Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторение полученных знаний. Чтение слов с буквой Й

Звуковой анализ слов

Выделение и характеристика звука [й’]. Учитель просит назвать имена всех сказочных героев. После ответов учащихся педагог формулирует первое задание — найти (услышать) новый звук, который встречается в каждом имени. Напоминает способ действия:

—   Чтобы справиться с заданием, со словами нужно по-работать: произнести и послушать каждое слово, стараться прислушиваться к каждому звуку в слове. Многие звуки вам знакомы, вы уже работали с ними на уроках, но в этих словах есть звуки,секреты которых вы еще не знаете. Вы должны найти новый звук, который есть во всех словах — именах сказочных героев.

Учитель четко проговаривает слова, делая акцент голосом на звуке [й’]. Учащиеся повторяют каждое слово сначала хором, затем индивидуально, для себя: Читайка, Нечитайкин, Айболит, Бармалей, Знайка, Незнайка, Дюймовочка.

—   Какой звук встречается в каждом имени? (Звук [й’].)

Примечание. Если учащиеся допускают ошибку и называют другой звук, учитель предлагает проверить, есть ли этот звук во всех словах, и называет имя сказочного героя, в котором этого звука нет.

—   Давайте поработаем с этим звуком и узнаем, он гласный или согласный. Откройте рот, послушайте тишину, а потом произнесите звук [й’].

—   Как работал ваш рот, когда произносили звук [й’]? (Рот закрывался.) Правильно, звук [й’] закрывает рот. Какой вывод можно сделать? (Это согласный звук.)

—   Какой фишкой обозначаем на схеме согласный звук? (Согласный звук обозначаем синим или зеленым кружком.)

—   Продолжаем наблюдать за новым звуком. Как работает язык: он напрягается, становится тверже или остается мягким? (Язык остается мягким.) Как ведут себя губы, появляется легкая улыбка? (Да.) Какой вывод делаем? Звук [й’] — твердый или мягкий? (Это мягкий согласный звук.)

—   Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? (Зеленым кружком.)

Учитель прикрепляет на доску зеленый кружок или открывает его на схеме «Работа буквы И» (по аналогии со схемой в букваре, с. 102).

—   Звук [й’] — звонкий или глухой? Проверяйте сами! (Учащиеся используют для проверки известные им способы, действия — закрывают уши, дотрагиваются до горла рукой, слушают, наблюдают за работой органов речи.)

—   Звук [й’] — согласный звонкий. Каким значком обозначаем звонкость согласного звука на схеме слова? (Звоночком.)

Учитель прикрепляет над зеленым кружком звоночек или открывает его на схеме «Работа буквы И» (по аналогии со схемой в букваре, с. 102). Вывод: звук [й’] — согласный звонкий мягкий.

Развитие фонематического слуха.

Физкультминутка.

Попробуйте услышать звук [й’] в других словах. Я буду называть слова. Если вы услышите звук [й’] в начале слова, станьте на носочки и поднимите руки вверх. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

—   Если звук [й’] услышите в середине слова, разведите руки в стороны. (Учитель демонстрирует, учащиеся по вторяют.)

—   Если звук [й’] находится в конце слова, присядьте. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

—   Если в слове звука [й’] нет, на носочках кружитесь на месте, руки на поясе. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

станьте на носочки и поднимите руки вверх. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

—   Если звук [й’] услышите в середине слова, разведите руки в стороны. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

—   Если звук [й’] находится в конце слова, присядьте. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

—   Если в слове звука [й’] нет, на носочках кружитесь на месте, руки на поясе. (Учитель демонстрирует, учащиеся повторяют.)

Чай, чайник, чайка, иволга, ручей, йогурт, линейка, читай, трамвай, автобус, троллейбус, метро, йог.

Знакомство с буквой Й

Введение буквы Й для обозначения звука [й’].

—   Читайка считает, что вы очень внимательные ученики, и готова познакомить вас с новой буквой. Эта буква, как и все жители города Букваринска, выполняет свою работу. Она обозначает звук [й’]. Называется буква «и краткое» — это.ее полное имя. Иногда букву называют кратко - «ий».

Учитель открывает на схеме изображение буквы Й или демонстрирует букву на карточке и прикрепляет ее под зеленый кружок. Проводит стрелку от буквы Й к зеленому кружку.

—   Буква Й обозначает мягкий согласный звук [и’].

—   Какую работу выполняет буква Й? (Одну работу — обо значает звук [й’]).

—   Чем эта буква отличается от всех известных нам букв, обозначающих согласные звуки?

—   Обратите внимание! Буква Й обозначает только один согласный звук [й’] — звонкий мягкий. Все буквы согласных звуков, которые вы учили раньше, обозначали два звука —- твердый и мягкий.

Учитель объясняет способы действия:

—   Чтобы назвать букву, нужно произнести ее имя -  и краткое».

—   Чтобы прочитать одну букву, надо произнести звук — [й’].

—   Учитель рассказывает о том, где будет жить буква Й в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв.

Анализ графического образа буквы Й. Для проведения анализа используются изображения буквы Й в букваре (с. 102 — схема; с. 103 — клавиатура, экран, тетрадь), демонстрационные плакаты «Образцы написания букв», иллюстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.

Сравнение большой и маленькой букв. Учитель обращает внимание учащихся на изображение большой и маленькой букв Й, предлагает обвести их пальчиком, сравнить.

—   Похожи друг на друга большая и маленькая буквы? (Да.) Чем отличаются буквы? (Размером.)

—   Из каких элементов состоит буква?

Сопоставление с другими буквами. Учитель организует сравнение букв Й, И, Н. Устанавливается сходство и различие в их графической форме.

