Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальная культура древних славян

(IV-XVI)

Русская музыка берет исток в культуре и быте восточных славянских племен. Это племена расселились по пространству от Нижнего и Среднего Преднестровья, до Чутского и Ладожского озер, и от Днепровья и Дона, и до Карпатских гор и Дуная.

Наиболее ранние сведенья о славянах относятся в началу нашей эры

В IV – VI веках была известна группа восточных славянских племен – акты, позднее VII-VIII век – росы.

Славяне люди ведической культуры. Тексты IX века н.э. – русские веды. (знания)

*Под этим знаком буду писать сноски, которые мы пишем на полях конспекта

(Греческие источники (торговля) Имеет много доказательств того, что собственное письмо и тексты были уже тогда у Русских. Была лучше развита и устная традиция – все тексты запоминались.

Связь была не с Грецией, а с Индией. Брахма-Брама- Кама (река).

Язык Самым первым (1) языком объединяющий с индоевропейцами – санскрит. Образованные люди знаниями – это князья, Бытовая речь была – славянской, Письменная – греческая.

Вид письменности – узелковая письменность

*В сказках клубочек данный бабкой-ёжкой ведет куда-то.)

 

I Происхождение древних славян

I Предками считают скифов – сколотов (оседлых) Приднепрвовье VI-V в н.э.

II Предками считают Озеро Баихаш (Казахстан). Семиречье – существующее место, там жили индоевропейские племена – славяне.

*Иранцы, индийцы – средиземное, черное море – родина – это индоевпропейцы.

Города нашли в V в в Руси. Гордарика (страна городов, скандинавское название Руси).

БОГИ: Русскаяязыческая троица Богов:

Сварог – создатель вселенной;

Велес – (Свектавит) – разрушитель;

Перун – Бог громовержец.

*Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» - М;1981

Гумилев «От Руси л\до России»

 

Боги солнца:

Каляда, (25 декабря самый короткий день – солнце должно родиться);

Хорст;

Ярило – Бог весеннего солнца;

Даждьбог (дар неба);

Боги любви:

Лада (женское);

Лель (мужское);

Судьба:

Макош.

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что у этих племен существовало высоко развитое искусство. Языческий обряд включал в себя все виды искусства.

*(Синкретизм – греческое неразделенность: Все творческие проявления человека родились и существовали вместе в единстве. Алексеев Е.Э.Фольклорное интенировани».)

Певческая традиция считается более древней, чем инструментальная. С точки зрения высотной направленности мелодического различных видов мелодических обращений.

1 вид Контрастно-регистровый(перебрасывание голоса);

2 вид неустойчиво глисандирующий (нет точной фиксации звука);

3 вид высотно более или менее стабилизированный

(Алексеев Э.Е)

*Инструментальная традиция.

Гутьба – гудеть, густи – играть на струнном инструменте – например – гусли. Греки называли их КИФРА.

Древние славянские музыканты имели привлгирированное сословие и нередко выставлялись послами, дипломатами. Подобная практика обычно была в Китае. В Европе у Кельтских бардов.

Славянские музыканты VI в. Предшественники вещего Бояна («Слово о полку Игореве») Это были хвалители мужества воинов и Князя возлагавшие персты свои на струны звонких гуслей.

II Музыка в Киевской Руси

 

В IX в. Складывается первое древнерусское государство – Киевская Русь. Особенно высокого развития оно достигло в XI в. При Князьях Владимире и Ярославе. Именно в это время были заложены основные профессиональные формы музыкального искусства, самостоятельной литературы, зодчества.

Важным фактором древней русской народности был русский язык, знание и общественная культура.

В конце X в. Произошло крещение Руси. Так укрепились связи Киевской Русью с Византией – крупным центром мировой культуры.

Вместе с церковной организацией и богослужением восстановления православия, на Русь оказывает влияние вся Византия. Что видно в искусстве русском XI-XIII вв. Это не было подражание, органическое сочетание чужого и своего, самобытного.

В церковном богослужении первоначально участвовали болгарские певцы, но и середины XI в. появляются свои певческие книги и школы, и певцы учатся под руководством мастера.

*руководитель церковного хора – ДОМЕСТИК-регент

При крупнейших храмах велась подготовка профессиональных певцов.

