Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «международная журналистика» и ее функции

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Международная журналистика»

на тему:

«Технология подготовки выступления

Журналиста-международника»

 

Выполнила Студентка 3 курса А.П. Третьяк
Проверила Кандидат филологических наук, доцент Л.Г. Егорова  


Содержание:

1.Понятие «международная журналистика» и задачи журналиста-международника………………………………………………………………...3

2. Технология подготовки выступления журналиста-международника…….5

Выводы …………………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………….13

Понятие «международная журналистика» и ее функции

Международная журналистика как дисциплина - раздел журналистики, изучающий международные аспекты деятельности журналистов и средств массовой информации, их влияния на формирование международных отношений и власти; освещающая деятельность международных и региональных политических организаций при соблюдении разработанных правовых и этических норм сбора, создания, обработки, хранения и распространения информации посредством существующих медиаканалов. [1 ]

Как же можно описать функции международной журналистики? В чем отличие ее миссии от миссии “обычной” журналистики? Здесь можно говорить о двух подходах: национальном и глобальном.

Национальный подход к миссии международной журналистики представлен в работах петербургского исследователя С.Б. Никонова. С его точки зрения, государство должно готовить специалистов, способных

· обеспечить информационную безопасность государства

· сформировать позитивный имидж государства как демократического, правового государства,независимого в принятии решений как у себя в доме, так и в отношениях с другими странами и международными институтами

· способствовать созданию адекватных условий для деятельности национальных и иностранных политических элит

· транслировать представления об исторической миссии нации.

“Давайте вспомним, какой журналистика была в 1942 году, она давала обе точки зрения, предоставляла слово и той, и другой стороне?”

Схожей точки зрения придерживается телеведущий программы «Вести» телеканала «Россия-1» Эрнест Мацкявичюс. Он сравнивалсовременную ситуацию “новой холодной войны” с военной, мобилизационной журналистикой. Сегодня она “позволяет защищаться в условиях информационной войны”, поэтому телеведущий отказался от “международных эталонов журналистики”.

Что Эрнест Мацкявичюс имел в виду под международными стандартами журналистики? О них говорит в интервью радио “Свобода” президент факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский, приводя пример качественной журналистики:

Там всегда есть определенная точка зрения, но всегда есть и альтернативное мнение. Стандарты, понимаете ли. The Economist – это даже не двухсторонняя аргументация, а трехсторонняя.

В рамках глобального подхода к миссии международной журналистики общество, в отношении которого у журналистики как у общественной деятельности есть определенные обязательства,не ограничено сложившимися на данный момент границами национального государства. Сторонники такого подхода полагают, что

· внешней политике национального государства может уделяться пристальное внимание наравне с внутренней политикой,

· при освещении действий другого государства следует не ограничиваться рассмотрением последствий для локальной аудитории, а всесторонне анализировать интересы другого государства и внутреннюю дискуссию в этой стране,

· важно соблюдать баланс и освещать “невидимые конфликты”,

· следует информировать и образовывать общественность о мировых проблемах человечества, создавая глобальную публичную сферу. [4 ]

 

 

· 2.Технология подготовки выступления журналиста-международника

Особенности подготовки материалов для зарубежных СМИ таковы. Необходимо соблюдать:

- Требования лингвистики.

- Учет этнопсихологии.

- Различные школы построения материалов.

- Содержание.

- Иносказания. Заголовки. Авторы.

- Различные типы верстки.

 

Цели и задачи подготовки материала для зарубежной аудитории:

· Установление контакта.

· Пропаганда своей страны.

· Участие в общественной жизни зарубежной страны.

· Специальные задачи.

Внешнеполитическая информация и пропаганда являются целенаправленной деятельностью, осуществляемой государствами, партиями, общественными движениями, частными корпорациями и объединениями, межправительственными и международными общественными организациями с использованием информационных средств и других каналов международных обменов и общения с целью распространения на международной арене принадлежащей им информации, разъяснения своих взглядов, идей и программных установок, для обеспечения своих внешнеполитических задач и интересов, для популяризации данного образа жизни, а также для нейтрализации пропагандистской активности политических противников данного государства или общественного движения (контрпропаганда).

Углубленное изучение основных тенденций развития современной зарубежной журналистики является не только крупной научной задачей, но имеет и серьезный практический выход, поскольку позволит правильно скорректировать национальную политику в области СМИ.

При поиске важной и хорошей темы журналист должен сканировать информацию в различных международных источниках. [2 ]

К источникам международной информации относятся:

· официальные представительства государств (министерства иностранных дел, дипломатические структуры)

· международные организации (ООН, Евросоюз, НАТО, Совет Европы)

· экспертные и общественные организации (Amnesty International, Human Rights Watch, Репортеры без границ, Оксфам)

· специализированные академические институты (Chatham Hous, он же The Royal Institute of International Affairs, The Harry S. Truman Research Institute for the Advancement of Peace)

· Главенствующую роль на рынке мировых новостей играют международные информационные агентства: Havas (ставшее затем France Press), Associated Press, Reuters, ТАСС, UPI; а также международные новостные радиослужбы - ВВС World Service, Voice of America («Голос Америки»), Liberty («Свобода»), Free Europe («Свободная Европа»).

