Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтение слов и предложении с новой буквой.

Организационный этап. Сообщение темы урока

Учитель обращается к учащимся:

— На уроке мы познакомимся с еще одной буквой, у которой секретов так же много, как и у буквы Я. Открою вам первый секрет: новая буква — подружка буквы Я. Эти буквы имеют много общего. В конце урока постараемся ответить на вопрос, чем похожи и чем отличаются эти буквы.

 

Актуализация опорных знаний

Повторение изученных букв. Учитель указкой выбирает букву на схеме «Карта города букв», учащиеся называют звуки. При указании на буквы, которые обозначают согласные звуки, учащиеся называют два звука — твердый и мягкий. При указании на букву Я учащиеся называют два звука — [й'а].

— В каких случаях буква Я обозначает два звука? (В начале слов и после букв гласных звуков.) Какие это звуки? (Согласный звук [й'] и гласный звук [а].)

— В каком случае буква Я обозначает один звук? (После букв, обозначающих согласные звуки.) Какой это звук? (Гласный звук [а].)

— Какую еще работу выполняет буква Я, если стоит после согласных? (Указывает на то, что согласный звук —мягкий.)

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Учитель организует чтение слогов «согласный + гласный» по таблице (см. первый форзац букваря). Слоги с буквой Я читаются приемом «снежный ком».

По усмотрению учителя организуется выборочное чтение слогов по демонстрационной слоговой таблице.

Учащиеся читают хором слова на доске или карточках:

Яхта язык дыня пятки моряк

Вахта ярлык гиря прятки родня

Бухта маяк кухня прямо пятый

Проверка понимания учащимися лексического значения слов.

3. Изучение нового материала. Знакомство с буквой Ю

Звуковой анализ слов. Выделение и характеристика звуков [й'у]. Учитель продолжает работу с прочитанными словами:

— Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к морю. (Яхта, вахта, бухта, маяк, моряк.)

— Как называют юного матроса, который учится мореходному делу? (Юнга.)

На корабле он служит,

С морской волною дружит.

Он юн пока что, но потом

Он станет смелым моряком. (Юнга.)

Звуковой анализ слова юнга, составление его звуковой модели учащиеся выполняют по алгоритму:

• слушают слово, произносят хором, повторяют для себя;

• выделяют голосом из целого слова первый (второй, третий и т. д.) звук;

• называют звук, работают с ним, дают характеристику — гласный / согласный, согласный твердый / мягкий, согласный звонкий / глухой;

• обозначают звук условным значком — карточкой для построения звуковой модели слова;

• проверяют — «читают» слово по схеме;

• делят слово на слоги и определяют количество слогов;

• выделяют ударный слог.

Выделяя первые звуки слова, учитель предлагает провести эксперимент, чтобы узнать, как работает рот.

— Откройте рот, послушайте тишину. Скажите «у». Получилось сказать «у» с открытым ртом? (Да.)

— Откройте рот, послушайте тишину и скажите «ю». Получилось сказать «ю» с открытым ртом? (Нет.) Что происходило со ртом, когда вы говорили «ю»? (Рот закрывается, потом открывается.)

— Какие звуки закрывают рот? (Согласные звуки.) Какие звуки открывают рот? (Гласные звуки.) Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся.) О чем говорит то, что вначале прикрываем рот, затем открываем? (Сначала произносим согласный звук, затем — гласный.)

Создание проблемнойситуации. Учитель предлагает обозначить все звуки слова юнга буквами.

— Какой первый звук в слове юнга? Выделяем его голосом, тянем хором: [й'-й'-й'-й'унга]. (Звук [й'].)

— Если в начале слова встречается звук [й'], нужно быть очень внимательными! Этот звук в словах могут обозначать разные буквы. Буква Й работает в начале слов очень редко. Эти слова вам известны: йод, йог, йогурт, йорк. (Слова могут быть записаны на отдельном плакате.)

Учитель напоминает учащимся стихотворение.

На Й в начале очень мало слов.

Йод, йога, йогурт — вот и весь улов

— Значит, нужна особая буква, которая умеет обозначать не один, а два звука. Будем искать букву сразу для двух звуков!

 

— Выделяем голосом первые два звука, произносим их в слове более протяжно: [й'-й'-й'-й'-у-у-у-унга].

— Назовите первый звук. (Звук [й'].) Назовите второй звук. (Звук [у].) Произнесите вместе два первых звука. (Звуки [й'у])

— Нам нужна особая буква для звуков [й'у] -  Буква Я подойдет? (Нет.) Почему? (Буква Я обозначает звуки [й'а], а нам нужно [й'у].)

 

Введение буквы Ю для обозначения звуков [й'у].

— Если мы слышим рядом звуки [й'у], то обозначаем эти два звука одной буквой Ю. (Учитель показывает карточку с буквой Ю.)

— Буква Ю — особенная, она умеет обозначать в слове не один, а два звука — согласный звук [й'] и гласный звук [у]. Имя буквы — «ю».

Учитель открывает на схеме изображение буквы Ю или прикрепляет карточку с буквой на доску под зеленым и красным кружками. Проводит стрелки от буквы Ю к зеленому и красному кружкам.

— Покажем, что буква Ю выполняет сразу две работы — обозначает одновременно два звука: и согласный, и гласный. (Учитель ставит знак «+» между зеленым и красным кружками.)

— Кто попробует прочитать схему? (Буква Ю обозначает два звука — согласный звук [й'] и гласный звук [у].)

Учитель объясняет способы действия:

— Чтобы назвать букву, нужно произнести ее имя — «ю».

— Чтобы прочитать одну букву, надо произнести два звука — [й'у].

Учитель рассказывает о том, где будет жить буква Ю в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв.