В начале XII в. Наряду с кругом обрядных песнопений, встречаются песни и гимны в честь своих русских святых, и в честь событий, одним из таких произведений является кондак посвященный памяти князей Бориса и Глеба.

*кондак – род праздничного торжественного песнопения

Церковное пение во всей Руси было ОДНОГОЛОСНЫМ. Записывались мелодии над строкой текста с помощью системы условных знаков – разновидность невменного письма. Эти знаки указывали только направление мелодии, а не точную высоту звуков. От слова «знамя» (знак) эта система и получила название ЗНАМЕННОГО ПИСЬМА. А по названию главного знака – «крюка» - КРЮК ОВЫМ ПИЬМОМ. А пение знаменным или крюковым.

Неисключено, что в Киевской Руси существуют органы привезенные из Византии, где он был светским инструментом и сопровождал светские церемонии.

Но в Киевский Руси были профессиональные музыканты, которые ходили по дворам и выступали за ПЛАТУ.

*Скоморохи – первые профессиональные музыканты, синкретические артисты, актёры

О Скоморохах встречается в литературе XI в. – это древнерусские синкретические актеры, соединившие в себе черты потешника, лицедея, музыканта, певца, сказителя, танцора, фокусника, акробата. Благодаря количеству навыков их называют «глумотворец», «игрец», «чудеец», «свирец», «плесец».

Участвовали и в семейных театрах, были исполнители героического эпоса. Одна из форм их деятельности надевание масок – «масколудство».

III Музыкальный инструментарий скоморохов

*(Слово о полку игореве. Повесть временных лет).

В Певрой летописи упоминается:

1.Трубы и гусли. Гуслями называли струнные инструменты вообще в XII в. Встречается выражение «гудеть лучшее»)на странном инструменте играть смычком)

2. Гудок – струнно-смычковый инструмент в виде груши с упором в колено.

3. Сопель – русская свстская флейта

4. Свирель – парный свисток.

5. Цевница «кувикла» «кувичка» - многоствольная флейта.

6. Козица – волынка. В военном оркестре были Трубы, барабаны.

7. Сурна – деревянно-духовой инструмент. Ударный, называется бубны или тампаны.

 

VI МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

 

Пережив в XI в. Период расцвета Киевское государство, к концу XIв. Произошел распад на великие княжества. Около середины XIIIв. На Русь вторгались татаромонголы. В 1240 г. Киев был взят Ханом Бытыем, и утратив свое политическое значение, Многие культурные ценности Руси были уничтожены. С ослаблением Киевом возвышается Возвышается Владимиро-Суздальское княжество».

С середины XII в. Здесь разворачивается широкое строительство города, укрошаются храмы, создаются свои школы живописи и певческие школы (Лука). Известен певец Лука и его ученики.

Наряду с Владимирской существуют и другие местные школы церковного пения. Например: Ростовский, Ярославский, Новгородский «распевы» - варианты единого знаменного пения. Русские распевщики создавали произведения по строго установленным правилам.

Но создавались и новые виды заменного пения они создавались аккуратно и в них привносили черты народного пения.

Новгородская культура

Крупнейшим центром культуры периода раздробленности был Новгород. Он дал отпор монголам и остальным вольным горам, главным хранителем древней русской традиции XIII-XIV вв. Былина новгодродского цикла воспевают не защиту от врагов, а события большого шумного города. Популярный герой новгородского эпоса бедный гусляр Садко. Он певец скоморох становится первым знатным купцом в городе, причем магическими силами своего искусства.

Многочисленные книжные миниатюр XIII-XIVвв. Изображают плясунов, встречаются буквы в виде гусляра, причем гусли с 9-ю струнами.

В Новгороде существуют скоморошьи поселенья, до сих пор сохраняется название Скоморохово. Из Новгородской школы церковного пения вышли крупнейшие композиторы и теоретики в период расцвета знаменного пения XVI-XVII вв.

Типично русское явление было искусство КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА достигшее высокого расцвета в Новгороде. Колокола входят в употребление в русских церквях в середины XI в. Заменив «била» - чугунные полос, по которым ударяли молотом, оповещая о службе. В Новгорде колокольные звоны были особым тонким искусством, на внутренней стороне колокола выгравировывалось имя мастера, который его отлил. В Новгороде в Софийском соборе содержится порядок содержания о порядке звеньев. Отдельные приходы и монастыри вырабатывают свои стили Колокольного звона.

