Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место гос-ва в политической системе общества




Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятия «государство;, и «политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всемногообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом ка­честве государство играет особую роль в политической системе, при­давая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет ос­новной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в политическойсистеме общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных

границах по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред­назначенным для управления обществом;

4) обладает «силовыми»- структурами (вооруженными силами, полицией, службой безопасности и т.п.);

5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

40. Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3) нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Наиболее распространенной и общепринятой типологией современных партий является бинарная классификация, разработанная М. Дюверже, при которой выделяются: кадровые партии как результат развития избирательных комитетов в «низах» и парламентских групп «в верхах» и массовые партии как продукт всеобщего избирательного права.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Они ориентированы на электоральные (выборные) функции. В них доминируют парламентарии. Большую часть кадровых партий составляют либеральные и консервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся, прежде всего справа и в центре. В качестве примера таких партий обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии характеризуются многочисленностью (десятки, сотни тысяч членов) и идеологической ориентированностью своей деятельности. Между членами партии существуют тесные связи и, как правило, жесткая организация.

Разделение партий на кадровые и массовые соответствует разделению на партии со слабой и сильной организацией. Массовые партии носят централизованный характер и имеют сильную организацию. Кадровые партии — наоборот (исключением является Великобритания, где консервативная и либеральная партии обладают более централизованной организацией, чем подобные партии в других странах). В кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, депутат может действовать независимо от других депутатов той же парламентской группы, поскольку большинство кадровых партий «мягкие», т.е. в отличие от «жестких», массовых партий не соблюдают дисциплину голосования. Есть, конечно, исключения.

Например, консервативная партия Великобритании, являясь «жесткой» кадровой партией, обязывает своих парламентариев при голосовании соблюдать партийную дисциплину.

США — единственная страна, в которой массовые партии не получили развития. Кадровые же партии сумели приспособиться к политической системе.

Новым явлением в политической системе многих стран стали «партии избирателей» — межклассовые и даже межидеологические организации, целиком повернутые к электорату.

Все партии в той или иной степени имеют идеологическую окраску, определенные идейные и ценностные ориентиры. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

Правящие партии консервативны, оппозиционные — более динамичны, ориентированы на изменения и реформы. Оппозиционные партии можно разделить на: легальные, разрешенные и зарегистрированные государством, действующие, как правило, в рамках закона; полулегальные, незарегистрированные, но и не запрещенные; нелегальные, запрещенные государством и часто действующие в условиях конспирации и подполья. Среди последних — революционные или радикально-националистические партии, поставившие своей целью насильственное изменение существующего строя.

По своему отношению к социальной действительности партии, в зависимости от того, намереваются ли они ее сохранить, частично изменить или радикальным образом преобразовать, подразделяются на консервативные, реформистские и революционные. Они могут иметь индивидуальное или коллективное членство, исходя из формы приема: непосредственной или через другие организации, например, через профсоюзы. В последнем случае человек, вступая в профсоюз, одновременно становится и членом партии, поскольку профсоюз является коллективным членом этой партии (пример тому — лейбористская партия Великобритании).

В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В их числе: а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции); б) активизация и интеграция больших социальных групп; в) создание политической идеологии и политических доктрин; г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов, элементов, структур и т.д.; д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства; е) участие в осуществлении государственной власти; ж) формирование общественного мнения; з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя); и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и т. д.

Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими нормами, но главным образом их деятельность регламентируется конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...