Социальные медиа как источник информации

· информация из первых рук, в том числе видео

· доступ к информации не зависит от географического расстояния

· доступ к социальным историям (поиск героев, возможность цитирования частных высказываний)

· проблема факт-чекинга (развиртуализация анонимных источников, сервисы для проверки видео)

· crowd-checking (поиск тем, отслеживание настроений, обсуждаемые проблемы)

“Социальные медиа раскрыли мне доступ к уникальной информации об Иране и иранцах, позволили значительно расширить свою аудиторию и услышать больше голосов, чтобы отразить это в моих репортажах. Социальные сети значительно облегчили мне задачу услышать людей на местах, задачу коммуникации с моими источниками. Также я смогла выйти на новые информационные источники и лучше понять, например, непримиримых консерваторов, которые обычно отказываются давать нам интервью. Мне удалось распутать несколько тёмных историй за эти годы, всего лишь внимательно исследуя и сверяя информацию из блогов и социальных сетей”

Гульнар Эсфандиари, старший корреспондент радио "Свобода" в Вашингтоне. Ее аккаунт в Twitter вошёл в топ-10 Twitter-аккаунтов, посвящённых Ирану, по версии The Guardian

Информация нужна журналисту-международнику не только для того, чтобы немедленно ее опубликовать, но и для того, чтобы лучше разобраться в неоднозначной ситуации, нащупать следующие шаги по поиску информации, скорректировать вопросы другим экспертам. [5 ]

Чтобы подготовить качественные выступления журналисту-международнику следует:

- Формировать базы источников, изучать и анализировать их

Ценность каждого журналиста во многом определяется количеством и качеством его связей. Для международника в существующей ситуации связи с реальными людьми на местах в большинстве случаев заменяется базой интернет-источников, откуда можно взять информацию. Из потока новостей можно выделить интересные сайты, сортировать их по наличию оригинального контента. Это кропотливая работа, которая не прекращается никогда.

Следует сформировать по каждой теме или региону «топ» источников, которым можно доверять больше - их читать первыми. Добавить к своему каталогу также локальные издания, тематические блоги - они могут первыми сообщить новость или опубликовать интересные подробности и свидетельства очевидцев. Новость должна быть подтверждена из нескольких независимых друг от друга источников - это стандарт качественной журналистики.

Анализ и сопоставление этих источников, создание для себя каталога ссылок в избранном браузера или базу данных, оформление его в блог-постинг, в которых легко ориентироваться по тегам будет очень полезным навыком.

Главными критериями для отбора источников могут быть:

1. Приближенность источника к месту происшествия, его уникальность.

2. Оперативность, периодичность обновления.

3. Степень аналитики и осведомленности.

4. Идеология источника, близость к власти или оппозиционности, степень незаангажированности.

5. Степень влиятельности, известности в конкретной стране, регионе.

Такая база очень поможет во время командировок - стоит лишь записать избранное браузера на флешку или сделать экспорт рассылок ридера в xml-файл.

- Писать по первоисточникам.

Сформированная база станет тем, что реально будет отличать вас от большинства журналистов, не имеющих такой базы и пользующихся только общеизвестными источниками.

Ознакомившись с локальными источниками, журналист может взглянуть на событие глазами людей, которых это событие затрагивает непосредственно. Это поможет избежать искажения информации и подачи ее с позиции западных держав, вы не нарветесь на ноты протеста из посольств, которые обычно отслеживают статьи и сюжеты о своих странах.

- Не повторять чужие месседжи

Самый легкий способ представления международных событий - начитаться источников и перевести их своими словами. Репортер, который работает с местными политиками, относится к ним критически и понимает, что их словам часто нельзя верить и надо читать между строк. К зарубежным политикам и другим деятелям мирового масштаба доверие подсознательно больше. На самом деле к ним следует быть еще критичнее, ведь для них ставки еще выше. Внимание мира выхолащивает формулировки в их выступлениях, поэтому искать смысл между строк придется еще тщательнее. Но хороший международник тем и отличается от плохого, что видит геополитические изменения не на уровне деталей, которые скармливают обывателям, а на уровне идей, которые планируют политики.

- Изучать иностранные языки

Нельзя быть хорошим международником без хорошего знания английского. Весьма желательно владение хотя бы на среднем уровне еще одним-двумя языками международного общения. Это, прежде всего, немецкий и французский - языки, на которых общаются политики европейских стран. Испанский, арабский и китайский дадут значительную фору в соответствующей специализации.

Нужно приучиться пользоваться Google для перевода с незнакомых языков. Уровень перевода обычно достаточен для того, чтобы получить общее представление о содержании материала. Полезно будет читать в оригинале книги, смотреть фильмы с субтитрами на языке оригинала, развеять в себе привычку заглядывать в словарь за каждым неизвестным словом.

