Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XIX век. Романтизм. Реализм




Античность. Древняя Греция

Древняя Греция. Этапы древнегреческой культуры: гомеровский, архаический, классический (ранняя, высокая, поздняя классика), эллинизм. История. Крито-микенская (эгейская) цивилизация как исток мифов. Греческая мифология; Хаос - Гея, Уран - Тартар, Эрос; Титаны, свержение Урана - Крон, Рея - потомство богов, Зевс - греческий пантеон на Олимпе (Гера, Посейдон, Аид, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гефест, Гермес, Дионис, Афина). Мифологическое мышление.

Гомеровский период: Эпос. Героический эпос. Гомеровский эпос, его историческая и мифологическая основа. Особенности эпического мировоззрения и стиля гомеровских поэм. «Илиада» как военно-героическая поэма. «Одиссея» как героическая поэма странствий и Пути.

Классический период - наивысший расцвет категорий и принципов древнегреческой культуры. Противопоставление себя варварскому миру. Античный город-государство (полис): демократические основы существования, попытка создать открытое горизонтальное общество, формально равное индивидууму, культ свободы. Человек: тело и душа («псюхе», «тимас», «нус» присущи людям и богам), культ тела человека. Древнегреческая архитектура и скульптура. Космос, макро- и микрокосм, эстетические категории - красота, мера, гармония. Хаос. Поиск основы мироздания: Фалес, Гераклит Эфесский («логос»); Пифагор, Эмпедокл Демокрит; софисты; Сократ. Платон: мир вещей и мир идей. Аристотель: учение о сущности, материи и форме, система категорий. Аристотель о природе искусства, о трагедии, подражании и очищении. Самопознание и самосознание литературы.

Античная литература, ее историческое и художественное значение. Классические литературные жанры античности. Специфические черты античной литературы: мифологизм, традиционализм, жанровое богатство. Театральное искусство: устройство греческого театра, его эстетика, жанр трагедии, истоки, представители (Эсхил, Софокл и Еврипид). Мифология и драматургия. Принципы построения классической трагедии. Онтологический и гносеологический параметры трагедии. «Катарсис».

Греческая архитектура. Модель города. Структура храма. Александрийский маяк, Колосс Родосский. Греческая скульптура - идеал физической красоты: Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский. «Телесность» античной скульптуры: Мирон, Поликлет, Фидий. Скульптура поздней классики: Скопас, Пракситель. Родосская школа скульптуры: Колосс Родосский, Лаокоон, Ника Самофракийская. Вазопись в Древней Греции.

Античность. Древний Рим

Историческая справка (Греция и Рим). Периодизация, общая характеристика периодов римской истории: 1) царский период - деление на территориальные общины, царь и сенат, народное собрание (период архаики) 2) республиканский (римский скульптурный портрет, римский эпос, Вергилий и Гораций, Овидий), 3) ранняя империя (Витрувий; Колизей, Пантеон), 4) поздняя империя (Константин Великий, признание христианства, разделение империи на Восточную (Византия) и Западную, разграбление Рима войсками Алариха, вандалами Гейзериха, оккупация Италии остготами).

Мифология Древнего Рима: древнеримская мифология (Юпитер, Юнона, Диана, Виктория); идентификация с греческими богами в процессе сближения культур (Юпитер - Зевс, Юнона – Гера, Диана – Артемида, Виктория – Ника); Геракл (Геркулес), 12 подвигов. Завоевание восточных стран, проникновение культов Осириса, Исиды. 1 тыс. н.э. – начало распространения христианства.

Культура Древнего Рима. Универсализм Римской империи. Специфика римской идеологии: патриотизм, ощущение собственной богоизбранности; почитание мужества, достоинства, строгости, практического хозяйственного и юридического мышления, умение подчиняться дисциплине и закону. Греки - философия и искусство, римляне - война, политика, земледелие, право. «Римский моральный кодекс»: благочестие (pietas), верность (fides), серьезность (gravitas), твердость (constantia).