Учитель читает стихи о букве Й или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках.

Н надела поясок,

И надела поясок.

Буква Н — надела ровно,

Буква И — наискосок.

Ты ей шляпку подари —

Станет краткой буква И.           А. Шибаев [18, с. 8]

Две рукавички над шарфиком этим.

С буквой такою встречались вы, дети?

Шарф извивается змейкой смешной:

— Где рукавички? Они надо мной.

Вместе на Й мы, конечно, похожи,

И догадаться об этом ты сможешь.

                                                            Л. Заболоцкая [4]

 

—   Рассмотрите букву Й рядом с ее домиком (с. 103). Из каких предметов ее составили?

—   Какие предметы вам напоминает буква Й? На что похожа буква?

Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлагает рассмотреть варианты печатной и письменной букв Й, сравнить их.

По усмотрению учителя организуется конструирование, печатание или рисование недостающих элементов буквы Й.

Закрепление представлений о работе буквы, Й. Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 102 (йогурт, трамвай).

—   Что изображено на первом (втором) рисунке? Какие звуки обозначены буквой Й в слове? Какая буква работает для обозначения этого звука в слове — маленькая или большая? (Маленькая.)

—   В русском языке нет имен людей, названий городов, деревень, рек и озер, в названиях которых пишется большая буква. Да и слов, в которых буква Й пишется в начале, очень мало.

На Й в начале очень мало слов.

Йод, йога, йогурт — вот и весь улов [19, с. 251].

—   Все эти слова пришли к нам из других, иностранных, языков. Но если эти слова будут стоять в начале предложения, без большой буквы Й нам не обойтись! Поэтому большая буква Й людям тоже нужна — она будет указывать на первое слово предложения, его начало.

Примечание. Стихотворение можно выучить с учащимися наизусть, чтобы запомнить слова, в которых звук [й’] обозначается буквой Й. Знание этих слов будет также актуально на этапе знакомства с буквой Ё, обозначающей два звука [й’о] в начале слов и после гласных.

—   По схеме в букваре расскажите о работе буквы Й.

Повторение полученных знаний. Чтение слов с буквой Й

Развитие фонематического слуха. Подбор слов со звуком [й’]. Работа организуется по рисункам на с. 102. Учащиеся подбирают слова к каждой схеме, определяя позицию звука [й’] в слове:

•     звук [й’] в начале слова — йод, йорк (краткое название собак породы йоркширский терьер);

•     звук [й’] в середине слова — Знайка, Незнайка, Айболит, Дюймовочка;

•     звук [й’] в конце слова — Бармалей, змей, воробей, попугай.

По усмотрению учителя учащиеся получают индивидуальные карточки с дополнительным материалом для чтения (стихи к картинкам).

Чтение слов с буквой Й. Учитель организует чтение хором слов на доске.

йод                 йог                            Ай! Болит! Знай!

йорк                 йогурт                           Айболит        Знайка

Беседа об образовании слов Айболит, Знайка.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. Под руководством учителя составляется рассказ по сюжетным рисункам «Девочка и воробей» (с. 102).

Учитель предлагает озвучить диафильм — прочитать под кадрами то, что говорит девочка. Для каждого кадра выбирается нужная интонация, которая должна передать эмоции девочки. Анализируются помощник — знак препинания (восклицательный знак). Первый кадр — эмоции интереса, обращения к воробью; восклицательная интонация. Второй кадр эмоции боли, неожиданности; восклицательная интонация. Третий кадр — эмоции боли, жалости; восклицательная интонация.

Приходилось ли вам в жизни оказываться в такой же ситуации, когда вы отвлеклись, были невнимательны и случайно поранились? Что бы вы посоветовали девочке? (Нельзя отвлекаться, когда занимаешься делом. Надо осторожно обращаться с острыми предметами.)

Если случилось, что вы поранились, об этом надо обязательно сказать взрослому человеку (маме, учителю, врачу) и попросить обработать ранку.

Йод хороший,

Йод не злой,

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»,

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин [15, с. 71]

Повторение изученных букв. Работа организуется с опорой на домики букв (с. 103). Учащиеся читают буквы нажимают пальчиком на клавишу и озвучивают букву, произнося нужный звук. (Алфавитное название буквы не используется.) Если буква обозначает два звука (клавиша обведена двойной линией), учащиеся называют два согласных звука твердый и мягкий.

Учащиеся рассказывают о домике, в котором поселилась новая буква Й. Это одноэтажный домик букв, обозначающих согласные звуки. В этом домике живут буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. Буква Й обозначает один звук, поэтому ее квартира (клавиша) обычная.

Чтение слогов и слов с новой буквой. Учащиеся читают слоги, размещенные в рамке (с. 103). Учитель организует чтение, используя прием «снежный ком».

Чтение столбиков слов (с. 103). Проверка понимания значения слов. Учитель поясняет лексическое значение отдельных слов: лайм (цитрусовый фрукт зеленого цвета, по размеру меньше лимона, такой же кислый, как лимон), Рой, Рэй (клички животных, обычно — собак).

Работа с текстом

Организуется работа с текстом «Мирон и лимон» (с. 103): в чтение текста учителем;

•     самостоятельное чтение текста вполголоса;

•     чтение вслух по одному предложению (текст читается один раз);

•     выборочное чтение по вопросам учителя;

*     подбор фрагмента текста к иллюстрации;

*     отработка интонации обращения и восклицательной интонации.

Обучение чтению по ролям. Распределение ролей — мамы и мальчика Мирона. Чтение текста по ролям с опорой на рисунки — портреты тех, кто говорит реплики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...