Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместное проведение учебных практик студентов вузов-партнеров

Комплексная научно-просветительская экспедиция

«Гагаринский плавучий университет» (ГПУ) – 2016

 

Участники проекта

 

Общее количество участников    
Количество молодых исследователей
Количество молодых исследователей
Школьники  
Студенты  
Аспиранты  
Молодые кандидаты наук (до 35 лет)  
   
 
Опыт некоторых их участников В 2015 году коллектив исполнителей проекта уже являлся организатором первой научно-просветительской экспедиции «Гагаринский плавучий университет», которая проходила по территории Саратовско-Волгоградского Поволжья на интервале между г. Саратовом и г. Камышином. В ходе экспедиции были проведены исследования в области инженерной геологии и неотектоники, палеонтологии и стратиграфии, геоэкологии и землеустройства, геоморфологии и геоботаники, социально-экологической истории сети поселений, а также мероприятия для экологического просвещения населения и популяризации науки. По итогам была издана полноцветная научно-популярная книга «Научно-просветительская экспедиция по Саратовско-Волгоградскому правобережью «Гагаринский плавучий университет». Путевые фотоочерки» (Авторы: Иванов А.В., Яшков И.А., Коковкин А.А., Исаченко А.П. М.: Университетская книга, 2015) и снят научно-популярный фильм «Путешествие по Волжским берегам». Путевые заметки о научно-просветительской экспедиции "Гагаринский плавучий университет"», удостоенные специальных наград Всероссийского конкурса «Молодежь и наука – 2015». Участником проекта А.А. Коковкиным (Институт тектоники и геофизики имени Ю.А. Косыгина ДВО РАН, г. Хабаровск) в течение нескольких геологических экспедиций на территорию Намибии и ряда стран Центральной и Юго-Восточной Азии изучались окраинно-континентальные структуры Африканского и Евразийского материков (см., например, работу А.А. Коковкина «Эволюция новейшей окраинно-континентальной структуры Намибии и структура-антипод востока Азии». Популяризируется «Опыт междисциплинарного исследования на синергетической основе» (Саратов: Приволжская книжная палата, 2014). Участниками проекта проводится анализ комплекса геоэкологических опасностей и их картирование на территориях с разной степенью урбанизации и геолого-геоморфологических условий (см., например, работу А.В. Иванова, И.А. Яшкова «Экологические опасности Саратовского Поволжья. Интерактивный атлас Саратова и области» (М.: Изд-во «Макс-Пресс». 2007). Представители Республики Беларусь (БГСХА) - читают курс лекций по землеустройству и кадастрам, агрофизике, геологии, почвоведению, картографии почв, почвам Беларуси, географии почв, основам рационального землепользования, ведут лабораторно-практические и практические занятия, руководят учебной и производственной практикой, курсовыми и дипломными работами на агроэкологическом факультете. В настоящее время научные исследования, выполняемые на кафедре почвоведения, посвящены изучению основных закономерностей изменения гумусового состояния и свойств почвенного поглощающего комплекса дерново-подзолистой легкосуглинистой почвы, происходящих под влиянием антропогенного воздействия.  
Дополнительная информация по участникам Коллектив исполнителей проекта в 2016 году состоит из ученых – докторов и кандидатов наук из университетского и академического сообщества, студентов, аспирантов, школьников. Исполнительные координаторы проекта: Иванов Алексей Викторович (к.г.-м.н., зав. кафедрой геоэкологии и инженерной геологии, декан факультета «Экологии и сервиса» СГТУ имени Гагарина Ю.А.) Яшков Иван Александрович (к.г.н., зам. декана факультета «Экологии и сервиса» СГТУ имени Гагарина Ю.А.) Исаченко Александр Петрович (к.э.н., доцент кафедры землеустройства ФГБОУ ВО «Государственного университета по землеустройству», (ГУЗ), Москва Ключевые исполнители проекта: Варламов Анатолий Александрович(д.э.н., профессор, зав. кафедрой землепользования и кадастров ГУЗ, член корреспондент РАН, академик РАЕН) Папаскири Тимур Валикович (к.э.н., к. с.-х. н., доцент, декан факультета «Землеустройство» ГУЗ) Новиков Игорь Витальевич (к.г.-м.н., ведущий научный сотрудник Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН) Коковкин Александр Александрович (д.г.-м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории сейсмологии и сейсмотектоники Института тектоники и геофизики имени Ю.А. Косыгина ДВО РАН, Хабаровск) Беляченко Андрей Александрович (к.б.н., доцент кафедры экологии СГТУ имени Гагарина Ю.А.) Смуров Андрей Валерьевич (д.б.н., директор музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) Балабко Петр Николаевич (д.б.н., профессор, зав. кафедрой общего земледелия и агроэкологии МГУ) Мысливец Владимир Иванович (к.г.н., МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) Яковлев Александр Сергеевич(д.б.н, профессор, зав. кафедрой земельных ресурсов и оценки почв) Епифанов Владимир Александрович (Сибирский НИИ геологии, геофизики и минерального сырья, Новосибирск) Колмыков Андрей Васильевич (д.э.н., декан Землеустроительного факультета, Персикова Тамара Филипповна(д.с.-х.н., профессор, зав. кафедрой почвоведения) УО «Белорусской государственной сельскохозяйственной академии» (БГСХА), Горки, Республика Беларусь). (По согласованию)