Переворот в культурной жизни после завоевания Греции. Исторические, юридические и философские сочинения.

Литература. Вергилий и Гораций как главные выразители римской классики. Овидий и «тайна любви».

Искусство (архитектура, пластика). Римский город: архитектура (триумфальные арки, площади (форумы), храмы, театры, мосты, акведуки, рынки, ипподромы), искусственные водоемы. Пантеон в Риме. Колизей. Римская скульптура. Римский скульптурный портрет.

Достижения греко-римской античности (мифотворчество, опыт демократического устройства общества, система римского права, непреходящие произведения искусства (литература, пластика, архитектура), основы эстетики, многообразие философских идей).

Искусство Византии

Три этапа истории культуры Византии: ранний (IV - середина VII века); средний (VII - IX века); поздний (X - XV века). Образование Византии из восточной части Римской империи. Центр - Византия (Константинополь; Царь-Град). Формирование культуры из противостояния античной традиции и нового христианского мировоззрения. Борьба и постоянный синтез.

Неоплатонизм (III - V века): влияние зарождения христианства и упадка Римской империи; глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы. Плотин (204-270): непознаваемое Единое в основе всего сущего. Три ипостаси Единого: ум, душа, космос (материя). «Здешний» и «тамошний» мир; «здешний» - театральное действие, игра в мир «тамошний». Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.): развитие учения. Прокл (410-485): высшее знание только через божественное озарение; любовь (эрос) - связь человека с божественной красотой, ум - с абсолютной истиной, вера - с благостью Бога (колоссальное влияние на средневековую метафизическую культуру).

Богословские дискуссии; направления богословской мысли: арианство, несторианство, монофиситизм, халкедонитство. Закрепление основных христианских догматов. Новая концепция всемирной истории - идея линейного времени. Дискуссии о сущности мироздания: антиохийская школа, каппадокийско-александрийская школа. Патристика: епископ Василий Великий (300-379), Григорий Нисский (335-394).

Формирование новой эстетики: античные воззрения о сущности прекрасного, глубокий спиритуализм. Храм Святой Софии.

Система образования: два уровня (тривиум, квадривиум).

Противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.): 1) временная победа иконоборцев (преобладание в византийском христианском искусстве орнаментальных и декоративных отвлеченно-символических элементов, уничтожение памятников раннего этапа); 2) победа иконопочитателей (окончательное сложение иконографического канона, переход от античного идеала калокагатии к христианскому идеалу духовно совершенной, целомудренной и благочестивой личности).

Поздний период: начало рационализация христианского вероучения, Михаил Пселла, Иоанн Итал: новый тип ученого (вера в способность науки постичь истину, даже в сфере божественного) - истоки гуманизма эпохи Возрождения. Исихазм как официальная форма православия. 1000-летняя история Византии - русская культура.

Средние века

Периодизация средневековой культуры: раннее, высокое, позднее Средневековье. История христианства: Рим, борьба и принятие, влияние предшествующей культуры, начало средневековой культуры.

Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция: смена «космоса» и «логоса» сверхприродным богом и иррациональной верой, смена мимесиса фантасией. Принципиальное отличие основ христианской этики (ответственность, интроспекция, самоограничение и самопожертвование). Теизмом и теоцентризм. Нравственные заповеди. Культура Средневековья: монастыри, монашеские ордена. Традиционализм средневековой культуры. Функции знака. Универсализм. Иерархизм, аллегоризм, стремление сквозь тварный мир прозреть божий замысел. Патристики. Августин Блаженный (354-430), «О Граде Божьем», «Исповедь»: новое, глубоко психологичное понимание личности и человечества в целом, их духовное развитие; мистическая интерпретация истории, разграничении двух градов - Небесного и земного. Град Небесный как единственный путь преодоления греховной испорченности человека. Схоластика (А. Кентерберийский, П. Абеляр, Ф. Аквинский). Фома Аквинский (1225-1274): попытка рационалистически систематизировать христианское знание, вывести логические доказательства бытия божьего. Картина мира средневекового человека: универсальные черты.