 

Анализ графического образа буквы Ю. Для проведения анализа используются изображения буквы Ю в букваре (с. 110 — схема; с. 111 — клавиатура, экран, тетрадь), демонстрационные плакаты «Образцы написания букв», иллюстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.

 

Сравнение большой и маленькой букв. Учащиеся сравнивают изображение большой и маленькой букв Ю, называют ее элементы.

Учитель читает стихи о букве Ю или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках.

Ю шагает по дорожке                                     Чтобы О не укатилось,

На одной высокой ножке.                               Крепко к столбику прибью.

Рядом — с обручем девчушка,                      Ой, смотри-ка,

Ю задорная подружка.                                  Что случилось:

И сказать мы можем:                                      Получилась... буква Ю.

— Как они похожи!

— Какие предметы напоминает буква Ю? На что похожа буква?

 

Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлагает рассмотреть варианты печатной и письменной букв Ю, сравнить их.

По усмотрению учителя организуется конструирование, печатание или рисование недостающих элементов буквы Ю.

Обозначение звуков буквами. Учитель говорит, что теперь учащиеся готовы выполнить его задание — обозначить все звуки слова юнга буквами. Задание выполняется коллективно.

 

4. Повторение и закрепление полученных знаний. Расширение представлений о работе буквы Ю

Анализ позиции звуков в слове, их обозначение буквой Ю. Обогащение словарного запаса. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 110 (юнга, каюта, мальчик).

— Кто изображен на первом рисунке? (Юнга.) Какие звуки обозначены буквой Ю в слове? (Звуки [й'у].) Какое место занимают звуки [й'у] в слове юнга? ( Начало слова.)

— Как называется комната для проживания экипажа или пассажиров на корабле? (Каюта.) Повторите хором. Рассмотрите второй рисунок. Это каюта, в которой живет юнга. Что там необычного? (Круглое окно.)

— Окно на корабле или любом другом судне называется иллюминатор. (Учащиеся хором проговаривают слово.) Как правило, иллюминатор не открывается и служит для поступления в каюту света. Где еще можно встретить иллюминатор? Кто летал на самолете? Самолет — это воздушное судно. Круглые окна самолета — тоже иллюминаторы.

— Что еще на рисунке подсказывает нам, что это изображение каюты морского судна? (Из иллюминатора видно море.)

— Какие звуки обозначены буквой Ю в слове каюта? (Учащиеся под руководством учителя проговаривают слово — [кай'-й'-й'-у-у-ута], выделяют звуки [й'у].)

— Какое место занимают звуки [й'у] в слове каюта? Какой звук стоит впереди? Посмотрите на схему слова, проговорите слово. (В середине слова, после гласного звука.)

— Какая буква работает для обозначения звуков [й'у] в слове — маленькая или большая? (Маленькая.)

— На третьем рисунке изображен мальчик. Давайте придумаем для него имя. Какие звуки должны быть в начале его имени? (Звуки [й'у].)

— Почему вы так решили? (Эти звуки обозначены буквой Ю.)

— Как могут звать этого мальчика? (Учитель принимает все варианты имен, если они начинаются звуками [й'у]: Юра, Юрий, Юлий, Юлиан и др.)

— Есть ли у нас в классе ученики, чьи имена или фамилии начинаются со звуков [й'у]?

— Какая буква Ю понадобится для записи имени или фамилии — маленькая или большая? (Большая буква Ю.)

— Когда еще вы будете использовать большую букву? (Большая буква пишется в начале предложений. Названия городов, поселков и деревень пишутся с большой буквы.)

— По схеме в букваре расскажите о работе буквы Ю.

Повторение изученных букв. Работа организуется с опорой на домики букв (с. 111). Учащиеся читают буквы — нажимают пальчиком на клавишу и озвучивают букву, произнося нужный звук. (Алфавитное название буквы не используется.) Если клавиша обведена двойной линией, надо назвать два звука.

Учащиеся рассказывают о домике, в котором поселилась новая буква Ю. Это домик букв, обозначающих гласные звуки. Буква Ю обозначает два звука, поэтому ее квартира (клавиша) обведена двойной линией.

 

Введение способа чтения буквы Ю в начале слов и после букв, обозначающих гласные звуки. Чтение слов с опорой на картинку (с. 110).

Учитель вводит способ действия:

— Чтобы прочитать букву Ю в начале слова и после буквы, обозначающей гласный звук, нужно назвать звуки, которые буква Ю обозначает — [й'у].

Учащиеся рассматривают рисунки, читают слова.

Учитель поясняет значение слова юкка — название комнатного растения.

Анализ позиции буквы Ю в слове. Под руководством учителя учащиеся называют место буквы Ю в прочитанных словах.

Учитель обращает внимание, что буква Ю может сама образовывать слог или входить в состав слога с буквами, которые обозначают согласные звуки.

 

Чтение слов и предложении с новой буквой.

Текст «Игра "Повтори"» (с. 110). Учитель предлагает познакомиться с игрой, которую придумали дети. Учащиеся читают текст вполголоса, затем вслух по смысловым частям. Выбирается отрывок текста, который подходит к иллюстрации.

Игра «Повтори» проводится в классе.

 

Работа с текстом

В качестве подготовки к чтению текста организуется чтение слов в столбиках (с. 111). Учитель поясняет значение отдельных слов: юный — молодой; ют — место на верхней палубе корабля; уют — порядок, удобство и комфорт в квартире, доме, помещении.

Организуется работа с текстом «Юнга» (с. 111):

• чтение текста учителем;

• самостоятельное чтение текста вполголоса;

• чтение вслух по одному предложению (текст читается один раз);

• выборочное чтение по вопросам учителя;

• отработка восклицательной интонации в командах капитана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...