Программа МДК.03.04. Теория и методика математического развития
Министерство образования и науки РТ
ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МДК.03.04. Теория и методика математического развития дошкольников
(для студентов заочного отделения)
Разработала:
Гильманова Л.В.
Набережные Челны
2013
ББК 74.102
М 54
Печатается по решению научно-методического совета ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
Составитель:
Гильманова Л.В., преподаватель педагогики и частных методик ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».
Рецензент:
Яковлева А.Н., кандидат педагогических наук
М 54
Методические рекомендации по освоению предмета «методика математического развития дошкольников» / сост. Л.В. Гильманова. – Наб. Челны, 2013. – 26 с.
Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
Пояснительная записка
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Целью данного методического пособия является:
создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи:
Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:
- поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
- доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Программа МДК.03.04. Теория и методика математического развития
Тема 1.
Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста
| Содержание
|
1.
| Значение и задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников
|
2.
| Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста. Становление, современное состояние и перспективы развития, методики обучения элементам математики. (Труды: Я.А. Каменского, В.А. Кемниц, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, В.В. Давыова и т.д.)
|
3.
| Математическое развитие как часть структуры целостного развития ребенка-дошкольника. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
|
4.
| Основные математические понятия
|
5.
| Виды письменной нумерации, системы счисления. Счетные приборы.
|
6.
| Современные программы математического образования дошкольников
|
Практические занятия:
|
1.
| Семинарское занятие: «Из истории формирования элементарных математических представлений»
|
2.
| Возможность всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП (Н.И. Фрейлах)
|
3.
| Проанализировать раздел «Развитие элементарных математических представлений» в программе М.А. Васильевой по плану: структура программы, принцип построения, содержание раздела программы в разных возрастных группах, связь с другими занятиями.
|
4.
| Сравнительный анализ содержания вариативных программ «Детство», «Развитие», «ТРИЗ», «Школа 2100» по математическому развитию детей дошкольного возраста.
|
Тема 2.
Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста
| Содержание
|
1.
| Содержание математического развития дошкольников. Методы и формы обучения детей элементам математики.
|
2.
| Средства обучения детей дошкольного возраста элементам математики. Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики.
|
3.
| Планирование работы по методике математического развития
|
4.
| Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах.
|
Практические занятия:
|
1.
| Отбор количества занятий по математике по разным разделам программы в разных возрастных группах.
|
2.
| Отбор методов и приемов обучения элементам математики в разных возрастных группах.
|
3.
| Определение способов применение ТСО в разных возрастных группах.
|
4.
| Заполнить таблицу: «Положительные и отрицательные качества индивидуальной и коллективой формы обучения»
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 14
Примерная тематика домашних заданий
- Заполнить таблицу основных математических понятий.
- Составить сообщение на тему: «Возникновение математики и развитее её как науки», «Виды письменной нумерации. Системы счисления» (по выбору студентов).
- Составить картотеку малых форм фольклора, в которых представлены свойства, отношения предметов.
- Составить план работы на неделю по математическому развитию (включая занятия и игры во второй половине дня).
- Составить конспект занятия по заданному программному содержанию в определенной возрастной группе и выделить методы и приемы обучения.
Рассмотреть использование разных видов наглядного материала на занятиях по математическому развитию, представленного в виде мультимедийной презентации.
|
Тема 3
Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте
| Содержание
|
1.
| Методика формирования количественных представлений в дочисловой период
|
2.
| Методика формирования у дошкольников представлений о числе и обучение счету
|
3.
| Методика формирования количественных представлений у дошкольников в период вычислительной деятельности
|
4.
| Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи
|
Практические занятия:
|
1.
| Составление конспекта занятия на различение и усвоение понятий «много», «один», «ни одного»
|
2.
| Составление конспекта занятия по обучению детей порядковому счёту в средней группе.
|
3.
| Составление конспекта занятия с использованием приемов сложения и вычитания при решении математических выражений.
|
4.
| Подбор этапов обучения решению арифметических задач к программному содержанию.
|
Тема 4
Развитие представлений о величине предметов и их измерении
| Содержание
|
| Обучение детей способам сравнения предметов величины приемами наложения и приложения в младшем дошкольном возрасте
|
| Способы обследования и сравнения предметов величины с помощью условной мерки в среднем дошкольном возрасте
|
| Методика ознакомления старших дошкольников с общепринятыми мерами измерения
|
Практические занятия:
|
1.
| Составление конспекта занятия по ознакомлению детей с величиной предметов «Экскурсия в ателье»
|
2.
| Определение программных задач по разделу «Величина» на занятия в разных возрастных группах (на примере предложенных педагогических ситуаций)
|
3.
| Подбор игр и игровых упражнений по разделу «Величина» в разных возрастных группах.
