доцент к.ф-с.н. студент гр. ГМУ-113
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра «Философия и культурология» Происхождение человека с точки зрения эволюционной теории, теории креационизма РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия» Руководитель Разработал доцент к.ф-с.н. студент гр. ГМУ-113 ________________Лалуев В. Я. __________________Карян А. Г. (подпись) (подпись) _____________ __________ (дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _________________________________ ( запись о допуске к защите) ________________________________ _________________________________ (оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)
2013 год Содержание
Введение. 3 Глава 1. Теории происхождения человека. 4 1.1 Эволюционная теория. 4 1.2 Теория креационизма. 5 Глава 2. Недостатки эволюционной теории и теории креационизма. 7 2.1 Недостатки эволюционной теории. 7 2.2 Недостатки теории креационизма. 8 Глава 3. Появление человека как биосоциального существа. 10 Список использованных источников. 14
Наверное, каждый человек интересовался вопросом, а как возникла жизнь на земле, как появился человек, и в чем смысл человеческой жизни? В нашей работе мы рассмотрим вопрос: как появился человек? Рассматривая этот вопрос, прежде всего, следует ответить на следующие вопросы: 1. Основные теории происхождения человека, и в частности, эволюционную теорию и теорию креационизма. 2. Недостатки этих теорий в том виде, в котором они есть, а так же кто есть человек.
3. И, в третьем заключительном пункте следует рассказать о своём видении, как появился человек. Ответить на эти вопросы далеко не так просто и это происходит несмотря на то, что фундаментальные постановки в теории Ч. Дарвина к концу XX века практически все науки присягнули на верность эволюционизму, не умоляя значения эволюционного подхода, попытаемся обосновать неправомерность его распространения. Доказать это не трудно. Креациническая теория тоже содержит в себе много непонятного, что не объясняется с научным подходом и базируется на вере. В итоге необходимо критически пересмотреть разные теории и найти конструктивный подход к пониманию этого вопроса
Глава 1. Теории происхождения человека
1.1 Эволюционная теория
«Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других». То есть суть данной теории заключается в том, что человек произошел от высших приматов путем постоянного совершенствования и развития. Он сначала перешел к прямо хождению, что позволило ему лучше ориентироваться в окружающем пространстве, он смог раньше замечать опасность. Следующим этапом стало изготовление и совершенствование орудий труда, что позволило ему выделиться из окружающего животного мира. Дальше идет совершенствование орудий труда, сбор, познание, накопление фактов о природе, и их передача последующим поколением. Следующим важным этапом я считаю процесс объединения племен, что впоследствии стало одной из причин появления государства. С появлением государства появляются и религии, которые призваны объяснить явления окружающего мира, и легитимизовать правителя, то есть объяснить и узаконить его власть. Появляются мифы, которые объясняют явления окружающей действительности и дают руководства, как поступать в той или иной ситуации. Дальше в развитии человек накопляет и развивает знания.
К эволюционному подходу можно отнести теорию Дарвина теория пространственных аномалий, эти теории похожи поэтому их можно в данном реферате обобщить и рассматривать как одну, но несмотря на схожесть данных теорий есть небольшие отличия. Так в теории пространственных аномалий главным отличием от эволюционной теории является признание определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией. Хотя как говорил Виктор Пелевин «Когда вы подкидываете монету, все ее перемещения в воздухе обусловлены механическими причинами, в которых нет ничего случайного. Но с практической точки зрения выпадение орла или решки — случайность. Поэтому можно сказать, что все случайности закономерны, а все закономерности случайны». Тем самым можно сказать, что сторонники теории пространственных аномалий утверждают, что в развитие мира и всего живого происходит по определенному заданному плану (закону). 1.2 Теория креационизма
«Человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами». То есть теория креационизма (Божественного творения) утверждает, что человека создал Бог, боги или некие другие «высшие» силы. Так же, по моему мнению, к божественной теории можно отнести одну из теории ТВВ (Теории внеземного воздействия), а именно ту в которой говориться, что человек создан инопланетянами. Если мы присмотримся к этой теории то не найдем принципиальных различий этой теории от теории креационизма. Что бы ни возникало сомнений, давайте разберемся сначала кто такой Бог, кого люди называют Богом. Богом мы называем нашего создателя, то есть того кто своей волей или какими либо действиями сотворил нас.