VII РАСЦВЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

 

В XIV в. начинается процесс объединения русских земель. Этот процесс был связан с возвышением Московского княжества.

1380 г. – объединенная русская рать под предводительством русских князей написала на Куликовском поле хану Батыю.в

В конце XV в. Наступило полное освобождение от ИГО. Объединение было завершено при Иване III,Первый именовав себя «Государь вся Руси».

Его внук Иван Грозный (1533-1584) присоединяет к Руси приволжье, приуралье, западную сибирь.

В Москву выписываются ученые книжники, зодчие, иконописцы, мастера художественные ремесл.

Подъем иcкусства русского государства XIV-XVI вв. совпадает с движением возрождения на западе. Черты ВОЗРОЖДЕНЧЕСТВА. Они проявляются на Руси:

-В усиливающимся чувстве личного;

- В интересе к душевного мира человека;

- Стремление запечатлеть красоту окружающей жизни в ярких красках.

Проблема русского возрождения является предметом дискуссий.

Академик Дм. Михачев пишет «XIV век, век предвозрождения является веком интенсивным и сложным элементом национальной культуры во всей европе, момент национального сознания, а для русских единство – это первый из самых важных показателей эпохи гуманизма.

В поисках опоры для культурного возрождения русские также как и европейцы обращаются к древности, но к своей – к старому Киеву.

Историческая мысль расцветает, в создании летописи, исторического сочинения. Слово о полку Игореве. Летопись временных лет.

Момент подъема национального самосознания выражается в литературнх сочинениях. «Задонщица» и «Сказка о Мамаевом побоище».

Это же эпоха выдвинула величайшего живописца А.Рублева. Он раскрыл глаза русским людям на красоту их душевных качеств.

С конца XV в. В Москве ведется широкое строительство. Кремль, Грановитая палата, Успенский собор, Благовещенский собор, Покровский собор – 1552 г.

В середине XVI в. Осуществляется обобщающие предприятия – упорядочение всего национальной достояния русской культуры. Создаются роскошно оформленные летописи – свод с 16 тыс. рисунков, где предыдущие летописи были пересмотрены в угоду московских князей.

Создание книгопечатания способствовало единообразию в книжном деле.

1551 год – кодекс церковных и светских правил «согласования об иконах, книгах, и церковном пении» + «домостой».

Но не смотря на запреты культивирование светского музицирования с опорой на народные традиции происходит. Иван Грозный выписывал из Новгорода и Пскова целые партии скоморохов для царских потех. В этот период начинает проникать европейские формы музицирования.

1490 – при Иване III с группой итальянских художников прибыл органный игрец Джовани Сальваторе. Он играл в католических храмах в Москве.

В 1586 г. Клавикорд был прислан королем Англии в дар царице Ирине Федоровне. У окон собирались люди, чтоб послушать звуки диковенных инструментов.

В области церковного пения «строглав» (музыка чинная и благородная) требовал, чтобы церковные песнопения исполнялись чинно и не мятежно. Духовенство обязано было обучать юношей и грамоте и церковному пению.

К концу XV – XVI в. Был учрежден придворный хор, 30 – 35 лучших певцов государства – певчие дьяки.

Царь Иван IV был любителем знаменного пения и автором богослужебных композиций.

С XV в. Появляются певческие азбуки практические пособия по обучению церковного пения. Во второй половине XV в. Братья Роговы Савва и Василий из Новгорода создали много знаменных песнопений.

Распевщик – композитор духовных песнопений, сочиняет по канонам знаменного пения.

Перевод – самостоятельный вариант традиционных песнопений на основе замены мелодических формул.

Понятие личного авторства утверждается на Руси лишь во второй половине XIII в. А в XVI в. «указывалось: перевод такого-то…..»

Характерен внешний вид певческих рукописей XVI в. Они оформляются цветным орнаментом, изображениями. Певческие знаки выписывались каллиграфией. В сочинениях XVI в. «Беседа с Сергием и Германом» встречается замечание «о преувеличенной – экспрессивной манере исполнения модной в то время».

VIII ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ

 

Русское церковное пение развивалось в рамках единого стиля со строгими правилами. Было строго вокальным и одноголосным.

