Тема I. Конституционное право. Конституции
1.Конституционное право: система правовых норм, наука, учебная дисциплина. «Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. Конституционное право (как отрасль права) – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с определением основ устройства общества и государства, основ правового положения личности, а также организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право (как наука) – совокупность научных теорий, взглядов, суждений по проблемам конституционного права. Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук и относится к отраслевым наукам (т.е. изучает отрасль конституционного права). Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки. Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют общий источник — единую сферу базовых, исходных общественных отношений. 2.Субъекты, источники и основные тенденции развития конституционного права. Для возникновения конституционно-правовых отношений необходимы субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения. Классификация субъектов конституционно-правовых отношений: · физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; · общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;
· государство; · государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии); · органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления; · органы конституционного надзора; · органы местного самоуправления; · депутаты центральных и местных представительных учреждений; · ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др. Источники конституционного права -различные формы выражения конституционно-правовых норм. Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать. Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы: 1. Естественное право - общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира. Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права. 2. Позитивное право - писаное право, закрепленное в соответствующих формах. Источники: 1. Конституции (основной источник); 2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы - законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);
3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях); 4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией); 5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона); 6. Решения органов местного самоуправления; 7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем); 8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами); 9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства); 10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат - свод норм мусульманского права. 3.Конституционно-правовая ответственность в зарубежных странах. 4.Конституция и ее виды, ее юридическая и социально-полити- ческая сущность. 1. Какие значения имеет термин «конституционное (государственное) право»? 2. Чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права? 3. Как строится система конституционного права? 4. Каковы характер и особенности конституционно-правовых отношений? 5. В чем специфика источников конституционного права? 6. Чем обусловлена и в чем проявляется ведущая роль конституционного права в правовой системе? 7. Каковы основные тенденции в развитии конституционного права и в чем они проявляются? 8. Чем занимается наука конституционного права?
9. Почему применительно к советскому периоду в истории нашей страны мы говорим не о науке, а о литературе в области конституционного права? 10. Что представляет собой учебная дисциплина «конституционное право зарубежных стран»? Чем она отличается от науки? 11. Что такое конституция с юридической и социально-политической точек зрения? 12. Почему конституция является юридической базой текущего законодательства и актом высшей юридической силы? 13. Что означают положения ирландской Конституции о правах, предшествующих позитивному праву? 14. Имеются ли различия по сущности, содержанию, форме и порядку изменения между конституциями США и Великобритании? Какие это различия? 15. Какой порядок принятия и изменения конституций Вам представляется наиболее демократичным и почему? 16. Какие признаки положены в основу классификации конституций? К каким классификационным видам можно отнести Основной закон для Германии? 17. Сравните юридическое оформление заключительных и переходных положений в конституциях зарубежных европейских государств и в действующей Конституции России. 18. Какие объекты и какие виды конституционного контроля предусмотрены Основным законом для Германии? А Конституцией России? 19. Чем органы политического конституционного контроля отличаются от органов судебного такого контроля? 1. Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. 2. Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.
Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования. В конституционном праве мы встречаем весь спектр таких методов. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений распространен, в частности, метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся, например, к организации и функционированию власти: «Все доходы и расходы государства и местных сообществ по финансированию публичных потребностей должны быть отражены в их бюджете» (часть первая ст. 148 Конституции Республики Словении 1991 г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.). Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола, национального происхождения, религиозных вероисповеданий и любым другим, ущемляющим достоинство человека, запрещена и карается законом» (первое предложение ст. 42 Конституции Республики Куба 1976 г. в ред. 1992 г.) Конституционному праву известен и метод дозволения (или правонаделителъный метод), применяемый иногда при определении полномочий государственных органов: «До промульгации Президент может один раз потребовать пересмотра закона Парламентом» (ч. 2 ст. 77 Конституции Румынии 1991 г.). Когда же речь идет о похожих нормах, формулирующих права и свободы человека и гражданина, правильнее говорить о методе провозглашения, подтверждения, конкретизации существующих независимо от данного государства (надпозитивных) норм: «Национальные и этнические меньшинства могут создавать органы местного и всевенгерского самоуправления» (ч. 4 § 68 Конституции Венгерской Республики 1949 г. в ред. 1990 г.); Следует также отметить, что в случаях, когда устанавливается компетенция органов власти, одна и та же норма зачастую сочетает и правонаделительный и обязывающий элементы. Это означает, что орган власти вправе действовать определенным образом и в то же время обязан делать это. Такие нормы формулируются обычно в виде повествовательных утвердительных предложений, как, например: «Конституционный суд разрешает споры о компетенции между центральными органами государственной администрации, если законом не установлено, что эти споры решаются иным государственным органом» (ст. 126 Конституции Словацкой Республики 1992 г.). В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права.
3. Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы. Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти. Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право). Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|