Задания для домашних конторольных работ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Методические рекомендации и варианты домашней контрольной работы для учащихся 1 курса заочной формы получения образования специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
Составлены на основании типовой учебной программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 11.06.2012, и в соответствии с образовательным стандартом ОС РБ 2-24 01 02- 2016 специальности 2-24 01 02 «Правоведение».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой дисциплины предусмотрено изучение исторических причин появления государства и права с позиций различных теорий, процесса развития названных институтов, сущности, принципов, содержания, формы (источников) права и другие вопросы. Учебный материал включает широкий круг вопросов, владение которыми необходимо юристу средней квалификации, работающему в юридической службе государственных предприятий и коммерческих структур. В результате изучения программного материала учащиеся должны знать на уровне представления: теоритические закономерности и этапы возникновения, развития и функционирования государства и права; концепции и тенденции развития государства и права; роль личности в формировании правового государства; роль и взаимосвязь отдельных отраслей в правовой системе; основные факторы, определяющие развитие государства и права; знать на уровне понимания: сущность, содержание и формы государства и права; соотношение права и закона, иерархию нормативных правовых актов Республики Беларусь; структуру и содержание правовых норм и отношений; принципы права; формы (источники) права; должны уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями;
анализировать законодательную и правоприменительную практику. В соответствии с учебным планом учащиеся заочной формы обучения, выполняют одну контрольную работу по дисциплине «Общая теория права». Самостоятельная работа учащихся над учебным материалом – основа заочного обучения. Одна из таких форм изучения предмета – выполнение контрольного задания. Задание состоит из тридцати вариантов, включающих два контрольных вопроса и задачу. Перед написанием работы учащийся должен тщательно изучить рекомендации по подготовке и оформлению домашних контрольных работ, основные программные вопросы, методические рекомендации по изучению тем и рекомендованную литературу. В контрольной работе требуется показать знания по излагаемой теме, умение выделить главное, увязать теоретический материал с практической работой. Содержание ответов должно соответствовать вопросам, быть четким, конкретным, последовательным, отражать обобщенные результаты самостоятельной работы над учебным материалом, а не ограничиваться рамками учебника. Излагая ответ на вопрос, учащийся должен дать определение, указать какими основными нормативными правовыми актами регулируется то или иное понятие. При оформлении работы указывается вариант выполняемой работы, приводится план ответа, перечень используемой литературы, ставится дата и подписывается. Страницы нумеруются, для рецензии и замечаний оставляются поля и две свободные страницы. Работа должна быть написана грамотно, чисто, разборчивым подчерком и своевременно прислана на проверку. Контрольные задания, основанные только на воспроизведение текста из учебника, не содержащие прямых ответов по существу, отличающиеся ненадлежащим объемом и небрежностью исполнения, возвращаются для переработки. Повторный вариант предоставляется в колледж вместе с незачтенным. Учащийся обязан учесть указанные в рецензии замечания преподавателя, устранить отмеченные недостатки и пробелы в знаниях, чтобы иметь возможность дать необходимые разъяснения при сдаче экзамена.
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера договора. В случае затруднений при освоении предмета или выполнении контрольной работы учащийся может получить устную или письменную консультацию. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ
Введение Учащийся должен высказывать общее суждение о целях и задачах учебной дисциплины.
Тема 1. Понятие и предмет общей теории Учащийся должен раскрывать сущность общей теории права как науки и учебной дисциплины. Высказывать общие суждения о классификации юридических наук. Определять соотношение общей теории права с другими юридическими и социальными науками. Раскрывать предмет и систему общей теории права.
Тема 2. Методология и методы общей теории права Учащийся должен раскрывать методологию общей теории права как науку о принципах, формах и способах познания объективной реальности. Изучать основные методы научного познания.
Тема 3. Право в системе социальных регуляторов Учащийся должен определять понятие и виды регуляторов общественных отношений и место права в системе социальных регуляторов. Высказывать общие суждения о соотношение права и морали, права и религии, права и обычаев.
Тема 4. Сущность права Учащийся должен раскрывать категорию сущности в философии и общей теории права. Высказывать общие суждения о правопонимании в современной юридической литературе, об объективном и субъективном в праве. Определять право в объективном и субъективном смысле. Формулировать принципы права, определять их виды. Раскрывать понятие «функции права», описывать их виды. Характеризовать соотношение права и политики, права и экономики.
Тема 5. Основные подходы к определению понятия «право» Учащийся должен раскрывать существенные характеристика и содержательные проявления права, подходы к определению права по содержанию, по источнику, и по содержанию и по способу обеспечению исполнения. Различать основные взгляды на сущность права и особенности школ права.
Тема 6. Происхождение права: общая характеристика Учащийся должен раскрывать взаимосвязь теорий правопонимания и теорий происхождения права. Описывать основные теории происхождения права. Раскрывать отличие юридического права от социального, пути возникновения юридических норм.
Тема 7. Типология права: формационный и цивилизационный подходы Учащийся должен раскрывать понятие и связь правовой типологии с типологией политических режимов, государств, обществ, цивилизаций. Называть критерии типологии права. Раскрывать понятие «исторический тип права». Описывать основные исторические типы права.