Роль языка и слова в средневековой культуре. Понятие «литература» в Средневековье. Древнейшие памятники европейского эпоса. Эпос архаический и героический. Миф и сказка как источники архаического эпоса. «Старшая Эдда». Песни о героях. «Беовульф». «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах».

Рыцарский роман. Куртуазная культура, куртуазный кодекс чести. «Тристан и Изольда». Жанры средневекового театра. Сатира. Фаблио, шванки, «Роман о Лисе». Поэзия вагантов. Система театральных жанров: мистерия, миракль, моралите. Фарс.

Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения.

Архитектура. Храм дороманского периода: структура, особенности. Романский стиль Средневековья. Три крупнейшие школы готики. Первые университеты.

Ренессанс

Кризис средневековой культуры. Феномен Данте: иерархия миров воздаяния в «Божественной комедии». Николай Коперник, «О вращениях небесных сфер»: научно-методологический подход к миру («видимое не есть действительность»). Джордано Бруно: Вселенная бесконечна, множество миров; Бог тождественен природе, т.к. проявляется в единичных вещах. Галилео Галилей: утверждение различной природы философской, научной истины и истины религиозной.

Ренессанс: светское начало в христианстве. Новая картина мира: антропоцентризм (человек восходит до уровня творца, приближение к Богу); индивидуализм (гипертрофированное ощущение своей самоценности, созидательной функции); возрождение системы ценностей, эстетических категорий, образов античности; возрождение телесности человека. Ренессансный гуманизм (античный тип образованности как основа мировоззрения).

Эстетика Ренессанса. Отказ от средневекового аскетизма, возрождение языческой полноты жизни, гармонии и пропорции. «Обратная перспектива», «золотое сечение» и расцвет живописи. «Очеловечивание» Христа, сцены из светской жизни. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Северный Ренессанс (Германия, Нидерланды): симбиоз средневекового и возрожденческого, роль символики, библейских сюжетов; новое - появлении обнаженной натуры, интерес к быту (Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Мужицкий, Альбрехт Дюрер).

Испанское Возрождение. Эль Греко, Веласкес. Золотой век испанской литературы. «Дон-Кихот» - первый европейский роман Нового времени.

Возрождение в Англии. Театр Шекспира.

Столетняя война. Реформация как плод Ренессанса. Мартин Лютер: 95 тезисов. Основные идеи протестантства: церковь не имеет права отпускать грехи человека; спасает только искренняя вера; церковь не может быть посредником в общении человека и Бога, Бог в каждом; все ничтожны перед Богом, независимо от общественного положения. Ж. Кальвин: удача в делах – знак благорасположения высших сил. Протестантство как основа капиталистического развития Европы (М. Вебер).

Контрреформация. Сектантство.

Новое время. Барокко.

XVII в. - столетие науки и философии. Исторический фон: новая Европа, единый, однородный мир, время и пространство как основные координаты человека. Анализ как ведущий метод науки. Научная революция XVII века и ее роль в становлении новой, механической картины мира, концепции человека в Новое время. Значение открытий в астрономии (Галилей, Кеплер), в физике (Галилей, Ньютон), физиологии (Гарвей), математике (Декарт, Ньютон). Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия. Кардинальное изменение в понимании природы: от толкования природы как организма к природе как механизму. Роль философии Бэкона, Гоббса, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира. Декарт. Картезианство как основа новоевропейской философии. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII веке.

Барокко - антитеза классицистскому искусству. Этимология, значение термина. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека. Стоицизм и эпикурейство в барокко. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, одиночество и хрупкость человека. Барокко как искусство гиперболы. Движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Барочная архитектура: Л. Бернини, Г. Гвардини, В. Растрелли. Барочная живопись П.П. Рубенса. Барочная музыка: А. Вивальди, И.С. Бах. Испанский театр: Лопе де Вега; П. Кальдерон.

