II. Работа над закреплением и обогащением словарного запаса
Негосударственная автономная некоммерческая организация Высшего профессионального образования «Институт мировых цивилизаций» "Утверждаю" Проректор Института Мировых Цивилизаций "____" ______________ 20___ года Задания для студентов заочного отделения Москва-2015 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
I. Работа над текстом
Прежде чем приступить к чтению и переводу текста по предложениям, необходимо предварительно ознакомиться с пояснениями к тексту, прочитать весь текст или его законченную часть, чтобы уяснить себе его общее содержание. Понять главное содержание текста - значит, понять тему текста и его идею. Тема текста - это предмет, событие, явление или действие, которое в сообщении называется или подразумевается. Тема — это отправная точка сообщения. Остальная часть сообщения - та информация, ради которой сообщение было осуществлено. Идея текста - главная мысль о данном предмете, вывод, к которому должен прийти читатель, ознакомившись с содержанием текста. Тема часто сообщается в заголовке или первом предложении текста. Идею можно понять, прочитав весь текст. Часто вывод приходится делать самому читателю. Чтобы выделить основное содержание текста, надо найти те фрагменты текста, которые несут смысловую информацию. Их называют ключевыми. Это могут быть отдельные слова, словосочетания, предложения, или группа предложений, которые выражают главную мысль текста. Если мы говорим об информационном жанре газет - это обычно предложения или предложение, которые можно назвать «ключевым». В тексте же почти каждый абзац имеет такое предложение, объединив содержание которых, можно сделать вывод об основном содержании текста.
После этой предварительной работы можно перейти к чтению и переводу текста по предложениям.
В целом работа над текстом состоит из следующих этапов:
1. Лексико-грамматический анализ, работа со словарем и перевод текста с полным его пониманием. • Перевод с иностранного языка на родной - это возможно более точная передача содержания иностранного текста грамматическими и лексическими средствами родного языка. Перевод и лексико-грамматический анализ взаимно дополняют друг друга, так как они являются двумя сторонами единого процесса. • Для того чтобы правильно перевести предложение, надо постараться догадаться о значении незнакомых слов. Прежде чем искать незнакомое слово в словаре, необходимо уяснить себе, какой частью речи оно является. Не смущайтесь, если не найдете точного эквивалента перевода слова. Даже носители языка стараются догадаться о значении по контексту. • Для пользования словарем нужно твердо знать алфавит иностранного языка. Кроме того, каждый словарь имеет свою систему условных обозначений, сокращений и свой порядок построения, которые объясняются в предисловии к словарю. Поэтому прежде чем пользоваться словарем, следует ознакомиться с его структурой. Помните, что словарь дает полную информацию о слове. • Если в тексте встречается незнакомое производное или сложное слово, то для раскрытия его значения нужно, используя знания правил словообразования и словосложения, расчленить производное слово на приставку, корень, суффикс, а сложное слово - на составляющие его слова-основы. Не следует выписывать незнакомые слова сразу из всего абзаца или текста, так как они могут Вам и не понадобиться в процессе чтения или даже привести к искаженному пониманию.
• Буквальный, дословный перевод нередко ведет к неточности в передаче мысли и даже к смысловым искажениям. Поэтому при переводе допускается отступление грамматического и лексического характера с целью как можно лучше передать смысл оригинала. Если перестроить порядок слов переведенного предложения в соответствии с требованиями строя и стиля родной речи, перевод обычно приобретает большую ясность и точность. • Идиоматические и другие устойчивые словосочетания и выражения одного языка (например, выражение «собаку съел») не могут быть дословно переведены на другой язык, и смысл не всегда можно уяснить из буквального перевода составляющих его слов. Значение таких словосочетаний или выражений рекомендуется искать в словаре по знаменательным словам, составляющим эти выражения. • Если в предложении грамматические связи неясны, необходимо провести тщательный грамматический и лексический анализ этого предложения. Для этого следует, прежде всего, выделить главные члены предложения — сказуемое и подлежащее — и определить, какой частью речи выражен данный член предложения. • Выделив сказуемое и подлежащее, надо определить относящиеся к ним второстепенные члены предложения и уяснить зависимость одного члена предложения от другого. • Анализируя сложное предложение, следует предварительно определить его вид (сложносочиненное или сложноподчиненное) и выделить его составные части. • При анализе и переводе предложений рекомендуется особое внимание обращать на новые, только что изученные грамматические формы и обороты. • Перевод текста может быть сделан в устной или письменной форме. Оба эти вида работы взаимосвязаны и друг друга дополняют. Однако следует помнить, что основным является правильное понимание текста и правильное чтение его вслух.
2. Чтение текста в цепом и проверка письменного перевода. После того как текст прочитан и переведен по предложениям, рекомендуется снова прочитать его от начала до конца и перевести или понять без перевода, добиваясь, чтобы в нем не осталось ничего, вызывающего сомнения. Чрезвычайно полезно прочитать сделанный перевод через несколько дней, не глядя в оригинал. Тогда, не находясь под влиянием подлинника, можно легче и скорее заметить смысловые искажения и стилистические недочеты.
3. Повторное чтение текста вслух для развития навыков плавного чтения. Для развития навыков правильного и плавного чтения следует повторно читать текст вслух без перевода. Читать надо медленно, громко, четко, не останавливаясь на неударных элементах предложения (артиклях, предлогах, глаголах-связках, вспомогательных глаголах и других служебных словах), т.е. произнося их слитно с теми словами, с которыми они грамматически связаны, например, предлоги или местоимения со следующими за ними существительными. Читать текст вслух желательно несколько раз, пока не будут достигнуты беглость и четкость чтения.
II. Работа над закреплением и обогащением словарного запаса
• Для того чтобы овладеть иностранным языком, необходимо накопить соответствующий словарный запас и закрепить его в памяти. Для этого рекомендуется составлять собственный словарик, записывая слова и выражения в специальную тетрадь или на карточки. • Каждое впервые встречающееся производное слово рекомендуется анализировать с точки зрения словообразования (выделить корень, приставку, суффикс). • Записанные слова и словосочетания следует постоянно повторять. Повторению слов, их заучиванию и проверке усвоения нужно уделять ежедневно не менее 10-15 минут. • Лучше всего запоминать слова не изолированно, а при повторении в связном тексте, поэтому регулярное чтение литературы на иностранном языке способствует расширению словарного запаса. Чтобы закрепить в памяти отдельные слова и выражения, рекомендуется: • систематически перечитывать изученные ранее тексты; • читать по возможности больше текстов, статей и книг на иностранном языке.
Все переводы текстов и лексическое задание должны быть напечатаны в строго установленном порядке и иметь оформленный титульный лист. Задание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|