Расчет нормы времени на выполнение услуги
На многих предприятиях автомобильного транспорта использование норм, устанавливаемых на основе аналитически-исследовательского и аналитически-расчётного методов, по экономическим соображениям бывает затруднено. В этой связи для замены суммарных норм успешно могут использоваться методы укрупнённого нормирования и методы нормирования по типовым нормам. Укрупнённое нормирование представляет собой, по существу, одну из разновидностей аналитически-расчётного метода.
Нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих и установления нормированных заданий слесарям по ремонту автомобилей, слесарям по топливной аппаратуре, аккумуляторщикам, медникам, жестянщикам, кузнецам ручной ковки, ремонтировщикам резиновых изделий, обойщикам, малярам и мойщикам.
В основу разработки укрупненных нормативов (норм) времени были положены следующие материалы:
· Отраслевые типовые нормы времени на ремонт автомобилей в условиях АТП (Постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 г. № 14);
· "Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве", М., НИИ труда, изд. 1987 г.;
· Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; выпуски 1, 2, М., Машиностроение, 1988;
· хронометражные наблюдения и фотографии рабочего дня, проведенные в условиях автотранспортных предприятий;
· каталоги, справочные материалы.
Нормы времени даны на единицу объема работы, подлежащей выполнению одним исполнителем, указаны в человеко-часах, определены аналитически-исследовательским методом и рассчитаны по формуле (2.3):
(2.3)
где: Топ - оперативное время на операцию, чел.-час.; (берётся из технологической карты).
К - сумма времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные потребности в процентах от оперативного времени.
На основании анализа одноименных затрат времени, определенных с помощью фотографии рабочего дня, проведенных в производственных условиях автотранспортных предприятий, данная величина "К" составляет в среднем 13%. Затраты времени в зависимости от вида выполняемой работы представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. – Затраты времени в зависимости от вида выполняемой работы.
№
п/п
| Вид работы
| Затраты времени в %
|
Время на подготовительно-заключительную работу
| Время на обслуживание рабочего места
| Время на отдых и личные потребности
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
Постовые работы
|
1.
| Снятие агрегатов, узлов и деталей с автомобиля
| 3.5
| 4.0
| 7.0
| 14.5
|
2.
| Установка агрегатов, узлов и деталей на автомобиль
| 3.8
| 4.0
| 7.0
| 14.8
|
Участковые работы
|
1.
| Слесарные работы по ремонту агрегатов и узлов
| 3.5
| 2.5
| 6.0
| 12.0
|
2.
| Слесарные работы по ремонту электрооборудования
| 3.0
| 3.0
| 6.0
| 12.0
|
3.
| Слесарные работы по ремонту приборов системы питания
| 3.0
| 3.0
| 6.0
| 12.0
|
4.
| Медницкие работы
| 3.5
| 2.5
| 6.0
| 12.0
|
5.
| Жестяницкие работы
| 3.5
| 4.0
| 7.0
| 14.5
|
6.
| Кузнечно-рессорные работы
| 3.5
| 4.0
| 7.0
| 14.5
|
7.
| Арматурно-кузовные работы
| 3.5
| 2.5
| 7.0
| 13.0
|
8.
| Шиномонтажные работы
| 3.5
| 2.5
| 7.0
| 13.0
|
9.
| Обойные работы
| 3.5
| 2.5
| 6.0
| 12.0
|
10.
| Малярные работы
| 3.5
| 4.5
| 6.0
| 14.0
|
При внесении поправок в Единый тарифно-квалификационный справочник наименования профессий, разряды работ, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
Нормы времени установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ, характерных для большинства автосервисных предприятий.
При внедрении на предприятиях более современной, чем предусмотрено в типовых нормах, технологии работ, обеспечивающей рост производительности труда, следует данные нормы времени корректировать.
При разработке норм времени могут использоваться данные завода-изготовителя, а также данные хронометража непосредственного выполнения операций с учётом выполнения диагностической и исполнительской части операций.
Нормами учитывается время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение материалов, инструмента и приспособлений, с подноской их к месту работы и сдачей после окончания работы, на заправку и заточку инструмента в процессе работы, обслуживание приспособление и оборудования, получение заданий и оформление нарядов, а также перемещение материалов, деталей и оборудования на расстояние до 30 м (с учетом одной физкультурной паузы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………..