Получается, если мы говорим, что нас сделали инопланетяне, то для нас они являются Богами, так как они создали нас. Единственное отличие инопланетян от Богов является тот фактор, что когда мы говорим о Боге, мы имеем в виду нечто сверхъестественное, обладающее некой могучей силой, которой нет ни у одного существа на земле. В большинстве религий Бога представляют, как духа, то есть он не материален. А инопланетяне в свою очередь материальны, они не обладают магическим и сверхъестественными силами, но они существа с развитым интеллектом с огромным багажом знаний и развитой технологией. Говоря, о нашем создателе как о Боге или как об инопланетянине мы даем характеристику свойств, какими обладает создатель по нашему мнению, либо он сверхъестественен, либо он (они) такие же, как мы только с развитыми знаниями и технологиями. Говоря о теории креационизма, я не склоняюсь ни к одной из религиозных толкований происхождения человека. Я хочу сказать, что Бог создал человека. Существование Бога косвенно может подтвердить недавнее открытие профессора Стюарта Хамероффа из отделения анестезиологии и психологии Университета Аризоны. Его открытие заключается в следующем: он физически объяснил существование того света с позиции квантовой механики.
Глава 2. Недостатки эволюционной теории и теории креационизма
2.1 Недостатки эволюционной теории
Прежде чем начать разговор о недостатках той или иной теории происхождения человека выясним, а кто есть человек? «Человек – это биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства». Здесь главным для нас является то, что человек это биосоциальное существо. Что же из этого следует? Из этого следует, что говоря о возникновении человека, мы должны говорить о возникновении его как биосоциального существа. И будет ошибочно рассматривать возникновения человека как биологического вида, или как возникновение человека как социального существа.
Из вышесказанного виден недостаток эволюционной теории. Суть его заключается в том, что данная теория рассматривает появление человека как социального существа, то есть подробно объясняет, как появился человек как социальный продукт, но не даёт объяснения как человек появился как биологический вид. В этой теории говориться, что человек произошел от высших приматов путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Все это хорошо, но остаётся не понятным, как появились те самые высшие приматы. Это и является главным недостатком данной теории.
2.2 Недостатки теории креационизма
Как говорилось выше человек это биосоциальное существо, поэтому не правильно будет говорить, как человек появился как биологический вид, упустив из виду социализацию и развитие человека. Человек постоянно развивается, ничего не статично. Если человека как биосоциального существа создал Бог, то получается, мы отвергнем то, что человек развивается. Человека как биосоциальное существо характеризуется тем, что он обладает даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства. Что бы все это делать, человеку необходимы знания. Эти знания человек добывает из окружающей среды, человек не рождается с готовыми знаниями об окружающем его мире, он их выявляет и находит. Это еще раз доказывает, что человек постоянно развивается. Еще одним доказательством того что человек был создан Богом как биологический вид является то, что у человека есть всегда выбор. Как мы уже обсуждали раньше, почему Бог создал сначала Адама, а потом Еву. Это было сделано для того что бы Адам сам сделал свой выбор нужна ему Ева или нет. Когда он сделал выбор, Бог воплощает его решение в жизнь. Так и в нашей ситуации создав нас как вид, Бог дает нам выбор становиться Человеком в полном смысле этого слова, для чего нам необходимо трудиться и развиваться, либо жить как все животные, но тогда получиться что мы пренебрегли Божественным даром. Потому что в отличии от животных Бог дал человеку интеллект и способность к развитию и мы должны использовать этот дар. И мы сделали свой выбор и пошли по светлому пути развития. Говоря о Божественной теории, я не склонен к религиозным трактовкам происхождения человека. Как нас создал Бог, я не знаю, и все теории в данной области я считаю мифами. Так как говориться в Библии, что мы созданы по образу и подобию Бога. Но как уже упоминалось выше, Бог не материален, Бог – дух, вследствие этого мы не можем быть созданы по образу и подобию Бога. Но если согласиться и с этим пунктом, что мы созданы по образу и подобию Бога, остаётся нерешённой одна проблема. Это проблема в том, что как говориться в Библии Бог создал Адама и Еву, а от них пошел человеческий род. Как известно, у Адама и Евы было трое детей Каин, Авель, Сиф, но они мужчины, и возникает вопрос, как же все-таки они продолжили свой род. Даже если предположить, что у Адама и Евы было больше детей и среди них были девушки, то остаётся не понятным, как продолжили свой род дети Адама и Евы ведь близкородственные связи запрещены.