|
Тема 5
Развитие представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте
| Содержание
|
| Методика формирования в младшем дошкольном возрасте представлений о форме предметов и геометрических фигурах
|
| Методика формирования у детей в среднем дошкольном возрасте представлений о форме предметов и геометрических фигурах
|
| Формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте
|
Практические занятия:
|
1.
| Подбор методических приемов при ознакомлении с геометрическими фигурами в разных возрастных группах
|
2.
| Разработка и анализ занятия по разделу «Форма» в разных возрастных группах.
|
3.
| Подбор игр и игровых упражнений по разделу «Форма» в разных возрастных группах.
|
Тема 6
Развитие представлений о геометрических фигурах в дошкольном возраста
| Содержание учебного материала
|
| Методика формирования пространственных и временных представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте
|
| Методика формирования у детей пространственных и временных представлений в старшем дошкольном возрасте.
|
Практические занятия
|
1.
| Моделирование фрагментов занятий по формированию пространственных и временных представлений в разных возрастных группах
|
2.
| Моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах-схемах на занятиях в старшем дошкольном возрасте.
|
Тема 7
Способы работы с различными категориями детей дошкольного возраста по математическому развитию
| Содержание
|
| Функции диагностики в дошкольном математическом образовании
|
| Работа со способными к математике детьми дошкольного возраста.
|
| Способы коррекционной работы с детьми, имеющие трудности в обучении математике
|
Практические занятия
|
1.
| Наблюдение за обследованием дошкольника на предмет определения уровня сформированности элементарных математических представлений по видеоматериалам. Применение входных тестов актуального уровня математического развития детей, поступающих в первый класс.
|
2.
| Составление протоколов обследования и анализ полученных данных.
|
3.
| Разработка конспекта развивающего занятия по математике со способными к математике детьми дошкольного возраста.
|
4.
| Разработка коррекционно- развивающего занятия по предложенному программному содержанию.
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 15
Примерная тематика домашних заданий
- Составить игротеку по развитию количественных представлений в разных возрастных группах.
- Составить конспект занятия по предложенному программному содержанию по разделу «Количество и счёт»
- Подобрать дидактические игры по развитию количественных представлений в младшем дошкольном возрасте
- Изготовить раздаточный материал по разделу «Величина»
- Составить таблицу наглядных средств обучения в разных возрастных группах.
- Составить памятку (в виде модели, схемы) на освоение детьми правил сериации, квалификации
- Изготовить пособия по разделу «Форма», «Геометрические фигуры»
- Подобрать дидактические игры и упражнения для дошкольников по составлению фигур из счётных палочек.
- Составить задания дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
- Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников.
- Изготовить наглядность по разделу «Ориентировка в пространстве»
- Придумывание сказки (истории), в основе сюжета которой лежат углубление и расширение детских преставлений о пространственных (временных) отношениях.
- Составление плана диагностики представлений детей о математической готовности обучения в первом классе.
- Составить проект программы работы со способными к математике детьми старшего дошкольного возраста.
|
Учебная практика
Виды работ
Определение целей обучения математического развития и воспитания личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста в процессе планирования и моделирования.
Моделирование процесса организации и проведения:
- занятий по разделу «Количество и счёт» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ;
- занятий по разделу «Величина» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ;
- занятий по разделу «Форма и геометрические фигуры» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ;
- занятий по разделу «Ориентировка в пространстве и времени» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ;
- комплексного занятия по всем разделам программы с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ;
- мультимедиа-презентация плана-конспекта занятия со ссылкой на Интернет-ресурсы.
Составление индивидуальной программы работы с одарёнными детьми по математическому развитию.
Моделирование процесса организации и проведения индивидуального занятия с одарёнными детьми по математическому развитию.
Анализ, самоанализ различных видов занятий в разных возрастных группах.
Составление личного плана самообразования и саморазвития в области математического развития дошкольников.
|
Производственная практика
Виды работ
Определение целей задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий.
Наблюдение и анализ:
- занятий по математическому развитию в разных возрастных группах, разработка предложений по коррекции занятий;
- использования различных видов демонстрационного и практического материала на занятиях по математическому развитию в разных возрастных группах и обсуждение наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции;
- организации работы воспитателем со способными к математике детьми дошкольного возраста;
Составление:
- перспективных и календарных планов, по математическому развитию дошкольников;
- конспектов занятий по математическому развитию с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
Самостоятельная организация и проведение:
- занятий по математическому развитию с использованием ТСО на предложенную тему с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- диагностики и оценка результатов математического развития дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в математике.
- осуществление педагогического контроля по определению математического развития дошкольников по выбранной студентом диагностической методике. Представить в форме отчета.
Анализ, взаимоанализ различных видов занятий, разработка предложений по их коррекции.
Обсуждение занятий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции.
Оформление документации по математическому развитию дошкольников.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: