфраструктуры.

 

 

Методы оценки к/с страны.

К/с нац. эк-ки – это способность страны производить и реализовывать товары, отвечающие требованиям мир. рынков.

Детерминанты конк. преимущества страны можно представить в виде нац. ромба.

Стратегия развития  
Ромб Портера

 


 

Факторы предложения
Факторы спроса
Родственные и поддерживающие отрасли

 

 


I. Факторы предложения: наделенность факторами, труд. ресурсами, ресурсами денежными.

Иерархия факторов:

· общие – могут использоваться во всех отраслях

· специализированные – в отдельные

· основные факторы – прир. ресурсы, географич. положение страны, неквалифицированная раб. сила.

· развитые факторы – квалифицир-я раб. сила, современная инфраструктура.

II. Факторы спроса: структура внутри страны, интернационализация внутреннего спроса.

III. Родственные и поддерживающие отрасли – наличия к/с родственных отраслей, кот. производят товары-субституты, наличие к/с отраслей поставщиков.

IV. Стратегия управления – национальные особенности управления, структура отраслевых рынков, наличие монополий, олигополий влияет на форму конкуренции между ними.

Кроме этих четырех детерминант Портер выделил:

- роль случая (изобретательство, крупные технологич. достижения, резкие изменения цен на ресурсы, резкое повышение мирового или внутреннего спроса, политическое решение зарубежных правительств, войны, значительные изменения обменного курса валюты).

- роль правительства, которая связана со стимулированием развития всех детерминант национального ромба.

Для измерения к/с страны исп-ся 3 осн. подхода:

1. Основан на анализе произв-ва ВВП на душу населения.

2. Основан на анализе показателей, характеризующих внешнеэкон. позиции страны – доля страны в мир. экспорте опред. товара, доля экспорта в ВВП (экспортная квота), доля импорта в ВВП, экспорт на душу населения, сальдо торг. и платежн. баланса.

3. Основан на сравнении к/с стран по различным рейтингам (Ежегодник мир. к/с (с 1988 г., Швейцария) – 320 показателей и глобальный индекс к/с (Давос, Швейцария) – 89 показателей.

Наиболее объективно характеризуют уровень страновой к/с – индекс развития человеческого потенциала: ур-нь образования, производство ВВП на душу нас-я, продолжительности жизни.

- интегральный показатель устойчивого развития страны

- индекс состояния окр. среды: объем выбросов вредных выбросов в расчете на единицу произведенного ВВП.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...