- Связаться с посольствами

Ходите на еженедельные брифинги в МИД - они могут быть скучными, но там можно познакомиться с дипломатами, через которых можно получить информацию, которая вас интересует. По результатам продолжительного и успешного сотрудничества с МИД, его пресс-центром и дипломатическими представительствами можно обратиться к ним за помощью по срочному оформлению визы или за содействием в работе за рубежом. МИД - высшая инстанция для посольств страны в других государствах, а работники посольств могут быть очень полезны в получении информации и доступе к людям, помощи при организации вашего передвижения по неизвестной вам стране. Дипломаты иностранных представительств могут по вашей просьбе озвучить официальную позицию их государства относительно того или иного события, предоставить информационные материалы, сориентировать относительно дополнительных источников информации.

Желательно ставить в известность отечественных дипломатов о своем пребывании в стране в случае, если журналистская работа будет связана с опасностью. Иногда встречаются случаи, когда посольство слишком заботится о журналистах и даже пытается использовать их появление у себя для создания пиар-материалов о своей работе, интервью посла и т.д. В этом случае журналист должен сам определять, нужно ли это ему или нет, и стремиться не попадать в зависимую ситуацию, которая не позволит выполнить главную задачу. Обычно все же сотрудничество с посольством может принести гораздо больше пользы, чем препятствий.

- Подписывайтесь на рассылки официальных ведомств

Лучше создать в почте метку для сообщений от официальных структур, посольств - или по метке на каждую структуру, или по метке на страну или тематику - и с помощью фильтров направьте туда рассылки. В среднем 79-80% таких сообщений не достойны внимания, однако остальные, прочитанные оперативно, могут стать поводом для статьи или сюжета - вы будете раскручивать тему параллельно с журналистами New York Times, тогда как плохой международник возьмется за нее, лишь прочитав перевод статьи Times в ИноCми.ру.

- Специализируйтесь

Глубоко знать все аспекты политики и экономики мира и связи между ними нереально, по крайней мере, в первые несколько десятилетий сбора данных. Поэтому лучше выбрать себе специализацию по региону (Европа, Азия, Ближний Восток, постсоветские страны и т.д.) или тематике (вооруженные конфликты, глобальные экономические тенденции, европейская и евроатлантическая интеграция и др.). От международника традиционно требуется ориентироваться во всех главных мировых событиях, но на уровне анализа нужно выбрать какую-то часть из них.

- Изучайте историю и традиции

Нельзя ограничиваться слежкой за текущими новостями. Важно углублять свои знания по истории и традициям отдельных стран. Многие события, происходящие сегодня, являются продолжением процессов многолетней, а иногда и многовековой давности. Хороший международник должен быть осведомлен о том, что предшествовало событию - глубокий бэкграунд позволит понять ее значение в исторической перспективе, спрогнозировать последствия и сделать выводы. Плохой международник лишь пересказывает события и ретранслирует месседжи, не помогая своим читателям или зрителям разобраться в сути событий и понять логику формирования истории.

Изучение культурно-психологических черт и особенностей отдельных наций и стран позволит международнику легче находить общий язык с их представителями, понимать причины их действий, поступков, откроет понимание, почему событие внутри страны воспринимается по-другому, чем странами-соседями и, например, чем будет воспринята в Украину. В командировке знание истории, традиций, этических норм и основ языка поможет сделать лучший материал, а иногда - и спасти от серьезных проблем. [3 ]

 

Вывод:

Принципы отбора новостей, привычные нам на протяжении многих лет, ведут к тому, что информационная картина мира предстает перед аудиторией в искаженном виде. С большей вероятностью в СМИ попадут сообщения о странах с большим ВВП, большим населением, большей территорией и военными ресурсами. Новости о конфликтах, смертях и катастрофах имеют больше шансов на первые полосы, нежели сложные и неоднозначные процессы, которые гораздо в большей степени описывают реальность. На отбор влияет также национальный контекст: наличие общей границы и экономических связей со страной, событие в которой может быть освещено в национальных СМИ.


Список литературы:

1. Учебное пособие / С. А. Михайлов, С. Б. Никонов — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012. — 150 с.

2. Полный цикл лекций профессора, д.п.н. С.А. Михайлова в рамках курса "Международная журналистика"/ C.А. Михайлов. - [электронный ресурс ]: http://studyjourn.blogspot.ru/2013/01/blog-post_7713.html

3. Як стати хорошим журналістом-міжнародником /Т. Неймаш.- [электронный ресурс ]: Медiаосвiта

4. Межуднародная журналистика для чайников / А.С. Смолярова. - [электронный ресурс ]: https://media_study.atavist.com/lecture-01

5. Особенности работы журналиста-международника / А.С. Смолярова. - [электронный ресурс ]:https://media_study.atavist.com/lecture-02

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...