Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа МДК.03.04. Теория и методика математического развития




Министерство образования и науки РТ

ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МДК.03.04. Теория и методика математического развития дошкольников

(для студентов заочного отделения)

Разработала:

Гильманова Л.В.

Набережные Челны

2013

ББК 74.102

М 54

 

Печатается по решению научно-методического совета ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

 

Составитель:

Гильманова Л.В., преподаватель педагогики и частных методик ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».

 

Рецензент:

Яковлева А.Н., кандидат педагогических наук

 

М 54

Методические рекомендации по освоению предмета «методика математического развития дошкольников» / сост. Л.В. Гильманова. – Наб. Челны, 2013. – 26 с.

 

Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

 

 


Пояснительная записка

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Целью данного методического пособия является:

создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.

Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:

- поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;

- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

- становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;

- доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

- Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

 

 


Программа МДК.03.04. Теория и методика математического развития

Тема 1. Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста Содержание
1. Значение и задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников
2. Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста. Становление, современное состояние и перспективы развития, методики обучения элементам математики. (Труды: Я.А. Каменского, В.А. Кемниц, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, В.В. Давыова и т.д.)
3. Математическое развитие как часть структуры целостного развития ребенка-дошкольника. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Основные математические понятия
5. Виды письменной нумерации, системы счисления. Счетные приборы.
6. Современные программы математического образования дошкольников
Практические занятия:
1. Семинарское занятие: «Из истории формирования элементарных математических представлений»
2. Возможность всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП (Н.И. Фрейлах)
3. Проанализировать раздел «Развитие элементарных математических представлений» в программе М.А. Васильевой по плану: структура программы, принцип построения, содержание раздела программы в разных возрастных группах, связь с другими занятиями.
4. Сравнительный анализ содержания вариативных программ «Детство», «Развитие», «ТРИЗ», «Школа 2100» по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Тема 2. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста Содержание
1. Содержание математического развития дошкольников. Методы и формы обучения детей элементам математики.
2. Средства обучения детей дошкольного возраста элементам математики. Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики.
3. Планирование работы по методике математического развития
4. Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах.
Практические занятия:
1. Отбор количества занятий по математике по разным разделам программы в разных возрастных группах.
2. Отбор методов и приемов обучения элементам математики в разных возрастных группах.
3. Определение способов применение ТСО в разных возрастных группах.
4. Заполнить таблицу: «Положительные и отрицательные качества индивидуальной и коллективой формы обучения»
Самостоятельная работа при изучении раздела 14 Примерная тематика домашних заданий
  1. Заполнить таблицу основных математических понятий.
  2. Составить сообщение на тему: «Возникновение математики и развитее её как науки», «Виды письменной нумерации. Системы счисления» (по выбору студентов).
  1. Составить картотеку малых форм фольклора, в которых представлены свойства, отношения предметов.
  2. Составить план работы на неделю по математическому развитию (включая занятия и игры во второй половине дня).
  3. Составить конспект занятия по заданному программному содержанию в определенной возрастной группе и выделить методы и приемы обучения.
Рассмотреть использование разных видов наглядного материала на занятиях по математическому развитию, представленного в виде мультимедийной презентации.  
Тема 3 Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте Содержание
1. Методика формирования количественных представлений в дочисловой период
2. Методика формирования у дошкольников представлений о числе и обучение счету
3. Методика формирования количественных представлений у дошкольников в период вычислительной деятельности
4. Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи
Практические занятия:
1. Составление конспекта занятия на различение и усвоение понятий «много», «один», «ни одного»
2. Составление конспекта занятия по обучению детей порядковому счёту в средней группе.
3. Составление конспекта занятия с использованием приемов сложения и вычитания при решении математических выражений.
4. Подбор этапов обучения решению арифметических задач к программному содержанию.
Тема 4 Развитие представлений о величине предметов и их измерении Содержание
  Обучение детей способам сравнения предметов величины приемами наложения и приложения в младшем дошкольном возрасте
  Способы обследования и сравнения предметов величины с помощью условной мерки в среднем дошкольном возрасте
  Методика ознакомления старших дошкольников с общепринятыми мерами измерения
Практические занятия:
1. Составление конспекта занятия по ознакомлению детей с величиной предметов «Экскурсия в ателье»
2. Определение программных задач по разделу «Величина» на занятия в разных возрастных группах (на примере предложенных педагогических ситуаций)
3. Подбор игр и игровых упражнений по разделу «Величина» в разных возрастных группах.
Тема 5 Развитие представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте Содержание