 

Цель проекта:

Комплексный геоэкологический анализ геобиосоциосистем в среднем и нижнем течении реки Волги посредством организации и проведения водно-сухопутной междисциплинарной экспедиции с внедрением результатов в образовательный процесс для неклассических географических направлений подготовки студентов вузов («экология и природопользование», «землеустройство и кадастры», «природообустройство и водопользование», «туризм» и т.п.) и популяризацией научных знаний для широкой общественности.

 

Основные задачи экспедиции:

1. Подготовка и проведение экспедиции - сбор в маршрутах и систематизация эмпирического материала геолого-геоморфологического, неоморфотектонического, эколого-почвенного, геоботанического, эколого-исторического, социально-экологического, этнографического характера, накопление базы данных для изучения вопросов землепользования и тематического картографирования.

2. Анализ особенностей геолого-геоморфологического субстрата, неоморфотектонических явлений и активизации опасных геопроцессов; исследование экологической истории поселений и коэволюционной динамики их сети с геопроцессами.

3. Подготовка научно-популярной книги, фильма, полевого путеводителя.

4. Популяризация геонаучного и эконаучного знания в процессе экспедиции (освещение в СМИ, научно-популярные лектории в населенных пунктах, передвижные выставки вузовского музея) и впоследствии (развитие музейного дела, участие во Всероссийском фестивале науки, распространение научно-популярных книг и фильмов).

 

Социальная значимость:

Результаты проекта в целом позволят создать как научные фактологические и аналитические публикации, так и качественные научно-популярные продукты (книга, фильм, серии телепередач), с помощью которых эколого-историческую, историко-географическую проблематику регионов можно донести до широкой общественности и предложить обоснованные рекомендации для региональной власти.

 

Проекты-аналоги в России и мире:

В настоящее время в России известны многочисленные примеры организации водно-пеших экспедиций. Наибольшую актуальность и социальную привлекательность имеет опыт организации плавучих университетов:

Плавучий университет МГУ имени М.В. Ломоносова на оз. Байкал, Северный и Дальневосточный плавучие университеты и др. В мире в рамках Международной программы ЮНЕСКО "Training-Through-Research" (Плавучий Университет FloatingUniversity) известны маршруты в Черном и Средиземном морях, Арктике и др.

 

Район проведения экспедиции:

Магистральный маршрут экспедиции планируется проложить по реке Волге (в пределах акватории Волгоградского, Саратовского и Куйбышевского водохранилищ) от порта г. Саратова вверх по течению до г. Ульяновска.

Протяженность маршрута по фарватеру реки составляет около 600 км в одну сторону. Район проведения экспедиции планируется разбить на серию полевых пеших и водных маршрутов с заходом в населенные пункты и работой в точках наблюдения (в том числе на уникальных природных объектах в прибрежной зоне).

 

Сроки проведения экспедиции:

Июня – 25 июня 2016 г.

Если "по максимуму" кому-то не удастся поприсутствовать, то можно будет примкнуть к ГПУ на маршруте. Например, в одном из пунктов, в который идут поезда из Москвы: - Вольск (3 июня), Хвалынск (5-6 июня), Сызрань (ориентировочно 8-9 июня), Самара (ориентировочно 11-12 июня). В другие же остановочные пункты, куда не ходят прямые поезда, придется на автобусе или еще как-то добираться. (То есть пока еще можно думать и прикидывать, но желательно бы уже получить предложения от возможных участников...)

 

Перечень оборудования, имеющегося у коллектива для проведения экспедиции:

1. Комплект геодезического оборудования: тахеометр Leica TS11, аппаратура геодезическая спутниковая Leica.

2. Программный комплекс Credo Топоплан и Credo Геология.

3. Комплект полевого снаряжения (палатки, спальники, рюкзаки, планшеты, дневники, полевая кухня).

4. Комплект полевого инструмента: геологические молотки, кирки, кувалды, лопаты.

5. Комплект видеооборудования: видеокамеры, операторский кран.

 

Перечень транспортных средств (аренда) для проведения экспедиции:

1. Аренда речного судна (типа однопалубного с полубаком двухвинтового теплохода проекта Р-121).

2. Аренда полевой машины высокой проходимости (типа бортового автомобиля на шасси КАМАЗ-43114).

3. Аренда передвижной экспедиционной лаборатории на шасси автомобиля УАЗ 220695-420-04.

