Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

b) Относительного большинства (побеждает тот, кто набрал голосов больше чем каждый из соперников)




Ë Возникновение и укрепление связи между кандидатом и избирателем Ë Кандидаты знают положения дел в своих избирательных округах; лично знаком с наиболее активными представителями Ë Избиратели имеют представление о том, кому доверяют представительство своих интересов в органах власти. ▬ Голоса избирателей, отданные за непобеждённого кандидата, пропадают, а победитель имеет поддержку явного меньшинства избирателей

 

B. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ -порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Характерные черты:

ü Территория страны – единый избирательный округ

ü Политическая партия выдвигает списки кандидатов

ü Избиратели голосуют только за один из списков, т.е. происходит голосование за партии в масштабах всей страны

ü Партии получают число мест в представительные органы пропорционально числу отданных за них голосов

Ë Обеспечивает более справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте Ë Представлен широкий спектр политических партий Ë Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий ▬ Избранные депутаты ответственны не столько перед избирателями сколько перед партией ▬ Избиратель выбирает не отдельных депутатов, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны ▬ Появление в парламенте множества мелких партий, которые препятствуют принятию нужных решений

 

C. МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ (смешанная) – часть мест распределяется в соответствие с мажоритарной системой, а другая часть в соответствие с пропорциональной избирательной системой

Характерные черты:

ü Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий

Ë Формируется действительно представительный парламент ▬ В большей степени обстановка благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов ▬ Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществление).

Признаки: 1. Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человечества

2.Нацеленность на завоевание и осуществление власти

3. Наличие политической программы, т.е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придёт к власти.

4. Наличие организации:руководящие органы, членство, имеет устав, наличие разветвлённой сети местных организаций.

Тип (стиль) лидерства:

a) ЛИДЕР-ЗНАМЕНОСЕЦ - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

b) ЛИДЕР-СЛУЖИТЕЛЬ - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

c) ЛИДЕР-ТОРГОВЕЦ - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

d) ЛИДЕР-ПОЖАРНЫЙ – реагирует на конкретную ситуацию, на порождённые ею проблемы и события

Функции политических партий:

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществление власти; участие в формировании власти

2. СОЦИАЛИЗАЦИИ: политическое воспитание, формирование политической культуры

3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ: формирование общественного мнения; выражение интересов социальных групп; выражение интересов определённых групп и слоёв населения

4. РЕКРУИТОРСКАЯ: подготовка кадров политиков

5. ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ: организация и участие в избирательных компаниях

Виды партий:

1. По отношению к власти:

a) ПРАВЯЩИЕ – те, которые находятся у власти

b) ОППОЗИЦИОННЫЕ – те, которые ведут альтернативную политику и имеют главную задачу – завоевание власти

2. По характеру членства:

a) МАССОВЫЕ:

— формируются на основе общественно-политических движений;

— многочисленны;

— отличаются тесной связью между членами партий;

— имеют первичные организации;

— деятельность ведётся систематически.

b) КАДРОВЫЕ:

— созданы для влияния на властные структуры;

— задача - удержание власти;

— немногочисленны;

— опираются на профессиональную политику;

— проводят деятельность только в период выборов.

3. По шкале политического спектра:

a) ЛЕВЫЕ (социалисты и коммунисты) – выступают:

— за реформы

— за вытеснение частного сектора

— за социальную защиту трудящихся

— за использование революционных методов действий

b) ЦЕНТРИСТСКИЕ – выступают за компромисс и сотрудничество

c) ПРАВЫЕ (либералы и консерваторы) - вступают:

— за сильное государство

— за охрану частной собственности

— за стабильность

— отрицательно относятся к революции.

4. По способу деятельности:

a) РЕФОРМИСТСКИЕ – стремятся к постепенному преобразованию общества с использованием средств воздействия на власть и законных средств достижения власти.

b) РЕВОЛЮЦИОННЫЕ – стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые чаще всего незаконны.