  Методика формирования в младшем дошкольном возрасте представлений о форме предметов и геометрических фигурах
  Методика формирования у детей в среднем дошкольном возрасте представлений о форме предметов и геометрических фигурах
  Формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте
Практические занятия:
1. Подбор методических приемов при ознакомлении с геометрическими фигурами в разных возрастных группах
2. Разработка и анализ занятия по разделу «Форма» в разных возрастных группах.
3. Подбор игр и игровых упражнений по разделу «Форма» в разных возрастных группах.
Тема 6 Развитие представлений о геометрических фигурах в дошкольном возраста Содержание учебного материала
  Методика формирования пространственных и временных представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте
  Методика формирования у детей пространственных и временных представлений в старшем дошкольном возрасте.
Практические занятия
1. Моделирование фрагментов занятий по формированию пространственных и временных представлений в разных возрастных группах
2. Моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах-схемах на занятиях в старшем дошкольном возрасте.
Тема 7 Способы работы с различными категориями детей дошкольного возраста по математическому развитию Содержание
  Функции диагностики в дошкольном математическом образовании
  Работа со способными к математике детьми дошкольного возраста.
  Способы коррекционной работы с детьми, имеющие трудности в обучении математике
Практические занятия
1. Наблюдение за обследованием дошкольника на предмет определения уровня сформированности элементарных математических представлений по видеоматериалам. Применение входных тестов актуального уровня математического развития детей, поступающих в первый класс.
2. Составление протоколов обследования и анализ полученных данных.
3. Разработка конспекта развивающего занятия по математике со способными к математике детьми дошкольного возраста.
4. Разработка коррекционно- развивающего занятия по предложенному программному содержанию.
Самостоятельная работа при изучении раздела 15 Примерная тематика домашних заданий
  1. Составить игротеку по развитию количественных представлений в разных возрастных группах.
  2. Составить конспект занятия по предложенному программному содержанию по разделу «Количество и счёт»
  3. Подобрать дидактические игры по развитию количественных представлений в младшем дошкольном возрасте
  4. Изготовить раздаточный материал по разделу «Величина»
  5. Составить таблицу наглядных средств обучения в разных возрастных группах.
  6. Составить памятку (в виде модели, схемы) на освоение детьми правил сериации, квалификации
  7. Изготовить пособия по разделу «Форма», «Геометрические фигуры»
  8. Подобрать дидактические игры и упражнения для дошкольников по составлению фигур из счётных палочек.
  9. Составить задания дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
  10. Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников.
  11. Изготовить наглядность по разделу «Ориентировка в пространстве»
  12. Придумывание сказки (истории), в основе сюжета которой лежат углубление и расширение детских преставлений о пространственных (временных) отношениях.
  13. Составление плана диагностики представлений детей о математической готовности обучения в первом классе.
  14. Составить проект программы работы со способными к математике детьми старшего дошкольного возраста.
Учебная практика Виды работ Определение целей обучения математического развития и воспитания личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста в процессе планирования и моделирования. Моделирование процесса организации и проведения: - занятий по разделу «Количество и счёт» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - занятий по разделу «Величина» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - занятий по разделу «Форма и геометрические фигуры» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - занятий по разделу «Ориентировка в пространстве и времени» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - комплексного занятия по всем разделам программы с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - мультимедиа-презентация плана-конспекта занятия со ссылкой на Интернет-ресурсы. Составление индивидуальной программы работы с одарёнными детьми по математическому развитию. Моделирование процесса организации и проведения индивидуального занятия с одарёнными детьми по математическому развитию. Анализ, самоанализ различных видов занятий в разных возрастных группах. Составление личного плана самообразования и саморазвития в области математического развития дошкольников.
Производственная практика Виды работ Определение целей задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий. Наблюдение и анализ: - занятий по математическому развитию в разных возрастных группах, разработка предложений по коррекции занятий; - использования различных видов демонстрационного и практического материала на занятиях по математическому развитию в разных возрастных группах и обсуждение наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции; - организации работы воспитателем со способными к математике детьми дошкольного возраста; Составление: - перспективных и календарных планов, по математическому развитию дошкольников; - конспектов занятий по математическому развитию с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; Самостоятельная организация и проведение: - занятий по математическому развитию с использованием ТСО на предложенную тему с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; - диагностики и оценка результатов математического развития дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в математике. - осуществление педагогического контроля по определению математического развития дошкольников по выбранной студентом диагностической методике. Представить в форме отчета. Анализ, взаимоанализ различных видов занятий, разработка предложений по их коррекции. Обсуждение занятий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции. Оформление документации по математическому развитию дошкольников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...