Новое время. Классицизм

Искусство XVII века. Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Этимология, значение термина. Преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала (рациональные основы). Классицизм и рационалистическая философия. Попытка художественного преодоления противоречия посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности. Понятия «нормы» и «меры». Нравственно-психологическая проблематика. Примат замысла над воплощением. Монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (система трех единств и иерархии жанров). Театр французского классицизма. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера. Басня (Лафонтен).

Век Просвещения

Просвещение - главный феномен XVIII века, культурная эпоха между метафизическим рационализмом и романтизмом. Центральные идеи: осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как «tabula rasa», идея прогресса человека и человечества. Просвещение как проект мирного и постепенного переустройства человека и общества путем воспитания и убеждения. Содержание понятия «разум» в XVIII веке. Деизм как «естественная», «светская» религиозность. Роль компромисса в мышлении человека XVIII столетия (способ выражения идейной терпимости).

Светские салоны. Вольтер, Дидро, Руссо.

Философия Канта – вершина просветительской мысли. Кант о познавательной способности человека; учение Канта об искусстве.

Литературные направления XVIII века. Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.). Классицизм, рококо и сентиментализм как основные литературные направления XVIII столетия.

Рококо: особенности понимания гедонизма, двойственность и снисходительность компромиссной морали рококо, постижение интимной психологии частного человека, игровое начало. Архитектура и живопись: садово-парковая архитектура, театральные мотивы в живописи (Ватто, Буше).

Сентиментализм: сенсуализм как философский исток сентиментализма, «сердце» и «ум», «рассудочное» и «чувствительное», тяготение к «идиллическому хронотопу», исповедальные мотивы, сильная дидактическая установка. Литературные жанры: роман, дневники, путевые заметки, элегии.

«Фауст» Гете как явление эпохи Просвещения в литературе. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв.

Эстетически прекрасный XVIII в. и трагедия Французской революции.

XIX век. Романтизм. Реализм

XIX век: формирование буржуазных демократий, век перезревшей буржуазной культуры. Окончательное объединение науки и техники. Замена «личностной» культуры на «массовую». Множественность философских течений. Немецкая классическая философия.

Романтизм. Мистическое мировосприятие, сказочность, обращенность в национальное прошлое. Концепции личности и творческой личности. Романтизм как культура абсолюта, предела. Открытия романтиков: категории историзма и народности, особенности романтического психологизма. Эстетика литературы романтизма (исключительный герой в исключительных обстоятельствах, фрагментарность, исповедальный лиризм, фантастика, гротеск/романтическая ирония). Братья Шлегели, Новалис, В. Гюго, Д. Байрон, Диккенс. Поздний романтизм – Готье, Бодлер. Музыка (Вагнер, Шуман). Живопись Д.Г. Россетти, К. Ф. Давида.

Реализм (критический реализм). Качественная новизна эстетики реализма: открытость, отсутствие канона. Глубинное постижение жизни, широкий охват действительности, художественное осмысление всех ее противоречий. Интерес к современности, социальная ангажированность, дух анализа, классификации, научного познания в литературе и приемы романтической эстетики. Иллюзия правдоподобия - новая мера художественной условности. Изображение «среднего человека» и отказ от использования пафосных романтических приемов. Характер человека как противоречивое и развивающееся единство, влияние среды обитания и обстоятельств жизни. «Человеческая комедия» Бальзака как новая модель литературного творчества. Новый тип иронии в реализме. Живопись О. Домье, Г. Курбе. Накопление эстетической усталости в реализме.

Последняя треть XIX века – натурализм (влияние позитивизма О. Конта, Г. Спенсера). Объяснение природы искусства посредством представлений естествознания. Видение правдивости искусства в точном описании фактов действительности («раса», «среда», «момент»).

Рождение субъективной художественной реальности (импрессионизм). Уход от типичности, сиюминутность, случайный взгляд. К. Моне, Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, А. Тулуз-Лотрек. Уход от типичности, сиюминутность, случайный взгляд. Начало постимпрессионизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...