Исходя из этого, сделаем вывод, что ни одна теория о происхождении человека не отвечает конкретно на вопрос о том, как произошел человек. Ведь как учит философия и КСЕ надо рассматривать проблему системно, выявляя все ключевые взаимосвязи, создавая целостную картину. На этом основании, необходимо объединить теории происхождения человека, а именно эволюционную теорию и теорию креационизма. Объединив эти теории, мы можем дать ответ на вопрос, как появился человек как биосоциальное существо.
Глава 3. Появление человека как биосоциального существа
Человек как мы уже говорили это биосоциальное существо. Теперь мы рассмотрим, как появился человек, как биосоциальное существо. Изначально Бог создал человека, как биологический вид это могли быть человекоподобные обезьяны или какие-то другие существа. Этих существ (предков человека) Бог создал в большом количестве, а не так как говориться в Библии что Бог создал Адама и Еву и от них произошел весь человеческий род. Это не правильная концепция, так как для продолжения рода детям Адама и Евы то же нужны пары, а их нет, ведь близкородственная связь запрещена, и опасна, так как ребенок, родившийся от близких родственников, будет больным. По этим причинам Богом были созданы десятки или сотни пар, которые и стали основателями человеческого рода. Большое количество пар обеспечивало продолжение рода каждого последующего поколения, исключало возможность инцеста. Главной отличительной чертой этих человекоподобных обезьян было наличие способностей к развитию и постижению окружающего мира. Как нам сейчас известно, человек на данный момент использует только 5 – 6 % возможностей своего мозга. То есть нам есть куда еще стремиться и что развивать. Наш создатель заложил в нас способности, которые мы еще не все постигли. Создавая предков человека, Он смотрел вдаль, давая возможность к практически неограниченному развитию и познанию мира. Обладая этим божественными дарами, человекоподобные обезьяны стали развиваться. Первым этапом развития было переход к прямо хождению. Этот переход давал человеку огромное преимущество перед другими животными. Передвигаясь на двух ногах, у человека появилась возможность раньше замечать опасность. Еще одни из важнейших этапов стали изготовление простых орудий труда и их совершенствование, появление членораздельной речи, накопление знаний об окружающих явлениях и попытка их объяснения, образование государств, дальнейшее развитие и накопление знаний и их систематизация, открытие фундаментальных законов природы, открытие законов механики, и облегчение человеческого труда путем введение новых технологии, создание нематериальных духовных благ. Но я больше склоняюсь к мысли, что происхождение человека это синтез не эволюционной теории и теории креационизма, а синтез теории пространственных аномалии и теории креационизма. Я склоняюсь к этому выводу, потому что считаю, что ход нашей эволюции идет по определенной программе. Как говорил Омар Хайям «Мяч брошенный не скажет: "Нет!" и "Да!" Игрок метнул, - стремглав лети туда! Но я для ясности хочу сравнить появление человека, с крысой в лабиринте. Нас послали в этот мир, крысу поставили перед входом в лабиринт. У крысы и человека нет обратного пути. Так вот крысу которую поместили в лабиринт должна пройти его. Но другой вопрос как она его пройдет и достигнет ли она конечной цели. Ведь пройти лабиринт можно несколькими способами, идя по лабиринту, крыса должна принимать часто решение куда свернуть и от этого зависит, куда она в конечном итоге прибудет, и как скоро прибудет, пройдет лабиринт. Выбирая куда пойти, она может пойти по длинному пути, а может по короткому, может пойти по легкому пути, а может по сложному пути с препятствиями, а может попасть в тупик. Крыса каждый раз делает