5. По идеологическому направлению:

* идеология – система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь: способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ориентиры на те или иные политические явления, процессы, структуры.

a) СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ – выступают:

— за более заметное участие государства в жизни общества при сохранении основ свободы,

— за поддержание социально-незащищённых слоёв населения,

— за усиление влияния народа на власть

b) КОММУНИСТИЧЕСКИЕ – нацелены:

— на общественную собственность,

— на полное равенство людей,

— на социальную справедливость,

— на солидарность трудящихся,

— на приоритет общественных интересов над личными

c) КОНСЕРВАТИВНЫЕ – выступают:

— за преемственность развития,

— за уважение к традициям,

— за устоявшиеся моральные и религиозные ценности.

d) ЛИБЕРАЛЬНЫЕ – выступают:

— за свободу и независимость личности в обществе,

— за неприкосновенность частной собственности,

— за не вмешательство государства в сферы общества,

— за политическое равенство людей.

e) КЛЕРИКАЛЬНЫЕ:

— придерживаются религиозной идеологии

— нацелены на усиление позиций церкви

f) НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ:

— Строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей

— Нацелены на насилие, подавление личности, ликвидацию свободы

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

совокупность партий, участвующих в формировании законодательной и исполнительной структуры власти.

Типы партийных систем:

1. ОДНОПАРТИЙНЫЕ – в обществе функционирует одна партия, которая выводит из политической жизни всех конкурентов

2. ДВУХПАРТИЙНАЯ – в обществе существует две сильные партии, которые периодически приходят к власти: «обмен власти осуществляется в результате выборов между двумя партиями» (США, Великобритания)

3. МНОГОПАРТИЙНАЯ – в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимущества перед другой. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса, в результате образуются партийные блоки и многопартийные коалиции.

è многопартийная система с одной доминантной партией! – на выборах принимает участие 4-5 крупных партий и лишь одной из них избиратели отдают предпочтение.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Признаки:

· Стремления не к достижению власти, а к воздействию на власть

· Добровольное членство

· Приближены к обыденной жизни людей

· Пестрота социальной базы

· Необязательное идеологическое единство

· Не имеют строгой иерархии

· Выражают частные интересы той или иной группы людей

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

1. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ: характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политической культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии.

2. ПОДДАННИЧЕСКАЯ: отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. АКТИВИСТСКАЯ: присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

- это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки:

a) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: частная собственность,многоукладная экономика, конкуренция

b) СОЦИАЛЬНЫЕ: преобладание в обществе среднего класса

c) ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, политический плюрализм

d) КУЛЬТУРНЫЕ:свобода совести, обеспечение права человека на информацию, рост образовательного уровня населения

Примеры: попечительские советы, комитет солдатских матерей, общество защиты прав потребителей, союз производителей, спортивное общество, благотворительный фонд

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

- государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой прежде всего в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

Признаки:

· Верховенство права во всех сферах жизни общества

· Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона

· Реальное разделение властей (наличие законодательной, исполнительной, судебной властей, при этом из государственных органов ни одному не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»)

· Полная гарантированность прав и свобод человека

· Взаимная ответственность государства и личности (граждане несёт ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами)

· Политический и идеологический плюрализм

КОНСТИТУЦИЯ

- это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принята 12 декабря 1993 г.) – основной закон РФ, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Особенности:

1. Принимается народом (или от его имени)

2. Имеет учредительный характер (в КРФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти – статья 3, часть 1)

3. Обладает высшей юридической силой (статья 15 КРФ)

4. Имеет всеохватывающий характер (КРФ распространяется на все сферы жизни общества)

5. Является основой для всех источников права (принцип и положение КРФ играет направленную роль для всей системы права и системы законодательства – статьи: 11, ч 1; 15, ч2; 16, ч1,2)

6. Отличный, особый порядок охраны (КРФ устанавливает, что президент РФ является её гарантом и защищает КРФ - статьи: 80, ч2; 82, ч1)

7. Характерен особый порядок пересмотра и внесения поправок (глава 9, статьи: 134, 135, 136)

