Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум по философии № 1.

Рекомендации к выполнению практических заданий по философии.

1. Уважаемые студенты! Напоминаю, что выполнять задания практикума вы должны в отдельных тетрадях (12 листов). Перед тем, как давать ответы, напишите заголовок – номер практикума.

2. Для ответа на вопрос вы имеете право использовать все доступные информационные ресурсы – от учебника и конспектов лекций до Интернет (поэтому Goggle вам в помощь! Особенно он пригодится для распознания картинок)

3. Ответы на вопросы должны быть максимально подробными (ваши устные комментарии «Ну зачем это писать? Это и так понятно!» при выставлении оценки за практикум учитываться не будут. Будут учитываться только написанные в вашей тетради ответы).

4. Если у вас возникают технические вопросы по выполнению заданий – обращайтесь к преподавателю, не стесняйтесь!

5. Если у вас возникают далеко не технические вопросы по выполнению заданий, то можно посоветоваться с коллегами и попытаться с помощью коллективного разума ответить на «каверзный вопрос». Однако помните: две одинаковые работы – две одинаковые оценки.

Успехов!

Практикум по философии № 1.

«Философия как наука. Философия Древнего мира»

1. Какая потребность вынуждает людей вот уже 2500 лет философствовать? В истории философии существуют две основные версии ответа на этот вопрос, которые даны древнегреческими философами. Сократ когда-то отметил, что на философствование человека вдохновляет переживание неминуемой смерти (если бы человек был бессмертным, это лишило бы его возможности ставить вопрос о смысле своего существования). Другой ответ был дан Аристотелем. Свой известен трактат «Метафизика» он начинает словами: «Все люди от природы стремятся к знанию». Само же познание, по Аристотелю, начинается с удивления. Именно это и приводит человека к поиску ответа на вечные вопросы.
Прокомментируйте позиции Сократа и Аристотеля. Какой ответ на этот вопрос дали бы вы? Обоснуйте свою точку зрения.

 

2. Термин «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». В чем, на ваш взгляд, разница между понятиями «знание» и «мудрость»? Почему античный философ Гераклит сказал, что «многознание уму не научает»? А что же «научает уму», прибавляет мудрости по мнению Гераклита и по вашему мнению?Что есть «мудрый человек» для вас?

 

3. Каков смысл христианской идеи творения Богом мира из ничего? Что отличает данную теорию от древнегреческой теории создания мира из первичной материи – «архе»? Какие еще теории возникновения мира вы знаете (Древняя Индия, Китай, др.)? Есть ли что-то общее у этих теорий?

 

4. Философию буддизма некоторые исследователи часто называют пессимистичной. Однако сами буддисты не считают свое учение таковым и даже обвиняют тех, кто так считает, в непонимании сути буддизма. Какие тезисы философии буддизма наводят на мысль, что это учение пессимистично? И почему на самом деле это не так?

 

5. Кто изображен на данной гравюре? Какое учение было создано этим человеком? Расскажите, что вы знаете об этом учении.

 

 

6. Существует легенда, согласно которой к Зенону, учившему, что движения на самом деле нет, это всего лишь иллюзия, пришел ученик. Желая доказать учителю обратное, ученик нашел остроумный аргумент – он просто стал ходить перед Зеноном. Легенда имеет продолжение: Зенон побил палкой ученика за то, что тот так и не понял главного в рассуждениях учителя – «Очевидность не может быть доказательством!». По этому поводу А.С. Пушкин написал стихотворение «Движение» (1825):

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

 

Раскройте смысл апорий Зенона. Объясните, почему в полемике учителя и ученика прав был именно учитель. Что должен был понять ученик? И, кстати, при чем тут Галилей?

7. Согласно Платону мудрый человек – тот, что познает истину и добивается бессмертия. «В род богов никому не разрешено попасть, если он не занимается философией», – говорил Платон. Почему для обретения бессмертия необходимы именно занятия философией? Как это связано с учением Платона о человеке, его душе и теле?

8. Этика Аристотеля – этика добродетели, а добродетель для него – это «золотая середина» между крайностями, между полярными человеческими качествами (пороками), одно из которых – чрезмерность, другое – недостаточность. Например, чувство юмора – середина между шутовством и дикарством (нелюдимостью). Попробуйте дополнить список добродетелей:

 

а) середина трусости и безрассудной отваги – …

б) середина скупости и расточительности – …

в) середина кичливости и приниженности – …

г) середина зависти и злорадства – …

д) середина бесстыдства и стеснительности – …

е) середина притворства и хвастовства – …

ж) середина своенравия и подхалимства – …

 

9. Кто есть кто? Найдите на картинках следующих философов: Сократ, Платон, Зенон, Парменид, Пифагор, Гераклит.

1) 2)
3) 4)
5) 6)

 

10. Как называется фреска, которую вы видите перед собой? Расскажите об этом произведении искусства. Какое отношение оно имеет к философии? Кто изображен на фреске? С философией скольких персонажей вы знакомы?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...