Приложения А
Маршрутная технологическая карта м подвески автомобиля Renault Logan с целью увеличения
геометрической проходимости заменой пружин передней и задней подвески и установкой проставок.
Общая трудоемкость 340 (чел. мин)
|
№
оп.
| Наименование операций и содержание работ
| Место
выполнения
операций
| Исполнитель
| Трудо-емкость чел.мин.
| Приборы, инструменты, приспособления, материалы (модель, тип, код, фирма)
| Технические требования и указания
|
| Мойка
Вымыть и высушить автомобиль
| Пост автомойки
| Мойщик
|
| Karcher 7.750 (220V,50Hz), вода, компрессор Fubag B2800B/100 CM3, автошампунь, обдувочный пистолет, протирочная салфетка
| Не допускать повреждения лакокрасочного покрытия
|
| Перемещение
Перегнать автомобиль на пост комплексных работ и установить на подъемник
| Пост комплексных работ
| Мастер-приемщик
|
| Своим ходом
Подъёмник двухстоечныйDATALINER LF-140B
| Не допускать загрязнения автомобиля
После установки на подъемник затянуть ручной тормоз
|
| Разборка
Открепить и снять переднее правое колесо
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Подъёмник двухстоечный DATALINER LF-140B Пневмогайковерт PAW-04006RK2, компрессор Fubag B2800B/100 CM3
| Предварительно проверить утечку воздуха
|
Продолжение прил. А
№
оп.
| Наименование операций и содержание работ
| Место
выполнения
операций
| Исполнитель
| Трудо-емкость чел.мин.
| Приборы, инструменты, приспособления, материалы (модель, тип, код, фирма)
| Технические требования и указания
|
| Разборка
Открепить и снять правую амортизационную стойку
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Маркер Edding e-780, белый, ключ шестигранный «6» DIN911, ключ гаечный накидной отогнутый на 75о «на 21», ключ гаечный рожковый оц.13х17 ГОСТ 2839-80, ключ гаечный рожковый оц.17х19 ГОСТ 2839-80, головка торцевая сменная 18мм ГОСТ 25604-92, вороток под головки 3/4"
| При откручивании верхнего крепления амортизаторной стойки, придерживать стойку от падения
Телескопическая стойка в сборе с пружиной и опорной стойкой
|
| Разборка
Открепить и снять пружину с амортизационной стойки
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Приспособление для сжатия пружин KA-7173, ключ шестигранный «6» DIN911, ключ гаечный накидной отогнутый на 75о «на 27»
| При работе со сжатой пружиной соблюдать осторожность
|
| Сборка
Установить и закрепить новую пружину на амортизационную стойку
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Приспособление для сжатия пружин KA-7173, ключ шестигранный «6» DIN911, ключ гаечный накидной отогнутый на 75о «на 27»
| При установке пружины следить за тем, чтобы конец нижнего витка упирался в специальный выступ нижней чашки пружины
|
| Сборка
Установить и закрепить межвитковую полиуретановую подушку
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Мыльный раствор, стяжки бесцветные полиамидные
| Края подушки не должны пересекаться
Стяжки продевать через вторые отверстия подушки
|
Продолжение прил. А
№
оп.
| Наименование операций и содержание работ
| Место
выполнения
операций
| Исполнитель
| Трудо-емкость чел.мин.