Элементы многоголосия в певческом искусстве Руси возникли позднее, чем в западных католических странах. Знаменное письмо служило средством напоминания уже знакомых на слух напевов. Но когда количество вариантов распевов стало слишком много, старинная форма записи перестала удовлетворять. Поэтому в начале XVII в. были введены в употребление киноварные пометы – Это были буквенные обозначения высоты звуков проставленные над строчкой знамен («черные знамена» - красными красками и – киновар над ними). Их изобретение приписывают певчему дьяку Ивану Шайдуру, хотя изобретателем является певчий того времени.

Церковно-певческий звукоряд охватывает 12 ступеней от g(мал.окт.) – d(2откавы). Он делился на отрезки из 3 ступеней – согласия.

1-е простое

2-е мрачное

3-е светлое

4-е тресветлое

Звуки согласий обозначали буквами:

ГН – гораздо низко;

Н – низко;

С – средним голосом;

В – высоко.

Построение певческого звукоряда было специально закреплено комиссией из знатоков церковного пения.

Они добавили к крюкам принАки, итогом работы тало создание азбуки знаменного пения. Все рукописи исправлялись по всем правилам азбуки и лишь после введения признаков и помет, знаменные рукописи поддаются почти полной расшифровки.

Разное церковное пение:

Кондакарное пение (торжественное песнопение). Интересно, что кнодакарное пение как и другие виды знаменного письма не расшифровано!!!

Так как на первый певческий слог приходится много певческих знаков, вероятно он изобилует мелизматическими фигурами.

Иногда, вставляли ничего не значащие слоговые вставки. Вероятно. Кондакарное пение было сольным, а хор лишь повторял заключительные фразы строф, это было высоко развитым искусством пения пришедшем из Византии, о чем говорят вставки греческих текстов. Сохранились лишь несколько сборников кондакарЕй XII-XIII вв.

Эволюция пения

Зволюция знаменного пения прошла от речетации, через распевность к мелодической гибкости широте и свободе. Так как распевщики были выходцы из народа, очень возможно вляние народной песни. Церковь строго отбирала народные элементы!!!

*Общие с народной песней: -попевки;-ладовая переменность.

Как и русские народные песни знаменный распев строился на основе отдельных попевок. Они распределены на 8 гласов – система осмогласия, эта система была заимствована из Византии в VII – VIII вв. – октоик. Песнопение 1 гласа исполняется в течении, через 8 недель цикл повторяется.

Строение попевки

Попевки основаны на плавных поступательных движениях мелодии в пределах терции и кварты с опеванием устойчевых ступеней. Внешне строгие напевы, внутренне обогащены ладовой переменностью – аналогично ладовой переменности народной песни.

Создан целый учебный образец отдельных попевок он представлен как погласицы XVI-XVII вв.

ОТЛИЧИЕ ОТ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

 

1. Нет широких мелодических оборотов;

2. Нет бесполутоновых трихордовых оборотов (пентатоника).

Догматик – ряд церковных песнопений, где в поэтической форме излагались христианские догматы.

В XVI веке стилистически знаменнй распев обогащается длительными распевами отдельными слогами текста: большой распев, в отличии от малого. Важную роль в этом сыграл – Федор Крестьянин (придворный Ивана IV).

Мелодические украшения – фиты и лица.

В особо торжественных случаях применялся красочно звучащий вид песнопения – демественный распев. Создал его Василия Рогов XVI в.

С именем Рогова связано и возникновения первой формы церковного певческого многоголосия – строчное пение:- пение в несколько голосов, которые записывались в рукописях один над другим. Наиболее распространённое – трехстрочное пение – трехголосие.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ КРЮКОВОГО МНОГОГОЛОСИЯ

1.Приобладают 2-х-3-х голосия, 4-редко.

2.При3-х голосии мелодия называется путь и помещалась в середине, а сопровождение голоса верх, них.

3. В приемах голосоведения много общего с народно-хорводной гетерофонии. (Расхождение м.б.3,ч.5).

5. в 3-х голосном складе сохраняется параллельное движение голосов, так возникают красочно звучащие гроздья параллельные трезвучий, характерные и для народного многоголосия.

 

Автор: Антипкина Анастасия Игоревна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...