Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство»




В основе учебников лежит системно - деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):

-воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учетом многонациональности России);

-развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

-общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

-воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно – нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

-воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

-развитие основ научных знаний об окружающей действительности в искусстве, о взаимосвязях объектов;

-совершенствование индивидуальных способностей;

-формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально - ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

V. Планируемые результаты освоения программы и система их оценки

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.) образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребенка, учитывая в том числе учебно – познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Все это оценивается с учетом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных постижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

• оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;

• уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/ достаточный, низкий);

• оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

• потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за свои поступки и действия, способность брать ответственность на себя.

Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфолио ученика. То совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учетом спе-цифики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

• творческие работы ребенка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности - написании сочне поэтических пробах, созданных проектах и т.д.

• различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им за успехи во внеурочной деятельности;

• оценочные характеристики успешных докладов, сообщений презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.

Зги документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Предлагая детям задания для итогового метапредметных и предметных результатов освоения программы, учителю следует обратить внимание на следующее.

1. Уровень достижений учащегося в соответствии со стандартом проверяется в конце четвертого года обучения. Контрольные работы (одна — по метапредметцым результатам, другая - по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например. 15 мая – контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая – по предметным.

2. Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания базового уровня с учетом цели каждого задания. Из однотипных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

3. Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования…. Завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственной аттестации по завершению начального общего образования не проводится. В соответствии со ст. 13 в уставе образовательного учреждения определяется «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения». В ст. 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам… по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в иных формах».

Образовательное учреждение, устанавливая систему оценок при промежуточной аттестации, должно учитывать психологические возможности младшего школьника, возникающие в процессе контроля нервно – психические проблемы, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки выставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итого учащегося и в отчете школы по реализации ФГОС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...