Структура КРФ:

A. ПРЕАМБУЛА - вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта.

B. ГЛАВЫ:

№ Главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
  Основы Конституционного строя Статьи: 1 - 16 · Сущность государства:статьи 10; 1, ч1; 4, ч1,3; 5, ч1; 12; 16, ч1 · Правовые положения человека и гражданина: статьи: 2; 6, ч1,2 · Принципы социальных и экономических отношений: статьи 7; 8 ч1,2; 9 · Основы политической системы общества: статьи 4, ч2; 10; 11, ч2; 15, ч2 · Взаимоотношения государства и религии: статья: 14, ч1
  Права и свободы человека и гражданина Статьи: 17 - 64 · Гражданские (личные) права –принадлежат человеку как биосоциальному существу: Статьи 19 - 25; 27 - 29; 45 - 54; 60; 62 · Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни: статьи 30 - 33; 63 · Экономические права –обеспечивают возможность распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления: статьи 34 - 37 · Социальные права –обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни: Статьи 38 - 43 · Культурные права –обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: статьи: 26, 44 ОБЯЗАННОСТИ: · Соблюдение конституции и законов РФ (ст. 15 ч.2) · Защита отечества (статья 59) · Уплата налогов (статья 57) · Бережное отношение к природе (статья 58) · Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, ч3) · Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья - 38, ч2,3) · Обязательное получение основного общего образования (статья 43, ч4)
  Федеративное устройство Статьи: 65 - 67   · Конституционный статус РФ и её субъектов: Статьи 66 - 69 · Взаимоотношения между федеральной властью и субъектами:статьи 71 – 72;75, ч1
  Президент РФ Статьи 80 - 93   · Статус президента: статьи 80; 87, ч1 · Порядок вступления в должность:статьи 81, ч1,2,3 · Полномочия:статьи 83 – 84;86;89; 90 · Порядок отрешения президента от должности: Статьи 92, ч2; 93, ч1
  Федеральное Собрание Статьи: 94 - 109   · Основа организации и деятельность Федерального Собрания, его статус:статьи №94; 98, ч1; 99, ч1 · Порядок формирования:статьи 95; 96, ч1; 97, ч1,3 · Компетенция:статьи – 102; 103; 104; 106 · Нормы законодательного процесса: статьи 105, 107, 108
  Правительство РФ Статьи: 110 - 117 · Порядок формирования правительства, его структура:статьи: 110, 111, 112, 113 · Уровень компетенции:статья - 114 · Порядок отставки, выражение недовольства:статьи - 116, 117
  Судебная власть Статьи: 118 - 129 · Судебная система:статьи - 118, 119 · Статус судей:статьи: 120, ч1;121, ч1; 122, ч1 · Принципы судопроизводства:статьи - 123, 124 · Порядок формирования и компетенция Конституционного суда РФ –статья 125; Верховного Суда –статья 126; Высшего Арбитражного –статья 127; прокуратуры РФ –статья 129, ч2,3,4
  Местное самоуправление Статьи: 130 - 133   · Система и функции местного самоуправления: Статьи: 130-132 · Гарантии местного самоуправлении:статья 133
  Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статьи: 134 - 137 Порядок изменения и дополнительных действий конституции, её пересмотр

Основы Конституционного строя РФ:

A. Основы организации государственной власти:

a) Суверенитет народа: статьи – 1 - 4

b) Федерализм: статьи - 1, 5

c) Республиканская форма правления: статья 1

d) Разделение властей: статьи – 10 -11

e) Правовое государство: статьи – 1, 4, 15, 18

f) Приоритет международного права: статья 15

B. Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина:

a) Признание человека и его прав высшей ценностью – статья 2

b) Демократическое государство – статьи – 1 - 3, 30, 32

C. Основы организации жизни гражданского общества:

a) Социально государство – статья 7

b) Светское государство – статья 14, 28

c) Идеологический и политический плюрализм – статья 13

d) Многообразие и равноправие форм собственности – статьи - 8, 9

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...