| Приборы, инструменты, приспособления, материалы (модель, тип, код, фирма)
| Технические требования и указания
|
| Сборка
Установить и закрепить амортизационную стойку
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Ключ шестигранный «6» DIN911, ключ гаечный накидной отогнутый на 75о «на 21», ключ гаечный рожковый оц.13х17 ГОСТ 2839-80, ключ гаечный рожковый оц.17х19 ГОСТ 2839-80, головки торцевые сменные 18мм, 27мм ГОСТ 25604-92, вороток под головки 3/4", динамометрический ключ 1/2" AQW-N4200
| Момент затяжки болтов крепления поворотного кулака к стойке 105 Н-м. Момент затяжки гайки верхнего крепления стойки 44 Н-м
|
| Сборка
Установить и закрепить переднее правое колесо
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| ПнемогайковертAW-04006RK2,, компрессор Fubag B2800B/100 CM3
| Предварительно проверить утечку воздуха
|
| Разборка-сборка
Повторить операции 015-045 для переднего левого колеса
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| См. операции 015-045
| См. операции 015-045
|
| Разборка
Открепить и снять заднюю левую пружину
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Приспособление для сжатия пружин KA-7173, ключ гаечный рожковый оц.18х19 ГОСТ 2839-80
| При работе со сжатой пружиной соблюдать осторожность
|
Продолжение прил. А
№
оп.
| Наименование операций и содержание работ
| Место
выполнения
операций
| Исполнитель
| Трудо-емкость чел.мин.
| Приборы, инструменты, приспособления, материалы (модель, тип, код, фирма)
| Технические требования и указания
|
| Сборка
Установить проставку на пружину
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Нож хозяйственный 200/120 мм ГОСТ Р 51015-97
| Конец верхнего витка пружины должен упереться в уступ прокладки
При работе с ножом соблюдать осторожность
|
| Сборка
Установить и закрепить заднюю левую пружину
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| Приспособление для сжатия пружин KA-7173, ключ гаечный рожковый оц.18х19 ГОСТ 2839-80
| Установить пружину так, чтобы конец ее нижнего витка уперся в уступ прокладки
|
| Разборка-сборка
Повторить операции 055-065 для задней правой пружины
| Пост комплексных работ
| Слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда
|
| См. операции 055-065
| См. операции 055-065
|
| Перемещение
Перегнать автомобиль на участок диагностики и установить на стенд
| Пост комплексных работ
| Мастер-приемщик
|
| Своим ходом.
Стенд «ТехноВектор 4» мод.Т4216
| Не допускать повреждения и загрязнения автомобиля
|
| Регулировка
Отрегулировать углы развала и схождения колес
| Участок диагностики
| Специалист-диагност
|
| Стенд «ТехноВектор 4» мод.Т4216
| Не допускать повреждения и загрязнения автомобиля
|
Продолжение прил. А
№
оп.
| Наименование операций и содержание работ
| Место
выполнения
операций
| Исполнитель
| Трудо-емкость чел.мин.
| Приборы, инструменты, приспособления, материалы (модель, тип, код, фирма)
| Технические требования и указания
|
| Перемещение
Переместить автомобиль и установить его на вибрационный стенд
| Участок диагностики
| Специалист-диагност
|
| Стенд вибрационный PMS 3/X-PIT
| Не допускать повреждения и загрязнения автомобиля
|
| Контроль
функционирования
Проверить работу подвески
| Участок диагностики
| Специалист-диагност
|
| Стенд вибрационный PMS 3/X-PIT
| Заполнить диагностическую карту
|
| Перемещение
Перегнать автомобиль на участок выдачи
| Участок приемки и выдачи
| Мастер-приемщик
|
| Своим ходом
| Не допускать повреждения и загрязнения автомобиля
Выдать автомобиль клиенту
|
100% контроль качества осуществляется исполнителем на каждой операции.
|
Приложение Б
ОПЕРАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Операция № 15 – Разборка
Открепить и снять переднее правое колесо Исполнитель – Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда
№
| Наименование перехода
| Технические требования и указания
| Приборы, инструмент, приспособления
| Норма времени, чел∙мин
|
| Приподнять автомобиль до отрыва колес от пола
| Не поднимать колеса выше 10-15 мм от пола
| Подъёмник двухстоечныйDATALINER LF-140B
| 0.5
|
| Вывернуть 4 винта крепления колеса
| Убрать винты в специальный контейнер
| ПневмогайковертPAW-04006RK2, компрессор Fubag B2800B/100 CM3, контейнер пластмассовый
|
|
| Снять колесо
| Действие выполнять аккуратно, не повредить автомобиль и колесный диск
| Вручную
| 0.5
|
| Откатить колесо из рабочей зоны
| Отвёрткой удалить уплотнение фильтра
| Вручную
|
|
Общее время
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: