Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование философских взглядов Достоевского




Введение

Русская философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят далеко вглубь славянской истории. Она является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в, чем существенно отличалась от философии развитых европейских стран. Но не смотря на такое отставание от Европы, начало русской философии было поистине великим, так как оно связано с именами М. В. Ломоносова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Соловьева, Н. Бердяева. В их лице и в творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» - уже не как подражание Западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою лепту в мировую культуру.

Темой своего реферата я выбрала философию Фёдора Михайловича Достоевского, одного из выдающихся деятелей русской культуры 19 века. Ф. М. Достоевский принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Я считаю данную тему актуальной, так как Достоевский до сих пор вдохновляет философскую мысль. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, у него нет ни одного чисто философского сочинения. Он мыслит как художник, диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных «героев». Но во всяком случае, Достоевский принадлежит русской и даже больше, мировой философии.

Цель моей работы – изучение философии великого русского писателя и философа Фёдора Михайловича Достоевского.

Основные задачи:

1) осветить жизненный путь Достоевского;

2) описать основные этапы формирования его философской мысли;

3) ознакомить с идеей свободы Достоевского;

4) выяснить вклад Достоевского в такие направления философии, как этика, эстетика и историософия.

 

Глава 1. Процесс формирования философских взглядов Ф. М. Достоевского

Биография

Родился Федор Достоевский в 1821 году в Москве в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и Мария Федоровны, дочери московского купца. Будущий писатель получил неплохое домашнее образование: с ранних лет знает Евангелие, осваивает французский и латинский языки, знакомится с классической европейской и русской литературой – произведениями Жуковского, Карамзина, Вальтера Скотта, Шиллера, знает наизусть почти всего Пушкина, прочитывает Гомера, Шекспира, Сервантеса, Гете, Гюго, Гоголя. В 1834 году он поступает в пансион Чермака, в котором преподавали лучшие педагоги Москвы.

В 1838 году Федор Достоевский переезжает в Петербург для поступления в Инженерное училище. В 1839 году умирает его отец (есть подозрение, что он был убит его крепостными крестьянами). Потрясение, связанное с известием о смерти отца, явилось причиной первого эпилептического припадка Достоевского.

В годы учения в училище начинаются опыты литературного творчества, в 1841 году пишутся оставшиеся неизвестными драмы “Мария Стюарт” и “Борис Годунов” – знак изучения Шиллера и Пушкина. Достоевский занимается переводами романов Бальзака и Жорж Санд. Во время учебы живет очень бедно. Получая из дома значительные суммы, довольно беспорядочно их тратит, снова залезая в долги. Вообще денежные проблемы всю жизнь преследовали писателя. Лишь брак с Анной Григорьевной Сниткиной в 1867 году (вторая жена Достоевского), взявшей на себя устройство его издательских дел и отношений с кредиторами, ослабил напор этих проблем.

В 1843 году заканчивается учеба в училище и начинается служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде, однако в октябре 1844 Достоевский выходит в отставку.

В ноябре 1844 года написана повесть «Бедные люди». В 1845 году эта повесть публикуется в «Петербургском сборнике», она приносит Достоевскому славу «второго Гоголя».

В 1847 году Достоевский начинает посещать кружок М. В. Буташевича-Петрашевского, на котором обсуждались планы преобразований в России на основе идей французского утопического социалиста Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. В декабре 1849 года осужденных привозят на Семеновский плац, имитируют приготовления к смертной казни и в последний момент сообщают царскую милость о замене казни каторгой и последующей ссылкой. Свои переживания перед казнью Достоевский через много лет отразит в романе “Идиот”. Достоевский отбывает 4 года в Омской каторжной тюрьме, после чего до 1859 года служит в Семипалатинске. В 1859 году получает дозволение вернуться в Россию с проживанием в Твери, вскоре и это ограничение было снято, и Достоевский в возрасте 38 лет, наконец, возвращается в Петербург.

В начале 60-х годов выходят «Записки из Мертвого дома», отразившие опыт жизни на каторге, а также роман «Униженные и оскорбленные». В 62-63 годах Достоевский уезжает за границу.

В 1864 году выходят «Записки из подполья», исповедальная по форме работа; в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующих романах: «Преступление и наказание» (1865-66), «Идиот» (1867-68), «Бесы» (1870-73), «Подросток» (1874-75), «Братья Карамазовы» (1878-80).

Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.

 

Формирование философских взглядов Достоевского

Философия Ф. М. Достоевского – это философия гуманизма, призывающая к миру, единению народов и благополучию. Вместе с тем для Достоевского, как части русской философии характерна так называемая «философия предупреждения». Ее лейтмотив – нравственный запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

В своих общественно-политических взглядах Достоевский пережил несколько периодов.

В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли: он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл теоретическим социализмом. После увлечения идеями утопического социализма, произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей.

В апреле 1849 г. за участие в социалистическом кружке М. В. Буташевича-Петрашевского Достоевский был арестован. Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой.

Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой человеческой натуре. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого» прогресса и признает важность «почвеннических» идей. Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, порицал западную культуру за отсутствие в ней «братского начала» и чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Достоевский перенес все свое внимание на изменение самого человека, то есть, его нравственных устоев. Человек как личность занимает в творчестве писателя основное место. Автор размышляет над причинами, уничтожающими личность. И, по сути, он дает свои рекомендации – очищение нравственности происходит через страдания. Он, несомненно, понимал, что данное общество губит людей, а изменение его революционными методами, это тоже вариант, но только «наизнанку». Достоевский глубже и ярче всех выразил идею сочетания свободы воли с моральным законом.

Исследуя человека, автор обращает внимание не столько на процесс формирования его личности, столько на суть сформировавшегося человека. Его интересует смысл существования человека, суть его личности – то есть, спектр основных вопросов философии. Определить суть человека не просто. Мы умеем анализировать его разум и сознание посредством самого сознания. Но по Достоевскому, человек не сводится лишь к сознательному субъекту. Он подчеркивает ограниченность разума в познании человека. Разум сводит человека к тому, что он познал.

Лучшие люди в произведениях Достоевского – это люди сердца, чувств. И поэтому они ставят сердце на первое место. Этим важным моментом подчеркивается особое место русской философии. В том времени она защищала иную систему ценностей, иные цели и идеалы, нежели просвещенная, цивилизованная Европа. Рациональному знанию и иррациональной воле Достоевский противопоставил русскую духовность, понятия любви, долга, морали. В этом, по сути, безусловная «слабость», но и величайшая сила Достоевского, как мыслителя и художника.

В своих произведениях Достоевский прямо говорит о нравственных ценностях, таких как достоинство, совесть, справедливость, счастье. При этом он верит, что совесть человека неистребима. Но вместе с тем, проблема совести вводит нас в проблему счастья. Таким образом, размышляя о человеке, Достоевский заложил основы нового раздела философии – философии человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...