Тема 8. Нормы права Учащийся должен формулировать понятие и выделять признаки правовой нормы. Раскрывать структуру правовой нормы, виды правовых норм. Распознавать отличие нормы права от индивидуальных правовых велений (предписаний), от призывов и обращений государственных органов. Описывать отличие правовой нормы и статьи нормативного правового акта.
Тема 9. Правовые отношения Учащийся должен формулировать понятие правового отношения. Высказывать общее суждение о месте правовых отношений в системе общественных отношений. Раскрывать основания возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Формулировать понятие юридических фактов, описывать их виды, раскрывать понятие юридического (фактического) состава. Описывать состав (элементы) правового отношения.
Тема 10. Система права Учащийся должен раскрывать понятие правовой системы и описывать ее виды: романо-германскую, англосаксонскую, мусульманскую и иные правовые системы мира. Объяснять структуру национальной правовой системы, критерии деления норм права на отрасли. Описывать соотношения отраслей права и отраслей законодательства, трактовать понятие института права.
Тема 11. Общество, личность и право Учащийся должен высказывать общее суждение об обществе, его структуре. Раскрывать понятие общественных отношений, выделять их виды. Высказывать общее суждение о философском, социальном, религиозно-нравственном, юридическом понятии личности. Излагать права личности, гарантии прав и свобод личности.
Тема 12. Сущность и происхождение государства Учащийся должен высказывать общее суждение о сущностной характеристике государства, о государстве как универсальной политической организации. Раскрывать понятие статического и динамичного (функционального) состояния государства. Формулировать понятие функций государства и раскрывать их виды. Высказывать общее суждение об основных теориях происхождения государства: теологической, патриархальной, общественного договора, насилия, материалистической, органической. Тема 13. Формы государства Учащийся должен раскрывать понятие «формы государства». Описывать содержание формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Высказывать общее суждение о факторах, обуславливающих форму государства.
Тема 14. Механизм (аппарат) государства Учащийся должен формулировать понятие государственного аппарата, органы государства, описывать систему органов государства. Раскрывать содержание концепций единства государственной власти и разделения властей. Объяснять принципы организации, деятельности и описывать функции государственного аппарата.
Тема 15. Правовое государство Учащийся должен высказывать общее суждение о становлении правового государства. Раскрывать сущность правового государства, гражданского общества как социально-экономической основы правового государства. Высказывать общее суждение о теории современного социального правового эффективного государства.
Тема 16. Правосознание и правовая культура Учащийся должен раскрывать понятие правового сознания. Описывать структуру, виды, уровни и функции правосознания. Высказывать общее суждение о деформации правосознания. Раскрывать сущность правового воспитания и правовой культуры. Описывать структуру, виды, уровни и функции правовой культуры.
Тема 17. Источники права Учащийся должен формулировать понятие источника (формы) права. Определять и описывать основные источники права. Определять виды нормативных правовых актов. Объяснять действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, и по кругу лиц.
Тема 18. Правотворчество Учащийся должен раскрывать понятие правотворчества и соотносит его с правообразованием. Определять и описывать субъектов, принципы, виды и стадии правотворчества. Раскрывать понятие законодательства и выделять критерии его совершенствования. Формулировать понятие систематизации нормативных правовых актов и описывать ее виды.
Тема 19. Механизм правового регулирования Учащийся должен высказывать общее суждение о социальном действии права. Формулировать понятие правового регулирования и правового воздействия. Характеризовать предмет, методы, способы, объект, сферу, процесс, стадии и механизм правового регулирования.
Тема 20. Реализация права Учащийся должен раскрывать понятие реализации права. Описывать формы реализации права, субъектов применения права, основные стадии правоприменительной деятельности. Раскрывать суть коллизий правовых норм и пробелов в праве, описывать их восполнения. Высказывать общее суждение о принятии решения в правоприменительной деятельности. Формулировать понятие правоприменительного акта, описывать структуру и виды.
Тема 21. Толкование права Учащийся должен раскрывать понятие «толкования права». Описывать виды толкования права по субъектам, толкование содержания норм права, по объему, способу (приемы) толкования норм права.
Тема 22. Законность и правопорядок Учащийся должен высказывать общее суждение о законности как торжестве закона. Описывать понятия «законность», «целесообразность», «справедливость», «дисциплина» и «демократия». Сравнивает их сущность конституционной и правовой законности. Излагать принципы законности. Раскрывать понятие правопорядка, соотносит правопорядок и законность. Объяснять гарантии осуществления законности и правопорядка.
Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность Учащийся должен формулировать понятия правомерного поведения и правонарушения, описывать их виды. Раскрывать юридический состав правонарушения. Трактовать понятие юридической ответственности, описывать ее принципы и виды. Излагать основания и условия юридической ответственности основания освобождения от юридической ответственности. Высказывать общее суждение о причинах и условиях, формирующих правонарушения, и о мерах их предотвращения.
Тема 24. Право и инновационное развитие общества Учащийся должен высказывать общее суждение о соотношении общественного развития и социального регулирования, правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного развития, о правовом обеспечении социальных трансформаций и реализации новейших достижений современных технологий, о соотношении стабильности и динамичности законодательства в условиях инновационного развития общества, о требованиях к правовой системе в условиях социальной трансформации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТОРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант 1 Ответьте на следующие вопросы: 1. Дайте определения понятий «субъект правоотношений», «правоспособность», «дееспособность». Опишите субъекты правоотношений. Охарактеризуйте правоспособность и дееспособность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|