 

Содержание некоторых из планируемых научно-исследовательских работ:

Участники экспедиции осуществят комплекс заранее спланированных водных и сухопутных маршрутов на водомоторном и автомобильном транспорте, а также пешим порядком.

Центральным пунктом базирования коллектива и концентрации эмпирического материала планируется судно, продвигающееся в акватории Волгоградского, Саратовского и Куйбышевского водохранилищ.

Магистральный маршрут экспедиции в частности, затрагивает территории основных научно-образовательных полигонов СГТУ (в национальном парке «Хвалынский», в районе г. Маркса (СОЛ «Политехник»), Саратовский НОП).

Планируется изучение природных и природно-антропогенных объектов непосредственно в акватории, прибрежной зоне и в границах прилегающих бассейнов малых рек и овражно-балочных систем. При этом, особое внимание будет уделено обеспечению синтетичности и междисциплинарности изучения, описания, комплексной обработки объектов исследований путем совместной работы коллектива (географы, геоморфологи, геологи, почвоведы, геоботаники, геохимики, неоморфотектонисты, картографы, землеустроители и др.) в каждой точке наблюдения по маршруту экспедиции.

Планируется широкое привлечение молодых исследователей: студентов СГТУ имени Гагарина Ю.А., ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), БГСХА, ГМИИГАиК, собирающих в маршрутах тематические материалы, информацию в порядке учебных и производственных практик, подготовки курсовых и выпускных работ студентов, магистрантов и аспирантов, лиц обучающихся в «Школьном технопарке СГТУ».

Предполагается, что отдельное внимание будет уделено сбору данных по динамике опасных геопроцессов (оползневые, эрозионные и др.), связанных с каскадом водохранилищ и проблемам собственно Волги как комплексного объекта (загрязнению природных сред, деградации экосистем); по перечню актуальных проблем эколого-хозяйственной оценки и землеустройства прибрежных территорий и опорных хозяйств ВУЗов.

Особое внимание будет уделено объектам и явлениям, позволяющим понять закономерности и тенденции социально-географического и социально-экологического развития сельских территорий, малых городов и крупных урбанистических систем как ключевых узлов сети приволжских поселений.

Будет осуществлено изучение географической и геоэкологической истории и современной специфики как действующих, так и мертвых поселений на выделенных наиболее показательных участках (модельных полигонах) сети поселений (в том числе посредством экспертных интервью с местными жителями разных поколений и мигрантами). Представлены экспертные предложения по предпроектныи и проектным решениям.

На пути следования экспедиции в ряде населенных пунктах будут организованы мероприятий под эгидой Всероссийского фестиваля науки (научно-популярные лекции, передвижная выставка Музея естествознания СГТУ, презентации, демонстрации короткометражных фильмов, выступления на радио и телевидении, др.)

Непосредственно по завершению собственно экспедиционного этапа собранный эмпирический материал планируется широко задействовать для выполнения междисциплинарных геонаучных исследований, развития экспозиционных и фондовых коллекций организаций участников, НОЦ «Музей естествознания» и учебных коллекций ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по соответствующим дисциплинам, помощи школам и колледжам в оснащении географических кабинетов.

Аналитические исследования и научная интерпретация материала будут осуществляться совместно с ведущими научно-образовательными центрами страны: ПИН РАН, РАЕН, ГУЗ, БГСХА, МИИГАиК, Музеем Землеведения МГУ (согласно договорам о сотрудничестве и при участии на этапах экспедиции представителей вузов-партнеров).

Эколого-геохимические исследования будут выполнены экологической лабораторией СГТУ. Работы по нелинейному моделированию сетей поселений продолжатся, с учетом нового материала, геодезических и иных измерений в НОЦ «Нелинейной динамики сложных систем» СГТУ.

 

Перспективы реализации экспедиции:

Результаты экспедиции 2016 года позволят: придать новый импульс развитию региональной сети научно-образовательных полигонов вузов, вузовских и школьных геонаучных музеев, улучшению проведения учебных и производственных практик студентов из вузов-партнеров, содействию развития краеведения; существенно пополнить эмпирическую основу уже осуществляемых проектов; выработать рекомендации органам власти по обеспечению устойчивого развития территорий и сети поселений, проведению землеустроительных работ, инициировать конкретные проекты и программы регионального уровня при поддержке власти и общественных организаций; поставить ряд новых научно-популярных проектов учебного, издательского и мультимедийного плана, которые могут рассматриваться как самоокупаемые; обосновать предложения по развитию сети уникальных природных и исторических объектов, совершенствованию организации ООПТ (в том числе геопарков).

(См., например, опыт авторов: «Картины прошлого Земли. Палеоэкологические этюды» (2015), «Научно-просветительская экспедиция по Саратовско-Волгоградскому правобережью «Гагаринский плавучий университет». Путевые фотоочерки» (2015) и др.

 

Совместное проведение учебных практик студентов вузов-партнеров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...