выбор, она выбирает наиболее оптимальный путь, который на ее взгляд приведет ее к успеху. Но крыса, находясь на распутье, не знает, что ее ожидает впереди, она принимает решение сейчас, а последствия этого решения наступают позже. Она может выбрать сложный путь, но пройдя этот путь она станет сильной и достигнет конечной цели, а может выбрать легкий путь, но тогда она не станет сильной и не достигнет конечной цели. Но мы как экспериментаторы, которые наблюдаем за крысой, знаем, к чему приведет каждое решение крысы, мы знаем все возможные варианты развития событий, и мы знаем, что произойдет, если крыса выберет тот или иной путь. Так вот мы похожи на эту самую крысу и находимся в том же лабиринте. И когда мы идем по нему, то рано или поздно появляется выбор куда пойти, куда свернуть и в зависимости от нашего выбора будет зависеть наша судьба. Бог как создатель нас и лабиринта, в котором мы находимся, безусловно, знает все возможные пути, по которым мы можем пройти. Но он не знает, по какому пути мы пойдем, потому что Он дал нам выбор, и мы сами осуществляем этот выбор. Наши предки сделали правильный выбор. Они выбрали сложный путь. Но этот сложный путь развивает и совершенствует нас. Выделяет нас от животных. Этот путь делает из нас Человека. И наша задача не сбиться с него как сбились герой произведения Жуля Верна «Воздушная деревня». Они выбрали путь развития и достигнув высоких результатов перестали развиваться. Они посчитали, что им этого хватит. Они зашли в тупик. Выход из тупика – путь обратно деградация. То есть либо ты развиваешься и прогрессируешь либо ты не развиваешься и деградируешь. Человек же произошел от обезьяны благодаря труду поэтому, что бы оставаться человеком нам надо постоянно развиваться (трудиться).
Заключение
Итак, мы выяснили, что эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов, путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. А так же главным недостатком данной теории является то, что она не дает ответа, откуда появились высшие приматы; теория креационизма предполагает, что человека создал Бог, но данная теория не дает ответа как человек социализировался, то есть не дает ответа, как произошел человек как социальный продукт. Мы выяснили, что человек это биосоциальное существо и то, что взгляд на мир должен быть системным и целостным. По этому, мы пришли к выводу, что эволюционную теорию и теорию креационизма надо объединить. Объединив эти теории, мы получили следующее: предков человека (высших приматов, человекоподобных обезьян) создал Бог. И они в свою очередь под влиянием естественных факторов и естественного отбора и других факторов превратились в человека. Мы выяснили, что правильнее будет объединить теорию пространственных аномалий и теорию креационизма. И в итоге мы пришли к следующему пониманию как произошел человек. Человека как биологический вид создал Бог, в дальнейшем эти существа, наделённые от Бога разумом (способностью мыслить), решили познавать мир, то есть развиваться. Но путь этого развития был уже создан. Как мы создали для мыши в лабиринте множество путей, по которому она может пройти, так и для нас созданы пути развития, и просто мы выбираем по какому пути пойти. И главное не выбрать путь, который приведет нас в тупик. Человеком не рождаются, человеком становятся. «Плохой ли, хорошей рождается птица – Ей суждено летать. Человеку же так не годиться, человеком мало родится, Им еще надо стать». (Эдуард Асадов)
Список использованных источников
1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев. – М., 2002. – 604 с. 2. Грядовой Д. И. Философия—Естествознание / Д. И. Грядовой. – М., 2003. – 239 с. 3. Лосев А. Ф. Философия / А. Ф. Лосев. – М., 1991. – 525 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|